Сегодня 14 декабря 2019
Медикус в соцсетях
 
Задать вопрос

ЗАДАТЬ ВОПРОС РЕДАКТОРУ РАЗДЕЛА (ответ в течение нескольких дней)

Представьтесь:
E-mail:
Не публикуется
служит для обратной связи
Антиспам - не удалять!
Ваш вопрос:
Получать ответы и новости раздела
29 июля 2002 12:01

Интеллектуальные тесты

 
К истории вопроса. Тесты, традиционно называемые «тестами интел­лекта», берут свое начало от ранних шкал Бинэ — Симона. Эти шкалы (1905, 1908 и 1911) были созданы французскими учеными Бинэ и Симоном для отбора умственно отсталых детей. Первая шкала (1905) состояла из 30 тестов, расположенных в порядке восходящей трудности и охватывающих широкий диапазон функций. Особо выделялись суждения, понимание и рассуждение, которые Бинэ рассматривал как основные компоненты интеллекта. Во второй шкале (1908) количество тестов было увеличено, и все они были сгруппированы по возрастным уровням на основе их выполнения примерно 300 нормальными детьми в возрасте между 3 и 13 годами. В качестве показателя использовался умственный возраст, или умственный уровень, соответствующий возрасту нормальных детей, чьим показателям он равнялся.
Среди многих переводов и адаптации шкал Бинэ — Симона наиболее жизнеспособным оказался один из американских вариан­тов — Стэнфордская редакция.
Тесты Стэнфорд — Бинэ. Первый вариант редакции, подготов­ленный Терменом и его коллегами по Стэнфордскому университету в 1916 г., внес так много изменений и добавлений в первоисточник, что, в сущности, представлял собой новую шкалу. Именно в этом варианте был впервые использован коэффициент интеллектуальности (IQ), или отношение между умственным и хронологическим возрастом. Третья редакция Стэнфордской шкалы (1960) применяется и в на­стоящее время. Рассмотрим основные ее черты.
Тесты в ней сгруппированы по возрастным уровням; начиная с 2 лет до 5, они расположены с полугодовыми интервалами; для возрастов от 5 до 14 лет — годовые интервалы; оставшиеся уровни обозначены как средний взрослый и высший взрослый уровни (1,2, 3). Интервалы между ними больше, чем один год.
Каждому испытуемому предъявляются только те задания, кото­рые адресованы к его собственному возрастному уровню. Обычно процедура тестирования начинается с заданий, относящихся к более низкому уровню, чем ожидаемый умственный возраст испытуемого. Для испытуемого определяют тот уровень, на котором он справляется со всеми заданиями. Этот уровень называется «основным воз­растом». Затем тестирование продолжается до тех пор, пока не находят уровень, на котором во всех тестах испытуемый терпит неудачу. Этот уровень называется «предельным возрастом». По достижении этого уровня тестирование заканчивается.
Обработка отдельных тестов шкалы Стэнфорд — Бинэ проис­ходит по принципу «все или ничего». В руководстве для каждого теста устанавливается тот минимальный уровень исполнения, с которого тест считается выполненным. Умственный возраст субъекта в шкалах Стэнфорд — Бинэ находится путем приписывания ему его «основного возраста» и добавления к этому возрасту нескольких месяцев за каждый правильно решенный тест, находящийся выше базального уровня. Большинство тестов Стэнфорд — Бинэ непри­годны для взрослых, так как характер заданий не позволяет достичь потолка возрастного уровня.
Диагностическое значение любого психологического теста зависит от того, насколько он удовлетворяет некоторым общим требованиям. Первое из них — стандартизация.
Стандартизация. В первоначальном определении психологиче­ский тест был назван стандартизированным измерением. Стандарти­зация означает единообразие процедуры проведения и оценки резуль­татов теста. Стандартизация включает разработку точных инструк­ций относительно используемых материалов, ограничения времени, формулирования устных инструкций испытуемому, указания, касаю­щиеся предварительных предъявлений теста, способов трактовки вопросов со стороны испытуемого и другие детали проведения теста. Другим важным этапом в стандартизации теста является установле­ние «нормы».
Норма — это нормальное, или среднее, выполнение. В про­цессе стандартизации — тест проводится на большой репрезента­тивной выборке испытуемых того типа, для которого он предназна­чен. Эта группа называется «стандартизированной выборкой» и служит для установления норм.
Другое требование к тесту — надежность.
Надежность. Надежность теста есть постоянство оценок, полученных одним и тем же индивидом при повторном тестировании тем же самым тестом или эквивалентной его формой. Существуют разные типы надежности. Надежность может быть проверена в отношении колебаний во времени, какой-либо специфической выбор­ки заданий или моделей поведения, составляющих тест, роли разных экспериментаторов и других аспектов тестовой ситуации.
 Валидность. Самый главный вопрос, задаваемый в отношении психологического теста, касается его валидности, т. е. степени, в которой тест действительно измеряет то, для чего он предназначен. Для определения валидности обычно требуется независимый внеш­ний критерий всего того, что тест должен измерять.
Проблема валидности тестов Стэнфорд — Бинэ решается с разных сторон. Изучение заданий, предлагаемых в тестах, дает некоторую информацию в отношении их валидности. Содержание этих заданий расположено в диапазоне от простого манипулирования до абстрактного рассуждения. По мнению А. Анастази (1972)., можно утверждать, что Стэнфордская шкала валидна по содер­жанию, поскольку все изучаемые в ней функции «релевантны тому, что обычно рассматривается как «ум».
Валидность, обозначаемая как «релевантность внешнему крите­рию», определяется главным образом путем корреляций умственного уровня, полученного по шкале, с разнообразными показателями школьных достижений. Большинство этих корреляций, согласно литературным данным, расположены в диапазоне от 0,40 до 0,75.
Оценки по Стэнфордской шкале довольно высоко коррелируют также с обучаемостью в высших учебных заведениях (0,40—0,70).
Шкала Стэнфорд — Бинэ в течение многих лет служила единственным инструментом для измерения интеллектуальных способностей, а также использовалась в качестве критерия валид­ности новых интеллектуальных тестов. Этим в значительной степени объясняется тот факт, что IQ стал представляться символом интеллекта, а не показателем по определенному тесту.
К вопросу о стабильности IQ. Причиной такого ошибочного понимания IQ была и относительная стабильность его при повтор­ных испытаниях одних и тех же групп индивидов через некоторый промежуток времени. Можно назвать, по крайней мере, две основные причины такой относительной стабильности.
Во-первых, это относительная стабильность окружающей среды, в которой живут испытуемые. Во-вторых, умения и навыки, получен­ные на ранних этапах развития, не только сохраняются, но и служат предпосылками для последующего обучения. Следовательно, дети с более высоким IQ в дальнейшем будут иметь преимущество перед детьми с низким IQ, так как они больше знают и умеют, а потому в состоянии быстрее и лучше обучаться в будущем.
Однако относительная стабильность IQ носит лишь статистиче­ский характер. Иначе говоря, лишь в групповых исследованиях могут быть получены достаточно высокие корреляции между по­вторными испытаниями по шкале Стэнфорд — Бинэ. Изучение же отдельных индивидов обнаруживает большие сдвиги показа­телей IQ, полученных через временные интервалы, о причинах и характере этих колебаний будет сказано позднее.
Тесты Векслера. Еще один тип индивидуальных интеллектуаль­ных тестов представлен шкалами интеллекта Векслера. Эти шкалы отличаются от тестов Стэнфорд — Бинэ некоторыми важными чертами, делающими их похожими по форме на групповые тесты. Другая характерная особенность шкал Векслера состоит во введе­нии двух видов методик — вербальных тестов и тестов на «исполне­ние» (так называют задания невербального, действенного характера, например, сложить фигуру из частей и т. д.).
Опубликованная в 1955 г. шкала Векслера для взрослых со­держит 11 тестов. Шесть из них сгруппированы в вербальную шкалу и пять — в шкалу исполнения. В вербальную шкалу входят задания, требующие осведомленности в некоторых областях знания, задания на пони­мание (смысла пословиц, поведения в некоторых обстоятельствах и т. д.), арифметические задачи (в пределах начальной школы), нахождение сходства, определение словарного запаса, запоминание цифр. Шкала исполнения включает задания на завершение картинок, конструирование блоков (из кубиков), расположение картинок по порядку и некоторые другие.
 
Примеры заданий
 
1. Общая осведомленность.
1) Откуда привозят кофе?
2)  Кто написал «Макбет»?
3)  Что такое антропология?
4)   Насколько Нью-Йорк удален от Сан-Франциско?
5)  Кто изобрел паровую машину?
2. Общее понимание.
1)  Что бы Вы сделали, если бы Вы находились в лодке, а кто-то упал за борт?
2} Почему государство требует от водителей автомобилей, чтобы они имели водительские права?
3) Почему у нас градуированный подоходный налог, так что богатые платят больше, чем бедные?
3. Арифметическое рассуждение.
1)  Сколько яблок можно купить на 81 цент, если каждое яблоко стоит 9 центов?
2) Три человека могут закончить работу за 9 дней. Сколько человек закончат работу за 3 дня?
3) Автомобиль проезжает 20 миль за 30 минут. Сколько миль он проедет за 3 ми­нуты?
4. Цифры вперед и назад.
1) (Субъект повторяет следующие числа в том порядке, в котором они ему зачитывались) 3, 8, 4, 6, 2, 9, 1.
2)   (Субъект повторяет следующие числа в порядке, обратном тому, в котором они ему зачитывались) 6, 4, 1, 8, 2, 5, 7. 5. Сходство. (Испытуемого просят рассказать о том, чем похожи следующие пары)
1) Яблоко и персик.
2)   Новелла и картина.
3)  Аэроплан и поезд.
4)  Закон и приказ.
5)  Кит и дельфин.
При выполнении тестов принимается в расчет как скорость, гак и точность.
Стандартизация, валидность и надежность тестов Векслера. Тесты Векслера нормировались на выборке в 1700 человек (возраст от 16 до 64 лет). Средний IQ по выборке равен 100 при IQ = 15. Надежность тестов высока: для полной шкалы она составляет 0,97, для вербальных тестов — 0,96, для тестов исполнения — 0,94.
Данные о валидности шкалы Векслера получены отдельно для вербальных тестов и тестов исполнения. Корреляция оценок по тестам исполнения с успешностью деятельности канцелярских служащих равна 0,30, а корреляции показателей вербальных тестов с учебой в колледже не превышают 0,50. Помимо этого проверка по валидности осуществлялась путем корреляции шкал Векслера со шкалами Стэнфорд — Бинэ. Получены коэффициенты порядка 0,80 и ниже.
Групповые тесты интеллекта. Помимо индивидуальных шкал разработаны групповые тесты интеллекта. Они используются пре­имущественно при массовых обследованиях в системе высшего и среднего образования, в промышленности, армии и при отборе на государственную службу.
Рассмотрим некоторые принципиальные различия между груп­повыми и индивидуальными тестами интеллекта. Групповые тесты одновременно могут быть применены на большой выборке испытуе­мых. Благодаря использованию специальных тестовых брошюр и листов для ответов при групповом тестировании ликвидирована необходимость во взаимодействии между испытуемым и эксперимен­татором. Роль экспериментатора чрезвычайно упрощена. Это позволяет обеспечить более стандартные условия при тестирова­нии. Регистрация выполнения и обработка данных при групповом тестировании легче и может быть выполнена машинами. Групповые тесты обычно лучше нормированы (на больших выборках порядка 100 000—500 000 человек).
Групповые тесты отличаются от индивидуальных и по форме. Обычно в групповых тестах испытуемый должен выбрать правильный ответ из предлагаемых ему четырех или пяти, задания предъявляют в порядке возрастания трудности.
Наряду с некоторыми положительными чертами групповые тесты обладают серьезными недостатками, ограничивающими их примене­ние. К недостаткам относятся: уменьшение роли психолога-экспери­ментатора, отсутствие индивидуального подхода к испытуемым, не­достаток дополнительной информации об испытуемых, процессе их работы и пр.
Групповые тесты чаще всего представляют собой многоуровне­вые батареи. Иначе говоря, они сгруппированы между собой по рангам трудности для испытуемых разных возрастов, классов, уровней развития и т. д. Большинство батарей применимы к возраст­ным группам, начиная с 5—б лет и кончая взрослыми разных возрастов. Подробное описание, а также сведения о валидности, на­дежности групповых тестов можно найти в книге Э. Анастази «Психологическое тестирование».
Теоретические вопросы тестирования интеллекта. Остановимся кратко на анализе теоретических основ тестирования интеллекта и связанном с ним вопросе о целях применения интеллектуальных тестов в зарубежной психологии.
На протяжении более чем полувека одной из основных задач психологической диагностики интеллекта признавалось измерение количественных различий интеллектуального уровня индивидов. Сведение интеллектуальных различий к коэффициенту умственного уровня вытекало из представлений об интеллектах как общей врожденной способности, лежащей в основе всех достижений челове­ка и измеряемой с помощью тестов.
В настоящее время эта точка зрения подвергается пересмотру со стороны многих западных психологов. Накопленные тестологией факты неопровержимо свидетельствуют об изменчивости того, что измеряется коэффициентом IQ. Все большее признание получает представление о том, что с помощью интеллектуальных тестов определяются не природные различия между людьми, а наличный уровень знаний и умений, сложившихся к моменту испытания. Не вызывает сомнения, что уровень овладения ими зависит как от степени обученности индивидов, так и от их природных возможно­стей. Отделить влияние одного от другого в тестовых результатах представляется невозможным.
Зависимость тестовых оценок от влияний окружающей среды приводит к их непостоянству, изменчивости. Понимание этого повлекло к измерению основной цели тестологии. Если раньше результаты измерения по интеллектуальным тестам чаще всего использовались для распределения испытуемых по категориям и долговременных прогнозов, то сейчас среди западных психологов наблюдается отказ от тенденции «наклеивать ярлыки». Жесткая, неизменная классификация индивидов по результатам интеллекту­альных тестов имела тяжелые отрицательные последствия, так как низкий IQ оставлял на ребенке печать неполноценности, менял отношение к нему окружающих и тем самым способствовал сохранению и даже усилению неблагополучных условий развития. В настоящее время пользу тестов прогрессивные тестологи видят в возможности измерения достигнутого уровня некоторых интел­лектуальных навыков и умений. Что касается прогнозов по результа­там тестирования, то сейчас наибольшее применение интеллек­туальные тесты находят для предсказания школьных достижений.
Следует отметить, что для правильных оценок и прогнозов школьных достижений результаты тестирования должны быть допол­нены сведениями из других источников — наблюдениями за поведе­нием, данными биографического характера, анализом методов обуче­ния и т. д. Кроме того, для правильной интерпретации результатов тестирования следует знать о степени тренированности испытуемых в выполнении тестов, нужно учитывать мотивацию и эмоциональное состояние во время тестирования, влияние на тестовые оценки личности экспериментатора, ситуации эксперимента, предшествую­щей тестированию деятельности испытуемого, и многое другое.
Влияние окружающей среды на результаты интеллектуальных тестов столь велико, что для более или менее успешного прогноза с  их  помощью  выполнения  какой-либо  деятельности  психологии пытаются вводить специальные индексы окружающей среды.
Принимая во внимание сведения из дополнительных источников  и  учитывая  многочисленные  средовые   влияния   на  тестовые результаты, можно с успехом использовать интеллектуальные тесты для характеристики реального состояния уровня развития некоторых навыков. Тестирование может быть также полезным методом для изучения изменчивости поведения, развития навыков, что, в свою очередь, является предпосылкой для планомерного формирования их в нужном направлении.
Кроме того, предполагается, что тестовые оценки могут дать количественный показатель степени неблагополучного для психиче­ского развития социоэкономического статуса, а это может послужить толчком для исправления программ и методов обучения с целью улучшения школьной успеваемости у детей из неблагополучной среды.

Поделиться:




Комментарии
Смотри также
05 августа 2002  |  12:08
Темперамент и характер
Вопрос о взаимоотношениях темперамента и характера ставился мно­гими психологами. Все имеющиеся высказывания по проблеме взаимоотношений темперамента и характера крайне разнообразны, но при тщательном анализе их можно объединить в четыре следующие основные груп­пы: 1) отождествление темперамента и характера, 2) противопостав­ление темперамента характеру, установление антагонистических от­ношений между ними, 3) признание темперамента элементом харак­тера, 4) признание темперамента основной природой характера.
25 июля 2002  |  11:07
Судебная психопатология - Состояния слабоумия после повреждений черепа (Dementia post trauma capitis)
Немаловажное значение имеют состояния психической слабости, появляющиеся после травматических повреждений (ушибов и ранений) черепа и сотрясений мозга.
24 июля 2002  |  11:07
Обсессивный синдром
Психопатологическое состояние с преобладанием явлений навязчивости. Обсессивному синдрому часто сопутствуют субдепрессивное настроение, астения и вегетативные расстройства.
24 июля 2002  |  11:07
Судебная психопатология - Эротическое или любовное сумасшествие (Paranoia erotica)
Главную сущность этого психического расстройства составляет бред о любви, будто бы питаемой к субъекту другого пола, которая обыкновенно принадлежит к высшим слоям общества.
24 июля 2002  |  11:07
Судебная психопатология - Религиозное сумасшествие (Paranoia religiosa)
И эта форма сумасшествия обыкновенно развивается из ненормального уже с детских лет направления характера, которое выражается мечтательностью, доходящей до крайнего мистицизма, и склонностью к ханжеству.