Сегодня 24 апреля 2024
Медикус в соцсетях
03 августа 2007

Для внутреннего употребления.

Если честно, то из самой обычной, в общем–то, статьи получился в итоге настоящий детектив. А началось все с того, что в конце прошлого года мы встретились с владельцем одной из российских ИТ–компаний и с интересом обсудили его новый проект. Речь шла о революционном способе борьбы с контрафактной продукцией и прежде всего — поддельными лекарствами.
 
Речь не о «способе» борьбы с фальшивыми лекарствами, которые миллионы россиян принимают внутрь под видом дорогих и не очень дорогих средств, а о полномасштабной системе, основанной на применении информационных технологий. Поначалу редакции «Бизнес-журнала» виделся этакий легкий, познавательный материал о том, как при использовании компьютеров, баз данных и современных коммуникаций можно побороть одну из самых противных напастей новейшего времени, а заодно лишить миллиардных прибылей «пиратов», преумножив разом доходы производителей оригинальных лекарственных средств. Но дальше все пошло совершенно не так, как мы ожидали. Вместо того, чтобы забраться на трибуну и под аплодисменты возвестить всему миру о своем изобретении, авторы технологии категорически, то есть предельно жестко и членораздельно, потребовали не упоминать ни названия компании, ни, тем более, их имен.
 
— Хорошо, — сказали мы, — но ведь тогда вы попросту подарите свою технологию кому–то другому! В конце концов, все ваши ноу–хау содержатся именно в комплексе решений, выстроить который из кусочков способна любая более или менее опытная фирма, действующая на компьютерном рынке!
— Да нет, мы как раз защитимся с вашей помощью, — ответили нам. — Во–первых, нами уже предприняты меры по юридическому оформлению технологии. А кроме того, мы с редакцией подпишем двусторонний документ, в котором будет черным по белому сказано: такая–то публикация в «Бизнес-журнале» от такого–то числа подготовлена совместно с компанией такой–то. А значит, в случае чего мы всегда сможем отстоять свои интересы, апеллируя к статье в уважаемом издании.
За долгие годы работы в журналистике никто из нашего коллектива с таким способом продвижения (вернее, непродвижения) компаниями своих интересов не встречался. Но позицию наших таинственных контрагентов можно понять. Все мы ходим по вечерним улицам, а порой забредаем в полутемные переулки и подъезды. И что значит жизнь одного человека в сравнении с интересами глубоко коррумпированной индустрии подделок лекарственных препаратов!
 
На том и порешили. От целевого продвижения своих решений и переговоров с гигантами мировой фармацевтической индустрии наши новые друзья не отказываются. Но бить врага предпочитают из хорошо укрепленного убежища. И это их право.
 
Враг
 
— Фальсифицированые лекарства — проблема, с которой Россия столкнулась в последнее десятилетие. Однако это не сугубо отечественная действительность. По оценкам аналитиков, мировой оборот фальсифицированных лекарственных средств оценивается в 2,5 миллиарда долларов в год. Например, доля подделок в Колумбии составляет примерно 40% всех продаж, в США — 3,5–4%, на Кубе — 3–4% и т. д. Мировые лидеры в производстве контрафактных медикаментов — Индия, Пакистан, а с недавнего времени — Китай и Россия, — утверждает Давид Мелик–Гусейнов, руководитель департамента маркетинговых исследований ЦМИ «Фармэксперт».
В отчетах международных организаций Россия в последнее время все чаще фигурирует в роли рассадника заразы. «По данным аналитических агентств, доля фальсификата составляет от 5 до 10% российского рынка фармацевтической продукции», — комментирует ситуацию Ольга Шелудченко, генеральный директор аптечной сети «Ригла».
 
Проблема стоит того, чтобы подходить к ней с особым пристрастием. Просто потому, что на кону — человеческая жизнь. Даже если вам не удастся вернуть в магазин «неправильные» кроссовки, максимум, что вы потеряете, — это деньги. Тем временем разброс последствий приобретения фальшивого лекарства выглядит куда мрачнее.
— Сегодня фальсифицируется все. И дорогие препараты зарубежных компаний и дешевые отечественных производителей, которые в массовом порядке формируют спрос, — говорит Мелик-Гусейнов.
 
Как контрафактная продукция поступает на прилавки аптек? Способов множество — от подделки документов и распределения через подставные фирмы в маленькие аптечные киоски до обычной халатности.
 
Значительная часть контра
фактной продукции — это брак предприятий, совершенно официально ведущих свою деятельность. Да, кроме обязательного получения сертификата на каждую конкретную партию товара, лекарства во время «путешествия» по цепочке формирования стоимости должны быть еще не раз проверены. Однако элементарное мздоимство приводит к тому, что бракованные товары легко попадают на прилавки. «Хотя лекарства, прежде чем попасть в продажу, проходят многоступенчатый контроль (производителей, поставщиков, аптек), возможность того, что они все–таки будут продаваться, всегда есть. Где–то не уследили, где–то не заметили. Нередко поступают очень хитро: отдают на проверку одно, а поставляют совсем другое», — свидетельствует Вадим Винокуров, председатель комитета по развитию здравоохранения, медицинской и фармацевтической промышленности ТПП Московской области.
 
Где в первую очередь появятся опасные медикаменты? Чаще всего, в небольших киосках в переходах метро и в аптеках «на колесах». Покупая лекарственные средства в крупных аптечных сетях, покупатели в чуть большей степени застрахованы от неожиданностей. «Что касается аптек, то и они не всегда отслеживают, что продают. В основном, это касается мелких аптек. В крупных весь учет компьютеризирован, там проще отслеживать. К тому же и входящий контроль более тщательный», — уверен Вадим Винокуров. О строгих правилах приемки и проверки продукции, принятых в крупных аптеках, говорит и Ольга Шелудченко (аптечная сеть «Ригла»).
 
Стоит принять во внимание и тот факт, что вся крупная розница работает с крупными же дистрибьюторами, что, помимо явного сокращения передаточных звеньев, а вместе с тем и возможности проникновения контрафакта на прилавок, обещает еще один плюс: таких дистрибьюторов, работающих с производителями напрямую, можно пересчитать по пальцам.
А значит, они в большей степени подотчетны контролирующим органам, да и репутацию не захотят портить.
 
— Нашим главным поставщиком является Центр Внедрения «ПРОТЕК», лидер на рынке дистрибуции лекарственных препаратов. Компания работает напрямую с производителями, поэтому в наши аптеки лекарства поступают «из первых рук», — утверждает Ольга Шелудченко. — А ключевой инструмент в борьбе за «своего» покупателя в аптечной рознице — это создание механизмов, влияющих на лояльность. Это тот капитал, завладеть которым стремится каждая компания.
Александр Ходаков, руководитель информационной службы «Посольство медицины», настроен более пессимистично: «Не стоит уповать и на крупные аптеки, которые только одним своим имиджем якобы гарантируют подлинность товара. Владельцы аптек могут и не знать, чем торгуют».
 
Впрочем, участники рынка и не склонны преуменьшать масштабы происходящего. «Наибольшие экономические убытки от продажи фальсификата несут производители, им наносится серьезный моральный и материальный ущерб, подрывается доверие к их брэндам, — напоминает Давид Мелик–Гусейнов («Фармэксперт»). — Средний убыток в год составляет около 100–500 тысяч долларов США (8–40 тысяч долларов в месяц)».
 
Это значит, что именно производители должны были бы возглавить непримиримую борьбу с аптечными «пиратами». Но как раз на этом фронте изменений пока не видно.
— Наверное, единственным нашим союзником в этой борьбе, заинтересованным в победе не менее, чем мы, могли бы стать производители, чьи лекарства подделывают, подрывая тем самым их авторитет. Но они тоже от нас далеки, — сетует Александр Ходаков.
 
 
По материалам БИЗНЕС ЖУРНАЛА
и сайта www.startbiz.ru


Комментарии

Поделиться:



30 августа 2007  |  13:08
Открыть свою стоматологическую клинику? Почему бы и нет!
Открыть собственную клинику, ничего не понимая в медицине, спросите вы? А почему бы и нет! Разве самые успешные рестораны созданы поварами? А самые доходные салоны красоты – парикмахерами? Король автомобильной промышленности Генри Форд говорил при этому поводу: «Бизнесу нужен менеджер, а специалиста я найму по дешевке».
30 августа 2007  |  13:08
Злоупотребления персонала. Смириться или победить?
Данная статья написана для тех, кто не собирается мириться с воровством в своем ресторане, для тех, кто хочет контролировать работу заведения и при возникновении «левака» знать, откуда он появился и как его убрать.
16 августа 2007  |  15:08
Какие болезни везут в Москву мигранты?
По данным главного санитарного врача Москвы Николая Филатова, 14% приезжающих на заработки в Москву больны СПИДом, сифилисом, инфекционным гепатитом, туберкулезом.
07 августа 2007  |  16:08
Какой бизнес лучше? Несколько советов новичкам .
Для начала собственного бизнеса можно, конечно, взять большой кредит, вложит его разом в новое дело и добиться успеха. Но бизнес, выросший на пустом месте в очень короткий срок - может оказаться столь же хрупким, как карточный домик
03 августа 2007  |  14:08
Миллион за улыбку.
Голливудская улыбка, обнажающая белоснежные и ровные зубы, уже стала в России одним из эталонов красоты и здоровья. Так теперь принято в приличном обществе.