Сегодня 25 апреля 2024
Медикус в соцсетях
21 января 2005

Открываем стоматологическую клинику. Часть первая: что это за бизнес?

Медицинский бизнес сегодня привлекает своей рентабельностью предпринимателей, большинство из которых никогда не учили латынь. Казалось бы, трудно назвать оригинальной затею открыть частную стоматологическую клинику – ведь услугами зубных лекарей человечество пользуется еще со времен египетских фараонов. Но в России частный стоматологический бизнес еще только формируется, и войти в него новичку не так сложно. Пока. Пусть вас не пугает кажущееся обилие вывесок «Стоматология» – каждый человек от природы наделен не только тремя десятками зубов, но и большой нелюбовью за ними ухаживать. Такое гремучее сочетание рано или поздно приводит к тому, что зубы начинают болеть, и народ бежит в поликлинику, и чем запущенней ситуация с зубами, тем дороже платит пациент. На этом разбогатело не одно поколение стоматологов. Сегодня, чтобы убедиться в высоком уровне доходов врачей, достаточно посмотреть на марки автомобилей, припаркованных  там, где проходит очередная стоматологическая выставка.
 

Оценим рынок

Только в Москве действует, по разным данным, от полутора до двух с половиной тысяч стоматологических клиник и кабинетов, хотя емкость рынка, по мнению специалистов почти вдвое больше. И дело даже не в том, что зубных проблем у населения стало больше ввиду плохой экологии, увеличению употребления сладкого и природной лености россиян, проявляющейся в нерегулярной чистке зубов. Скорее, с ростом среднего слоя россиян, приближающегося по уровню жизни к западным меркам, растут требования пациентов к качеству лечения и сервису.  Традиционно поход к зубному врачу ассоциируется с ужасной болью, поэтому сегодняшние пациенты предпочитают заплатить дороже за то, чтобы его встретили дружелюбно, успокоили, дали в уютной обстановке выпить чашечку кофе или стаканчик сока, расспросили о жизни, и лишь потом приступили к делу. И уж конечно, для обезболивания применили не устаревшие анестетики новокаиновой группы, а полностью блокирующие боль современные артикаиновые препараты. Современный пациент более образован, часто задает врачу упреждающий вопрос: «а что вы, собственно, собираетесь делать у меня во рту?» Знает, что существуют современные «мягкие» слепочные материалы. Такой пациент при виде стоматолога, замешивающего гипс, запросто может развернуться и уйти. Многие пациенты уже знают даже, что такое визиограф, и не хотят, чтобы их по-старинке облучали рентгеновскими аппаратами дедовских времен. Также и с оборудованием – полежав однажды в комфортном кресле от Кастеллини, пациент вряд ли захочет иного. Тут как Райкин подметил когда-то: «если итальянских туфель не видел, то и наши – во!». Босоногое детство закончилось, и те люди, что переехали из пятиэтажек в монолитные дома и коттеджи, стали разборчивей и требовательней. Хотя клиники с устаревшим оборудованием и отсутствием сервиса, берут меньше за лечение, но пациенты кошельком голосуют за более дорогое, но качественное обслуживание, поэтому средняя стоимость пломбы в Москве поднялась за последние пять лет почти вдвое. Росту числа стоматологических клиник и стоимости услуг способствует и то обстоятельство, что в обществе стало неприличным «носить» кривые зубы, иметь табачный или кофейный налет, и уж тем более демонстрировать зияющие пробелы в улыбке. Кроме того, россияне стараются теперь не удалять зубы, а лечить их, тем более что современные технологии и материалы позволяют побороться за сохранение зуба в самых запущенных случаях. Кроме того, пациенты понимают, что возможность отбеливания, например, зубов в домашних условиях по эффективности не идет ни в какое сравнение с клиническими процедурами.
 

Игроки стоматологического рынка

 
От советских времен нам досталось множество муниципальных и ведомственных клиник, хотя частный сектор, представленный как большими клиниками, так и одиночными кабинетами уже занимает  почти половину московского рынка  и продолжает расширяться.
Похоже, государственный сектор пока еще держится на плаву лишь из-за того, что врачи подрабатывают в таких клиниках неофициально, себе «на карман». В таких клиниках работают на устаревшем, изношенном оборудовании, обновлять которое никто не собирается.  Качество таких услуг могут вытерпеть лишь те, кто закален временами дефицита.
 
Частный сектор представлен тремя категориями:
  • Крупные клиники (порой с филиальной сетью), где,  как ни прячь, все-таки проявляются издержки поточной системы, такие как процентовка, борьба врачей за пациентов, высокая сменяемость кадров. В результате обезличенности  приема пациент порой даже не запоминает фамилии врача, зато последствия ошибок и огрехов в лечении или в сервисе легко распространяет на всю клинику.
·         Мини и микро- клиники, а точнее стоматологические кабинеты, где работает сам владелец. Сюда пациенты идут не на бренд, а на имя врача, который отвечает за все. Качество услуг здесь повыше, ведь стоить допустить ошибку и останешься без клиентуры. Но увы, такие мини-салоны с одной стороны весьма уязвимы (порой работают без надлежащей документации, которую собирать долго и дорого), и к тому же предлагают пациентам весьма ограниченный набор услуг – разнообразное оборудование таким кабинетам не по карману, да и поставить негде.
·         Быстрее всего развивающаяся система небольших частных клиник на три-четыре кресла. Это, пожалуй, самое перспективное направление, поскольку в такой клинике с одной стороны царит индивидуальный подход к клиенту, а с другой — ассортимент услуг  и рентабельность выше, чем у частных кабинетов. Не зря же, видимо, во всем цивилизованном мире главенствует именно система таких небольших стоматологических клиник.
 
На какие доходы можно рассчитывать?
Средняя выручка современных стоматологических клиник на четыре кресла составляет от тридцати до пятидесяти тысяч долларов в месяц, а после вычета расходов у владельцев может оставаться от пятнадцати до двадцати пяти тысяч долларов чистой прибыли. Величина клиники имеет значение. Чем меньше размер, тем меньше получается прибыль, потому что согласно нормам СЭС в каждой клинике должны быть вспомогательные площади, которые денег не приносят. Размер клиники от 200 до 250 метров принято считать оптимальным.
 
ЦЕНЫ НА УСЛУГИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ КЛИНИК
 
Вид услуги
Стоимость USD
Осмотр
15
Рентген
10
Анестезия
3
Удаление
25
Пломбирование
40 — 200
Протезирование (металлокерамика)
200
Снятие зубного камня
10 (с зуба)
 
 
Еще пару лет назад серьезный капитал стоматологического бизнеса просто не замечал, считая его прерогативой медиков. Но сегодня многие предприниматели из самых разных отраслей деятельности стали обращать внимание на то, что маржа в частной стоматологии может дать фору самым рентабельным сферам деятельности, а финансовые риски можно минимизировать, если сделать ставку на создание высокотехнологичной клиники с современным оборудованием. При этом, в стоматологическом бизнесе по-прежнему пока недостаточно быть только инвестором, чтобы получать высокие дивиденды, даже не появляясь в своей клинике. Этот бизнес остается человеческим и творческим, где от талантов руководителя во многом зависит успех дела. Задача владельца клиники – предложить пациентам те виды лечения, которые наиболее востребованы, подобрать эффективное оборудование, хороший персонал, и обязательно предусмотреть в клинике действенную систему контроля и учета.  Все перечисленное не требует медицинского образования, но заставляет изучить специфику стоматологического бизнеса, пройдя, например, недельный курс обучения в одном из учебных центров, посещать семинары и выставки. Эти знания помогут предпринимателю придумать немало «фишек», которые будут привлекать пациентов, и отличать его клинику от десятков безликих «стоматологий», появляющихся тут и там в каждом микрорайоне. О том КАК это сделать читайте в следующих публикациях.
 
 
 
по материалам журнала «Директор Инфо»
 
 
 


Комментарии

Поделиться:



28 февраля 2005  |  13:02
Мужской подарок для любимых женщин - собственный салон красоты.
Мужчины, вы уже задумались о том, что подарите своим любимым? Цветы, парфюмерия, драгоценности, даже тур в экзотическую страну все это уже банально. А что-нибудь оригинальное в голову не приходит? Подскажем. Подарите любимой интересное дело, настоящий женский бизнес, например салон красоты.
31 января 2005  |  14:01
Открываем стоматологическую клинику. Часть четвертая: мы вас еще не отговорили?
Медицинский бизнес – занятие весьма тонкое, самоуверенность здесь только во вред делу. А современная стоматология – одно из самых быстроразвивающихся направлений медицины. Как выбрать именно те методики и технологии, которые приведут владельцев клиник к успеху, а пациентов – к сияющей улыбке?
29 января 2005  |  14:01
Открываем стоматологическую клинику. Часть третья: затраты
Приготовьтесь к тому, что в каждый метр помещения вам придется вложить около тысячи долларов. То есть клиника размером в 200 метров обойдется в среднем в 200 000 долларов
24 января 2005  |  11:01
Открываем стоматологическую клинику. Часть вторая: концепция клиники, помещение и разрешения
Вы решились открыть стоматологическую клинику? Тогда первое, что следует сделать, это съездить на Канары. Это не шутка, потому что ближайшие полгода пройдут у вас в хлопотах и борьбе с различными органами госнадзора. Зато после того, как вы, отдохнувший и загоревший, вернетесь к активной деятельности, вам будет легче пройти все препоны.
05 ноября 2004  |  10:11
Повышаем загрузку салона красоты, урок второй: укрепление доверия клиентов до момента оказания услуг
Мы продолжаем практикум в помощь новичкам косметологического бизнеса и руководителям салонов красоты, в первом уроке мы рассматривали способы поиска и привлечения клиентов, вторая статья посвящена налаживанию отношений и установлению контакта с будущим клиентом. Статья подготовлена при содействии Президента Компании ВИП Клиник А. Андреева и других ведущих специалистов индустрии красоты.