Сегодня 19 апреля 2024
27 октября 2022

Российские ученые создали наноробота из молекул ДНК для обнаружения вирусов

Специалисты Национального исследовательского университета ИТМО (Институт точной механики и оптики) разработали  высокочувствительного ДНК-робота для обнаружения возбудителей болезней. Он уже доказал свою эффективность на выявлении коронавируса SARS-CoV-2. В перспективе разработчики предлагают использовать нанороботов для обнаружения других вирусов.

На настоящий момент одним из самых точных методов молекулярной диагностики является ПЦР тест. Однако, в отличие от новой разработки ученых, он требует использования дорогих реагентов, сложного оборудования и обученного персонал

Перед учеными химико-биологического кластера ИТМО стояла задача создать систему для выявления вирусов, которая будет проста в использовании, как аптечные экспресс-тесты, но при этом  такой же точной, как ПЦР. Так им удалось разработать наноробота из молекул ДНК, который сможет быстро найти вирус в образцах, например, взятых из носа.

Наноробот состоит из 215 нуклеотидов (элементарные структурные единицы ДНК и РНК). Также к нему подсоединены четыре специальных «рычага» — ученые называют их «руки». Чтобы проверить образец на наличие инфекции, нужно добавить в него раствор с ДНК-системой и специальное вещество, способное светиться (флуоресцентный субстрат), которое позволит визуализировать результат. Робот способен найти вирус, даже если тот будет присутствовать в малом количестве.

Следующая цель ученых — разработать для ДНК-робота удобную упаковку для домашнего использования, а также научить его выявлять не только возбудителя COVID-19, но и другие вирусы и онкомаркеры. Исследование реализовано в рамках государственной программы поддержки и развития университетов Минобрнауки «Приоритет-2030».