Многим специалистам в этой области кажется, что салон красоты изначально создается для зарабатывания денег. Тем не менее, анализ ситуаций, возникающих в разных салонах с их экономической эффективностью, показывает, что часто это не так.
Мы захотели разобраться в этой интересной теме и провели исследование среди наших коллег (директоров и владельцев салонов красоты и косметологических центров), а также слушателей школы директоров.
Это исследование и постоянное работа по консультированию с владельцами, директорами, управляющими салонов красоты позволили нам выявить большую палитру мотивов – от бизнес-подхода, до «карманного салона» или даже «дорогой игрушки». Наиболее частыми мотивами оказались: «Потому что престижно иметь салон красоты», «Для того чтобы делать людей красивыми», «Потому что это красивый бизнес», «Потому что есть у моей подруги», «Для того чтобы потом было на что жить мне и моим детям», «Чтобы было не скучно сидеть дома», «Муж дал денег, чтобы я занялась делом», «Чтобы собрать хороший коллектив и вместе работать, одним словом для общения», «Для того чтобы зарабатывать деньги».
По нашему мнению такое не редкость. Создавать салоны красоты стало можно и престижно, как и отдыхать на элитных курортах, ездить на топ-моделях автомобилей. Хочется сказать только одно – это бизнес и он живет по своим законам. Люди, которые не хотят соблюдать эти законы, никогда не смогут получить ожидаемого результата. Ведь только от желания парить над землей, вы не полетите. Так и в салонном бизнесе существуют свои аксиомы, которые требуют к себе уважительного отношения. Наказания в салонном бизнесе внешне незаметные и часто выглядят, как снижение или вообще отсутствие прибыли в начале, до банкротства предприятия потом.
Нарушения могут быть в местоположении, названии, имидже предприятия, ценовой политике, политике в области заработной платы специалистов и прочее, прочее.
Давайте по подробнее рассмотрим опыты других руководителей, чтобы постараться не повторять «чужих ошибок».
Анализ мотивов создания салона красоты позволил нам увидеть точное повторение анализ потребностей А. Маслоу (Пирамиды Маслоу).
мотив первый – материальный (чтобы заработать денег; чтобы быть независимой материально и психологически от мужа; иное);
мотив второй – стабильность (чтобы было, на что жить в старости; пенсия; чтобы передать детям);
мотив четвертый – самоутверждение (это престижно иметь свой салон красоты; хочу, чтобы мой салон был самым лучшим, самым престижным; хочу стать известной и уважаемой; мне интересно руководить людьми; иное);
мотив пятый – самореализация (чтобы нести красоту людям; помогать воплощать свои идеалы в жизнь; красивый бизнес; хочу попробовать и понять что смогу; чтобы всем входящим в него было просто хорошо и комфортно; иное).
Такое разнообразие мотивов говорит о том, что у руководителя велик соблазн, нарушать некоторые основополагающие моменты в организации своего салонного бизнеса.
В чем особенности салона красоты перед другими видами бизнеса? Во-первых, это малый бизнес, и у руководителя часто нет ресурса плавучести, как в больших компаниях. Ошибка может стоить очень дорого.
Вторым моментом является то, что салонный бизнес – это сервисный бизнес, и успех в нем возможен только при сильной приверженности клиентов Вашему салону.
Третий момент – основная ставка на построение сплоченной и эффективной команды, а не на талант. «Талант выигрывает игры, а командная работа — чемпионаты», сказал один из величайших игроков современности Майкл Джордан, баскетболист Чикаго Буллз.
Если салон создается как бизнес, то в такой ситуации руководитель, как правило, выполняет все основные требования и маркетинга и управления. Особенно ревностно соблюдаются эти правила людьми, которые имеют богатый опыт в других сферах деловой жизни. Они понимают, к чему приводят непродуманные решения – к краху. Хотя нам известен случай, когда довольно элитный салон закрылся только из-за неправильного месторасположения и выбора целевой клиентской аудитории. В результате был сначала создан «дорогой» салон, у которого не было возможности организовать парковку для своих клиентов. Элитные клиенты не стали приезжать, а «простые» прохожие не готовы были выкладывать, например, 35 рублей за минуту загара. Так пропали вложенные в салон деньги.
В случае создания салона красоты как гаранта стабильного и обеспеченного «завтра», руководитель также будет стремиться к соблюдению положений маркетинга и управления. В противном случае такой салон долго не сможет прожить. Это его курица, несущая золотые яйца. Поэтом такой руководитель более осторожен и желает меньше допускать ошибок. Во всяком случае, такому салону сразу могут не грозить серьезные сложности. Они могут появиться позже. Об этом поговорим позднее.
Если салон красоты создается как место общения и время проведения «с приятными мне людьми», то здесь уже могут назревать определенные сложности с персоналом, а в следствие с клиентами, доходностью. Такой подход может быть хорош для закрытого клуба, до и то вряд ли. Руководитель рискует набрать команду людей, полностью разделяющих точку зрения директора. Только в таком салоне не будет развития, а будет больше «подхалимов», удобных для руководителя. Однако результатом вероятнее станет угасание и низкая конкурентная способность салона.
Если салон красоты создается как средство самоутверждения владельца, то что же в этом плохого? Абсолютно ничего, если руководитель сохранит трезвый и ясный взгляд на действительность. Просто слава и медные трубы одно из самых тяжелых испытаний в жизни любого человека. Частым примером при создании салонов красоты являются исходные мотивы – «Чтобы у нас было лучше всех, лучшие мастера, самые престижные услуги, самая громкая слава и пр.». В эту категорию попадают салоны, названные по имени владельца. Такой подход дает свои положительные результаты только в случае, если руководитель (владелец) – сам топ мастер. При таком варианте имя мастера послужит усилению рекламы салона.
Одной из распространенных ошибок в этой индустрии является заблуждение, что если я «классный» мастер, то я легко смогу руководить салоном красоты, что в этом трудного? Приходи и забирай прибыль. Однако большинство директоров только улыбнутся такому наивному заблуждению. Создать и «поднять» салон – это нелегкий труд по 12−16 часов в сутки без выходных, но приносящий ни с чем не сравнимое удовлетворение, наверное, такое же, как и от акта творения.
Если салон красоты создается как способ самореализации своих творческих способностей, то это прекрасно. Только не забудьте, дорогие руководители, что вы еще находитесь в мире бизнеса, в котором существуют свои законы и правила.
Одна из опасностей, подстерегающая директора, уход в область достижения максимально идеального результата. Не забывайте, что клиенты вашего салона – живые люди, вкусы и пожелания которых постоянно меняются и то что было прекрасно вчера уже почти никому не интересно завтра. Занимайтесь постоянным совершенствованием салона, только не забывайте и материальной стороне, именно она дает вашим сотрудникам возможность работать у Вас. Если работник станет существенно меньше зарабатывать, очень вероятно, что он поищет другую работу. Многие возразят, не хлебом единым жив человек. Согласен, но без хлеба может прожить примерно 3 месяца и все. Не ставьте его во главу угла, но и не игнорируйте.
Напоследок, хочется еще сказать несколько слов по поводу мотивов. Желание зарабатывать деньги приводит некоторых владельцев к тому, что они только забирают, ни давая средств на развитие салона. Такая позиция приводит тоже к упадку. Чтобы больше получать следует и определенные средства также периодически вкладывать в рекламу, в переоснащение, в повышение квалификации сотрудников, периодические ремонты.
Успех или провал в создании салона красоты во многом зависит от ответа на вопрос: «Чего я хочу на самом деле?» Это скорее вопрос не к сознанию, а к подсознанию. Именно в поле ответа и будут лежать ваши последующие решения. Так как это ваш внутренний голос ведет вас и отвечает за вас. Сложнее когда человек делает что-то по воле других людей. Одним из возможных моментов такой мотивации – слабая воля, боязнь принятия ответственности, желание жить за чужой спиной. Удобно, только при этом сохраняется чувство некоторой неудовлетворенности.
И дорогие директора, не забывайте, что Ваши сотрудники тоже не «безмолвное стадо». Если Вы не слышите их активных возражений, то может быть Вы им завязали рот, как Вини-Пух Пятачку в гостях у Кролика. Только у них всегда есть возможность Вам возразить – тихо своей плохой работой, саботажем Ваших инициатив. Не рубите с плеча. Постарайтесь увидеть и оценить ситуацию, а затем искать выход и принимать решения. Безвыходных ситуаций не бывает. Главное потом решения по выходу их сложной ситуации захотеть притворять и воплотить в жизнь.