Сегодня 20 апреля 2024
Медикус в соцсетях
 
Задать вопрос

ЗАДАТЬ ВОПРОС РЕДАКТОРУ РАЗДЕЛА (ответ в течение нескольких дней)

Представьтесь:
E-mail:
Не публикуется
служит для обратной связи
Антиспам - не удалять!
Ваш вопрос:
Получать ответы и новости раздела
11 февраля 2004 14:49   |   Юрий Каримов
главный врач клиники «Эстет Дент»
г. Москва


Особенности и методы применения композита Esthet-X

 
 
Благодаря развитию новых технологий и материалов сегодня в большей мере возможно удовлетворение эстетических запросов пациентов стоматологической практики. И не исключением является применение новой версии фирмы DENTSPLY материала Esthet-X. Этот материал обладает особыми качествами, которые расширяют возможности творческого подхода к решению той или иной проблемы, связанной с восстановлением зубов. Но при всем этом, он не оставляет шансов тем, кто считает, что приобретая новые качества, материал получает и легкое применение. Esthet-X — материал, требующий нового концептуального подхода. В действительности на сегодняшний день не существует абсолютно идеальных материалов, а причиной этого является, на мой взгляд, отсутствие абсолютного единства технологий, природного устройства зубов и идейного подхода к восстановлению утраченных тканей.
Мы лишь только пытаемся повторять природное устройство зубов путем освоения новых технологических принципов, более глубокого познания цветовых и оптических свойств зубных тканей, а также получения новых материалов с изучением их индивидуальных особенностей.
Для того чтобы познать новый материал, результатом исполнения работ которым будет безукоризненный внешний вид, необходимо его сопоставить с материалами предыдущего поколения.
Одним из таких материалов является Spectrum TPH фирмы DENTSPLY. Почему выбор пал на этот материал? Дело в том, что композитными материалами фирмы DENTSPLY я работаю на протяжении 10 лет, а значит, уже есть опыт наблюдений за результатом и стабильностью этих материалов. В течение этого времени поменялось 4 поколения материалов, каждый из которых оставил свой положительный след в развитии технологий. Исходя из индивидуальных особенностей, менялся и подход к реставрационному восстановлению. Каждый стоматолог имеет свои собственные представления, привычки и требования к стоматологическим материалам. Именно поэтому, в принципе, невозможно создать материал, который бы идеально подходил всем. Вот почему при выборе нового для себя материала, задача практикующего стоматолога заключается в том, чтобы познать все положительные и отрицательные стороны реставрационного материала, сделать как можно менее заметными отрицательные стороны и по возможности компенсировать их.
Есть много параметров, по которым делают сопоставления. Но мне в этой статье хотелось бы сравнить цветовые и оптические показатели между Spectrum TPH и Esthet-X — это как раз то, на что необходимо уделять особое внимание непосредственно в работе и, пожалуй, будет интересно каждому практикующему врачу.
Наличие большого выбора цветов в упаковке требует от врача углубленного понимания путей создания цветовых эффектов. Подобно тому, как форма зуба соответствует его биохимическому назначению, цвет зуба должен подчиняться определенной теории цвета.
Цвет существует как скрытый потенциал механизма нашего восприятия. Человек, потерявший зрение, который раньше был зрячим, хранит в своей памяти картины, виденные им ранее. Наше воображение дает нам возможность увидеть «внутренним зрением» картины, далекие от реальности. В технологии реставрационного восстановления это приводит к возникновению проблем, связанных с предвзятым восприятием цвета. Сказанное позволяет понять, почему невозможно точно описать индивидуально воспринимаемый цвет другому лицу.
Практически сложно передавать свое ощущение цвета другому человеку без использования вспомогательных средств (цветовой шкалы, образцов или иллюстраций). Разное освещение объекта позволяет воспринимать совершенно по-разному его цвет. Это относительное восприятие цвета, зависящее от освещения, усложняет его оценку. Серьезные отличия света разных источников освещения, используемых в обычных условиях (неоновых или других ламп дневного освещения, ламп накаливания, галогеновых светильников, постоянно меняющегося дневного света и др.) не позволяют однозначно определить цвет объекта.
Цветовые эффекты и естественный вид натуральных зубов создаются их внутренней структурой, представляющей собой бесчисленное множество призм и углов отражения, которые преобразуют падающий на них свет. Однако искусственные материалы, полимеры, керамика содержит в своем составе большое число окрашенных крупных частиц, иногда в материал вводится микроскопические частицы, например, для обеспечен6ия опалесценции. Чем больше окрашенных частиц находится в материале, тем больше его реакция на изменение освещения. Материал отражает только те цвета, которые присутствуют в освещаемом их луче света и которые не поглощаются массой материала.
Рассматривая предмет и определяя его по форме и цвету, нам легко сказать о первом параметре, так как здесь речь идет о материальных показателях (длина, ширина и высота) и насколько сложно характеризовать его цвет. На самом деле цвет имеет 3 параметра:
1.      1. Тон — это свойство, по которому один цветовой ряд отличается от другого, как цветовая    группа А отличается от группы В по шкале «ВИТА».
2.      Яркость — свойство, отличающее светлый цвет от темного.
3.      Насыщенность — это когда один зуб более желтый или оранжевый чем другой.

Помимо цветовых параметров мы должны обязательно учитывать и прозрачность, как зубов, так и материалов.
 
 
Работа с материалами «ESTHET X» заставила немного изменить свои привычные наработки, сделанные на протяжении последних лет материалами «PRISMA TPH» и «SPECTRUM». Для того чтобы получить идеальный результат, действительно пришлось тщательнейшим образом изучить прозрачность и цветовую насыщенность каждой группы. Чаще всего первые работы имели голубоватый оттенок, т.е. были более светопроницаемы. Именно тогда возникла необходимость изменения привычного соотношения объемов различных групп материала. Не менее сложно было выбрать прозрачный оттенок, который у «ESTHET X» представлен пятью видами. В процессе поисков появилась идея сопоставить образцы материалов «ESTHET X» и «SPECTRUM» на стекле до полимеризации и после нее. Причем сопоставление проводилось по цветовым группам – опакеров и регулярной эмали (рис. 1, 2).
 
Рис.1. Сравнение образцов оттенков эмали до полимеризации: (слева направо) эмаль В2 «ESTHET-X» и эмаль В2 «SPECTRUM TPH».
Рис.2. Сравнение образцов оттенков опакеров во время полимеризации: (слева направо) А2−опак «ESTHET-X» и А2−опак «SPECTRUM TPH».
 
Действительно, огромным преимуществом материала «ESTHET X» является то, что после полимеризации он практически не изменяет своей оптической среды. «ESTHET X» приобретает слегка белесоватый оттенок на поверхности, тогда как «SPECTRUM» становится слегка сероватым. Это видно на фотографиях до полимеризации и после (рис. 3).
 
Рис.3.  Внешний вид образцов после полимеризации: (слева направо) первый ряд эмаль В2 «ESTHET X» и эмаль В2 «SPECTRUM TPH», второй ряд А2−опак «ESTHET X» и А2−опак «SPECTRUM TPH».
 
Интересно, что при просмотре этих образцов на просвет обнаружилось, что группа оттенков «ESTHET X» более насыщена по цвету, чем та же группа оттенков «SPECTRUM TPH». К сожалению, этот эффект мне пока не удавалось зафиксировать на цифровой камере. И я не берусь объяснить причину такого поведения материала, боясь назвать это эффектом «хамелеона». Безусловно, то, что эта разница является результатом обновленной химической структуры материала «ESTHET X».
Сопоставление опакеров двух материалов после полимеризации выявила тот факт, что оттенок белый опак (WO) «ESTHET X» однозначно является самым непрозрачным. Остальные опакеры, на мой взгляд, практически идентичны по своей оптической среде и отличаются только цветовой насыщенностью. Самое интересное сопоставление было между эмалевыми оттенками «ESTHET X» и «SPECTRUM». Мне удавалось сфотографировать образцы двух материалов цвета В2 после полимеризации на просвет, и я увидел, что эмаль «ESTHET X» более проницаема для света, чем эмаль В2 «SPECTRUM». Причем толщина образцов была одинакова и измерена микрометром. Следовательно, эмалевые оттенки «ESTHET X» более прозрачные (рис. 4).
 
 
Рис.4.  Образцы на просвет: видно, что опакеры двух материалов одинаковые, а эмаль В2 «ESTHET X» более прозрачна, чем эмаль В2 «SPECTRUM TPH».
 
          Прозрачные оттенки «ESTHET X» так же более прозрачны. Что это нам дает? Необходимость правильного соотношения объемов различных групп материалов при построении реставрационной конструкции (рис. 5, 6).
 
Рис.5. Сравнение образцов прозрачных оттенков после полимеризации: (Слева направо) первый ряд — желтая эмаль (YE) «ESTHET X» и прозрачная эмаль (СЕ) «ESTHET X», второй ряд — белая эмаль (WE) «ESTHET X» и В1 — край резца «SPECTRUM TPH».
Рис.6. Внешний вид образцов на просвет. Наиболее прозрачными являются оттенки прозрачной эмали (СЕ) и белой эмали (WE) «ESTHET X».
 
          Исходя из вышесказанного, предлагаю свое видение такого соотношения с учетом биомимстического способа построения для материалов «ESTHET X» и «SPECTRUM» (рис. 7).
 
Рис.7. Построение искусственного зуба (Цвет по шкале «Vita» — B2): Спектрум ТиПиЭйч (слева); Эстет-Икс (справа).
 
 
 
 
Клинический пример
 
img
Img
img
Рис.8. Исходная ситуация: на зубах 14, 13, 123 стоят металлокерамические коронки, требующие замены.
Рис.9. Внешний вид зубов 14, 13, 12 после снятия коронок.
Рис.10.  Зуб 12 изолирован с помощью резиновой завесы и кламмера приспособления «Коффердам».
Img
Img
Img
Рис.11.  Внешний вид зуба 12 по оси, с предварительно разработанной устьевой частью корня, для восстановления бесштифтовой конструкцией.
Рис.12.  Восстановление околопульпарной части дентина опакером WO материала «ESTHET X».
Рис.13.  Выполнена бесштифтовая конструкция искусственной коронки на этапе восстановления околопульпарного дентина и плащевого дентина А4−опак материала «ESTHET X».
Img
Img
img
Рис.14.  Построение оральной стенки оттенком регулярной эмали В3 и прозрачного режущего края оттенком прозрачной эмали (СЕ).
Рис.15.  Внешний вид зуба на просвет.
Рис.16.  Построение вестибулярной поверхности зуба 12 эмалевым оттенком В3.
img
Img
Img
Рис.17.  Наложение прозрачного оттенка желтая эмаль (YE) по телу и режущему краю зуба.
Рис.18.  Вид спереди. Непосредственный результат после финишной отделки.
Рис.19.  Внешний вид зуба 12 после полировки.
 
 
 
Резюме
 
         Работа с материалом «ESTHET X» дает новые возможности в реализации своих идей и художественного мастерства. Лишь только одно требуется от каждого, кто решил сделать свой выбор на этом материале – это понимание того, что делаешь, усердие, творческая мысль и профессионализм. И может быть те наблюдения и нюансы, которые приведены в этой работе с материалом «ESTHET X», а значит, сэкономят время, придадут уверенности, и главное помогут получить безукоризненный результат.
 
 
 
 
Опубликовано с разрешения автора.
 

Поделиться:




Комментарии
Смотри также
17 февраля 2004  |  14:02
Клинические результаты лечения хронической рецидивирующей трещины губ
В современной стоматологии хронические рецидивирующие трещины губ рассматриваются как хроническое заболевание красной каймы, слизистой оболочки и углов рта, сопровождающееся линейным нарушением целостности тканей, характеризующееся длительным течением и рецидивами.
09 февраля 2004  |  12:02
Возможности системы Multiholder
Врачи-стоматологи часто сталкиваются с ситуацией, когда область лечения оказывается труднодоступной для обычных инструментов. Это и послужило отправной точкой при создании системы LM-Multiholder — набора одноразовых насадок и двусторонних держателей. Стволы инструментов изогнуты под четырьмя разными углами, а насадки могут поворачиваться на 360 градусов.
08 февраля 2004  |  13:02
Международная деятельность Ассоциации РоСИ
27 ноября 2003 года в Париже проходила генеральная ассамблея Европейской Ассоциации стоматологической индустрии - FIDE, в работе которой принял участие Президент Ассоциации "Стоматологическая индустрия" (РоСИ) г-н И.С. Бочковский.
30 января 2004  |  15:01
Итоги X-го Юбилейного «Призма-Чемпионата 2003»
Организаторы профессиональных конкурсов знают, что подобные соревнования, которые обычно начинаются под звуки фанфар, нередко с годами превращаются в рутинное "мероприятие". Эта судьба, к счастью, миновала «Призма-чемпионат» - соревнование стоматологов-реставраторов стран СНГ и Балтии, которому в этом году исполнилось 10 лет.
30 января 2004  |  12:01
«CARDIO ALERT»: предупрежден – значит вооружен
На осеннем международном стоматологическом форуме «MOSCOW DENTAL EXPO - 2003», проходившем в Гостином Дворе, что на Ильинке, повышенным интересом пользовались не только инновации в сфере технологий и оборудования для их реализации, но и новые решения, направленные на минимизацию риска осложнений стоматологического лечения в самом широком смысле.