Сегодня 19 апреля 2024
Медикус в соцсетях
29 марта 2004

Технологическое обеспечение лечебно-диагностических процессов в клиниках США

     Анализ  проводится на основе данных осмотра и изучения трех многопрофильных лечебно-диагностических центров со стационарами (Bay Park Community Hospital, Florida HospitalCelebration Health”, Columbus University Hospital). Центры являются частными медицинскими учреждениями и оказывают как разовые платные услуги, так и в рамках добровольного медицинского страхования.
    Медицинские центры Bay Park и Florida Hospital построены как комплексы 3−4 этажных зданий, расположенных в пригородных парковых зонах. Госпиталь при университетской клинике города Коламбус расположен в центре города в пятиэтажном здании  и имеет небольшую парковую зону перед главным входом  (см. рис.1, рис.2 и рис.3).   
 
рис.1
рис.2
рис.3
 
рис.4
    Внутренняя планировка помещений необычна для российских госпиталей: для  помещений ожидания, приемных вестибюлей широко используются атриумы и второй свет. Такая планировка способствует очень светлым холлам, но при этом кабинеты специалистов обычно не имеют естественного освещения (см. рис.4 «Холл приема посетителей с регистратурой»   и рис.5 «Помещение ожидания перед кабинетом врача»). Внутренний дизайн медицинских помещений выполнен в максимальном приближении к дизайну дорогих гостиниц. По мнению американских медицинских  специалистов,  пациент должен чувствовать себя как гость, а не как больной. Это создает благоприятную психологическую обстановку для проведения лечения. Поэтому в палатах стационара все необходимое медицинское оборудование максимально скрыто в панелях и раздвижных шкафах.     
рис.5
   Все центры имеют амбулаторно-поликлиническую службу, развитую диагностическую службу,  хирургическую службу с отделениями реанимации и интенсивной терапии, службу скорой помощи, стационар, акушерско-гинекологический блок с родовым отделением. В Florida Hospital и Bay Park Hospital имеются отделения восстановительной медицины, которые также могут функционировать как лечебно-оздоровительные центры.
     Амбулаторно-поликлиническая служба представляет совокупность специализированных помещений с оборудованием для узких специалистов и смотровых врачебных кабинетов. Прием  в кабинетах обычно осуществляют частные врачи по предварительной записи. Такие врачи заключают соответствующие договора аренды с медицинскими центрами. При необходимости проведения специализированных лечебных или диагностических процедур врач направляет пациента в другие подразделения центра. Стоимость таких услуг центра оплачивается пациентом дополнительно.
   В настоящее время в двух госпиталях появились отделения профилактики, которые также содержатся частными врачами на условиях арендного договора с госпиталями. Это связано с повышенным вниманием общества в США к своему здоровью, необходимостью корректировки возрастных изменений и профилактики сопутствующих заболеваний.
      Диагностическая служба имеет в своем составе клиническую лабораторию и так называемую службу визуализации, объединяющую все подразделения с оборудованием, формирующем медицинские изображения. Служба функциональной диагностики отсутствует. По сути исследования: ЭКГ, ЭЭГ, исследование функций внешнего дыхания  и прочее, проводятся  врачами в своих кабинетах.
    
рис.6
Клиническая лаборатория не имеет разделений на общеклиническую, биохимическую, иммунологическую и гематологическую  лаборатории (за исключением микробиологической и цито-гистологической лабораторий).  Имеется одна лаборантская и общее помещение для установки автоматических анализаторов. Пробы анализов доставляются в помещение лаборатории с помощью пневматической почты (см. рис.6 «Зал клинической лаборатории). Непосредственно в зале лаборантской имеется открытая душевая кабина для экстренного обмыва обслуживающего персонала в случае  попадания реактивов.  
    Служба визуализации объединяет в себе следующие отделения: рентгенологическое, томографии (магниторезонансной и рентгеновской), эндоскопическое и УЗИ. Комплексирование всей информации осуществляется с помощью информационной сети на базе стандарта DICOM. Широко используются твердотельные принтеры, хотя в качества резерва везде имеются автоматические проявочные машины.
     В акушерско-родовом блоке используется технология проведения родов и нахождения матери совместно с ребенком в одном помещении. При такой технологии не выделяются предродовые и родовые помещения. Роженица сразу попадает из приемного отделения в родовой полубокс, там рожает и остается до выписки с ребенком. Для этого все полубоксы имеют соответствующее оснащение. Используемая концепция позволяет избежать разделения на физиологическое и обсервационное отделение. По мнению американских специалистов такая технология является более дешевой по сравнению с применяемой в Европе и не повышает риска гнойных инфекций.
    Интересно отметить, что после родов на каждом ребенке закрепляется  браслет с программируемым чипом. На входе в каждый полубокс имеется специальное устройство, активизирующее этот чип при попытке вынести ребенка. Сигнал сразу поступает персоналу, что позволяет контролировать несанкционированные перемещения новорожденного.
рис.7
    В хирургической службе и акушерстве используется необычная для России схема вентиляции, когда в каждом помещении имеется пульт управления расходом воздуха на приток и вытяжку (см. рис.7 «Местный пульт управления давлением в помещении»). Это позволяет создавать в помещении негативное или положительное по отношению к окружению давление и таким образом гибко выполнять нормативные требования при угрозе гнойных инфекций. Ответственность за управление эти пультом несет врачебный персонал, осуществляющий соответствующие лечебные манипуляции в данном помещении. 
     Следует также отметить, что в любом помещении, где проводятся лечебно-диагностические процедуры, имеется обязательно палатная консоль  со штуцерами медицинских газов: кислорода, закиси азота, углекислоты, сжатого воздуха, а также вакуумный штуцер. 
     Для качественного обеспечения лечебных процессов в госпиталях имеются различные общебольничные и вспомогательные службы: центральное стерилизационное отделение, пищеблок с сетью буфетов и центральной столовой, прачечная, служба медицинского газоснабжения, система подготовки и очистки воды. Отопление, кондиционирование и вентиляция во всех зданиях осуществляется с помощью интегрированного  единого центра, расположенного обычно на верхнем техническом этаже. Защита от шума работающих инженерных систем обеспечивается использованием соответствующих звукоизолирующих средств. Основная концепция инженерного обеспечения – максимальная независимость от городских энергосистем. Поэтому при каждом госпитале имеется своя автономная котельная для резервного отопления и подачи горячей воды, обеспечивается централизованное аварийное энергоснабжение как с помощью мощных источников бесперебойного питания с аккумуляторами, так и  дизельных генераторов.
     Большое внимание уделяется сбору, удалению и дезинфекции медицинских и биологических отходов. В каждом помещении предусматриваются контейнеры для сбора медицинских и биологических отходов. Медицинские отходы затем собираются, измельчаются, дезинфицируются, прессуются и только затем вывозятся на полигоны. Биологические отходы централизованно собираются специальной городской службой и сжигаются в  печи. Для контроля каждый контейнер снабжен штриховым кодом.    
рис.8
      Для организации, учета и управления потоками во всех госпиталях широко используются клинические информационные системы. Каждое место врача, пост медсестры имеют соответствующий порты компьютерной сети (см. рис.8 «Пост медсестры»). Кроме того, любому пациенту при поступлении в госпиталь выдается пейджер, на который с помощью единой системы выдаются сообщения о том какие процедуры ему необходимо сейчас пройти и в каком кабинете. Это позволяет избежать очередей и четко определять загрузку специалистов.   
   
рис.9
рис.10
 С помощью клинической информационной системы также четко планируется объем оказываемой медицинской помощи в соответствии с диагнозом, что позволяет избежать избыточных назначений и практически реализовывать схему страхования по «диагностическим программам». В частности, для осуществления контроля  лекарственным обеспечением процесса лечения в отделениях имеются специальные устройства, управляемые информационной системой, которые позволяют получать персоналу лекарства из места хранения  только после  идентификации личности получающего (по отпечатку пальца и паролю). Контроль же за получением упаковки лекарства  осуществляется с помощью штрих-кодового считывателя (см. рис.9 «Автомат выдачи лекарств»).
   В медицинских центрах США большое внимание уделяется обучению новым навыкам и повышению квалификации медицинского персонала. Для этого в центрах имеются специально оснащенные помещения. В частности, на рис.10 приведен внешний вид такой аудитории (в медицинском центре Florida Hospital), предназначенной для обучения эндоскопическим манипуляциям на анатомическом материале.
 
 
 
 

Резюме

  Прежде всего, следует отметить высокий уровень технического оснащения всех подразделений, как медицинских, так и инженерных анализируемых центров. Очень четко налажена сервисная служба, так как простой любого оборудования оборачивается сразу же финансовыми потерями. На всех уровнях осуществляется «жесткий» контроль  качества и объема оказываемой медицинской помощи. Для этого широко используются интегрированные информационные системы.
   Все медицинские центры имеют максимально независимые от городских сетей системы жизнеобеспечения зданий. Для этого используются дополнительные тепловые и энергетические источники.
    Одновременно следует отметить несоответствие целого ряда технологий требованиям как российских, так и общеевропейских нормативных документов. В целом в медицинских центрах США делается больший упор на использование современных дезинфицирующих средств и антибиотиков для борьбы с внутрибольничными инфекциями, чем на специальные планировочные и инженерные решения. По мнению  специалистов медицинских центров, такие решения позволяют получать достаточно низкий процент осложнений при меньших затратах.
    
    
 


Комментарии

Поделиться:



02 апреля 2004  |  14:04
Как добиться, чтобы в Вашу клинику стояла очередь?
Думается, что руководители всех стоматологических клиник, независимо от их размеров и уровня обслуживания, хоть раз задавались вопросом: как привлечь новых клиентов и где их найти? Видимо вы будете удивлены, но прежде чем вам удастся привлечь чьё-то внимание, потребуется ясно объяснить людям - а прежде всего выяснить для себя - что вы можете им предложить. Беда в том, что многие просто не могут внятно, простым и понятным для потребителя языком объяснить, что они предлагают, чем отличаются от конкурента, а главное - на кого их услуги рассчитаны!
31 марта 2004  |  13:03
Как я открывала салон красоты
Специальный корреспондент Комсомольской правды расследует тему «открыть салон красоты». Medicus.Ru рад тому, что в статье упоминается подборка материалов об этом, выложенная у нас на сайте в разделе Бизнес-практикум. Мы перепечатываем статью Риммы Ахмировой, потому что свежий и непредвзятый взгляд корреспондента популярной газеты, на наш взгляд, способен помочь тем, кто затевает создание салона красоты или СПА.
29 марта 2004  |  16:03
Оценка облика перспективного многопрофильного учреждения платной медицины
Первая реформа организации отечественного здравоохранения началась в 1992-1993 годах. Основной целью реформы был переход от полностью бюджетного финансирования и внедрение страховых механизмов в отрасль оказания медицинских услуг. Неудачи внедрения реформы и введение в 1999 году закона РФ «Об обязательном социальном страховании» по сути вернули здравоохранение к схеме прямого бюджетного финансирования, передав фондам обязательного медицинского страхования (ФОМС) распределительные функции. При такой схеме все показатели эффективности работы ЛПУ оказываются связаными с количеством койко-мест и количеством посещений, а не с качеством оказываемых медицинских услуг. Вместе с тем в России возник слой потребителей, которые могут и намерены оплачивать услуги, связанные с производством качественных медицинских благ и услуг. Это привело к возникновению рынка добровольного медицинского страхования и разовых платных медицинских услуг.
17 марта 2004  |  13:03
Пошаговая инструкция и бизнес-план создания салонов красоты
Мы давно обещали дать полную картину салонного бизнеса, раскрыть тайну экономики салона красоты и подробно рассказать о каждом шаге создания нового салона красоты. Посольство Медицины продолжает рассказ о том, как открывать салон красоты, избегая ошибок и руководствуясь советами специалистов.
20 февраля 2004  |  13:02
Сколько стоит открыть боулинг?
Словом «боулинг» сейчас уже никого не удивить, хотя в России боулинг-центры пока в дефиците. Так, например, в США одна дорожка для боулинга приходится на 2000 человек, а в нашей стране – одна на 65000. Всего в стране сейчас действует более 380 боулингов, 2500 дорожек, из них около половины – в Москве и в Санкт-Петербурге. Особенный бум открытия боулингов пришелся на последние два года, а в прошлом году шары боулинга докатились до самых дальних областей России.