Сегодня 19 апреля 2024
Медикус в соцсетях
 
Задать вопрос

ЗАДАТЬ ВОПРОС РЕДАКТОРУ РАЗДЕЛА (ответ в течение нескольких дней)

Представьтесь:
E-mail:
Не публикуется
служит для обратной связи
Антиспам - не удалять!
Ваш вопрос:
Получать ответы и новости раздела
23 августа 2011 12:00

Готов ли ребенок к школе?

Если ребенок научился читать и считать, родители думают, что он готов к обучению в школе. К сожалению, этого, как правило, недостаточно. Ребенок должен быть готов к школе психологически. Медицина выделяет два вида психологической готовности: личностную и интеллектуальную. Накануне 1 сентября мы не раз возвращались к этой теме, см. статьи Посольства Медицины: «1 сентября. Как преодолеть трудности возвращения из лета», «1 сентября, ваш ребенок становится школьником»,  «Почему ребенок плохо учится в школе? Часть 1», и «Почему ребенок плохо учится в школе? Часть 2».

Сегодня мы раскроем психологические аспекты подготовки к школе, к 1 сентября.

 
Психологи выделяют несколько критериев готовности ребенка к обучению в школе:

1. Одним из критериев является интеллектуальная готовность ребенка — способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика. Критерием интеллектуальной готовности является, также, развитая речь ребенка. Можно сказать, что интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга.
 
2. Следующим критерием является эмоциональная готовность ребенка - мотивация к обучению,
мотивация к обучению
умение сосредоточиться, управление эмоциями. Эмоциональная зрелость — умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
 
3. Социальная готовность - потребность в общении, коррекция поведения в коллективе, способность обучаться. К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение общаться, а также способность исполнять роль ученика.
 
4. Личностная и социально-психологическая готовность ребенка к школе – готовность к принятию новой социальной позиции школьника. Личностная готовность включает в себя навыки и способности войти в контакт с одноклассниками и учителями. Ведь дети, даже те, которые ходили в детский сад и оставались на какое-то время без родителей, оказываются в школе среди незнакомых им людей.
 
Волевая готовность ребенка к школе
5. Волевая готовность ребенка к школе – способность ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требует учитель, режим школьной жизни. В школе ребенка ждет напряженный труд. От него потребуется делать не только то, что ему хочется, но и то, что требует учитель, школьный режим, программа.
 
Подготовить ребенка к школе не всегда зависит от уровня его знаний. Главной проблемой, с которой столкнется ребенок с первого дня учебы — слово «надо».
 
Личностная готовность к школе подразумевает определенное отношение к себе, к своим способностям. Самооценка школьника не должна быть завышенной. Если ребенок заявляет, что он «хороший», его рисунок «самый лучший» (что типично для дошкольника), ему будет тяжело на занятиях в школе. Такие ребята, проявляя детскую непосредственность, на уроке отвечают одновременно, не поднимая руки и перебивая друг друга, делятся с учителем своими соображениями и чувствами. Например, когда на уроке математики учитель зачитывает условие задачи: «Дети поехали за грибами. Маша нашла 4 гриба, а Витя на 2 гриба больше. Сколько грибов нашли дети?» 6−летние первоклассники, едва заслушав, сообщают: «А мы тоже ездили за грибами!» Кроме того, они включаются в работу только при непосредственном обращении к ним учителя, а остальное время отвлекаются, не следят за происходящим в классе, нарушают дисциплину, что разрушает их собственную учебную работу и мешает остальным ученикам. Обладая завышенной самооценкой, они обижаются на замечания, жалуются, что уроки неинтересные, а учительница — плохая или злая. 
 
Существуют определенные приемы для определения личностной готовности школьника. Например, преобладание у ребенка познавательного или игрового мотива определяется по выбору деятельности — прослушивания сказки или игры с игрушками. После того, как ребенок рассмотрел в течение минуты игрушки, находящиеся в комнате, ему начинают читать сказку и на самом интересном месте прерывают чтение. Психолог спрашивает, что ему сейчас больше хочется — дослушать сказку или поиграть с игрушками. Очевидно, что при личностной готовности к школе ребенок предпочтет узнать, что произойдет в сказке. Детей, не готовых к обучению, больше привлекает игра. 
 
Интеллектуальная готовность к 
интеллектуальная готовность ребенка к школе
школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов
— способностью ребенка обобщать и сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять зависимости, делать выводы. Интеллектуальная неготовность к школе приводит к тому, что ученик не может понять учителя и выполнить его требования, отсюда — низкие оценки. А то, что не получается, ребенок делать не хочет. Иногда дети, обладающие богатым словарным запасом, речь которых изобилует «взрослыми» фразами, и которых считают вундеркиндами, недостаточно полно включаются в практическую деятельность, игры с другими детьми. Поэтому у них слабо развито образное мышление, что приводит к трудностям в учебе.
 
Залогом успешной учебы школьника должно стать его стремление к новой школьной жизни, к «серьезным» занятиям, «ответственным» поручениям. Ведь очень трудно научить ребенка чему-то, если он сам этого не хочет. Желание учиться появляется под влиянием взрослых, которые определяют школьное обучение, как новый этап в жизни ребенка, этап взросления. Влияет и отношение других детей, желание сравняться со старшими. В результате у ребенка формируется внутренняя позиция школьника. Первоначально детей привлекает внешняя атрибутика школьной жизни — разноцветные портфели, красивые пеналы, ручки и т.п.
Возникает потребность в новых впечатлениях, новой обстановке, встрече с новыми друзьями. И лишь затем появляется желание учиться, узнавать что-то новое, получать за свою «работу» отметки (конечно, самые лучшие) и просто похвалу от всех окружающих. Стремление ребенка стать более взрослым, школьником способствует постепенному развитию ответственного отношения к школьным обязанностям: ребенок будет выполнять не только интересные для него задания, но и любую учебную работу.
 
Под руководством психолога Д.Б.Эльконина был проведен интересный эксперимент. Перед ребенком — горка спичек. Экспериментатор просит брать по одной и перекладывать их в другое место. Правила нарочно сделаны бессмысленными. Испытуемыми были дети 5, 6 и 7 лет. Экспериментатор выходил, но наблюдал за детьми из другой комнаты через зеркало Гезелла. Дети, которые готовятся к школе, скрупулезно выполняют эту работу и могут сидеть за этим занятием час. Дети поменьше некоторое время продолжают перекладывать спички, а потом начинают что-то строить. Самые маленькие привносят в эти занятия свою собственную задачу. Когда происходит насыщение, экспериментатор входит и просит поработать еще: «Давай договоримся, вот эту кучку спичек сделаем и все». И более старший ребенок продолжал эту однотонную, бессмысленную работу, потому, что он договорился со взрослым. Детям среднего дошкольного возраста экспериментатор говорил: «Я уйду, а Буратино останется». Поведение ребенка менялось: он посматривал на Буратино и делал все правильно. Если несколько раз осуществить это действие с Буратино, то и без него дети начинают подчиняться правилу. Этот эксперимент показал, что за выполнением правил лежит система отношений ребенка со взрослым человеком. Постепенно ребенок привыкает выполнять необходимые правила поведения и обучения. 

Подготовка в дошкольном возрасте включает обучение читать, считать, писать. Но это п
эмоциональная готовность ребенка
роводится, как правило, в игровой форме. И готовность ребенка определяется тем, как он играет, подчиняется ли он правилам, берет ли на себя различные ролиОпределенные игры здесь не нужны, это могут быть игры: в “больницу”, “дочки-матери”, “школу”. И лучше всего, чтобы в таких играх участвовало несколько детей. Это развивает коллективизм, ребенок учится строить взаимоотношения, разрешать возникающие конфликты. Дети осваивают взрослую жизнь, систему поведения, обязанности. Учатся выполнять указания “взрослого”. Самое главное, что все происходит без принуждения, легко и охотно.
 
Полезны в подготовке к школе лепка, аппликация, рисование, конструирование. В этих занятиях развивается представление о мире, предметах, животных, людях. Также развивается умение мысленно представлять себе предметы, “рассмотреть” их в уме.
 
Родители должны понимать, что лучшая подготовка к школе — это естественное желание ребенка играть, а не серьезные занятия на заданную тему. Не гасите интерес!
 
Одной из самых распространенных ошибок родителей является ориентация ребенка на отличную учебу. Естественно, не стоит пускать на самотек учебу вашего ребенка, но и не нужно зацикливаться только на отличных оценках.
 
Ребенок, который не готов к школьному обучению, не может сосредоточиться на уроке, он часто отвлекается, теряет нить объяснения, не в состоянии включиться в общий ритм работы класса.
 
Для ребенка, поступающего в школу, очень важно отношение к учителю, сверстникам, самому себе. Взрослый, по мнению психолога М.И.Лисиной, должен стать непререкаемым авторитетом. Его требования выполняются, на его замечания не обижаются, напротив, стараются исправить ошибки, переделать неправильно выполненную работу. При таком отношении ко взрослому облегчается общение на уроке, когда нельзя поговорить на посторонние темы, поделиться своими переживаниями, а можно только отвечать на по
интеллектуальная готовность к школе
ставленные вопросы и самому задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку. Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, понимают правила учебного общения и, подчиняясь школьным правилам, адекватно ведут себя на уроках. 
 
Д.Б. Эльконин, много лет проработавший учителем начальных классов, вспоминал, как первоклассников на первом уроке попросили нарисовать 4 кружочка, а затем раскрасить три желтым и один — синим. Дети красили разными цветами и говорили: «Так красиво». Это наблюдение показывает, что дети еще не готовы к школьному обучению и школьные правила еще не стали правилами поведения ребенка; с таким детьми надо еще работать. 
 
И личностная и интеллектуальная готовность к школе формируются постепенно. Родители должны ответственно подойти к подготовке своих детей к школе. Ведь от этого зависят успехи ребенка в учебе, адаптация его в новых условиях и безболезненное вхождение в новую систему отношений с одноклассниками и учителями.
 

Поделиться:




Комментарии
Смотри также
12 сентября 2011  |  09:09
Естественное родительство или чем вредно самолечение
В последнее время появляется все больше поклонников идеологии, так называемого, естественного родительства. Хорошие и правильные постулаты данного течения, в последнее время, все более извращаются и порой сами мамочки, бездумно следуя навязанным идеям, теряют голову и начинают представлять смертельную угрозу здоровью собственных детей. Для начала хочется уточнить, что все изложенное в данной статье является личным мнением.
11 августа 2011  |  08:08
Боль в пояснице
По данным специалистов в семейной медицине, около 80% жителей земного шара хотя бы раз в жизни страдали от боли в пояснице. И тем не менее, про то как ее лечить, и почему она возникает, медицина знает до обидного мало.
28 июля 2011  |  09:07
Аптечка для отпуска
Врачам семейной медицины хорошо известно, что август - это излюбленное время для отдыха россиян. Вы собираетесь в путешествие? Захватите с собой грамотно собранную аптечку, чтобы избежать неприятных сюрпризов со здоровьем на отдыхе. Из чего она должна состоять, рассказывают здесь эксперты Посольства медицины.
27 июля 2011  |  10:07
Чем страшен инсульт? Часть 1
Инсульт - это резкое нарушение кровообращения головного мозга, связанное с тромбом в артерии или же кровотечением из нее. Это ведет к ишемии тканей мозга и временному или же необратимому нарушению их функций. Как помочь человеку с инсультом в первые минуты заболевания и какой прогноз его ожидает — об этом ведут в этой статье разговор специалисты семейной медицины.
27 июля 2011  |  10:07
Что такое генетика?
В этой статье мы совершим краткий экскурс в такую увлекательную область медицины и науки, как генетика. Генетика изучает вопросы наследственности и изменчивости организмов. Генетическая информация передается от родителей к детям, а носителем ее является ДНК, химическое вещество, входящее в состав хромосом.