Сегодня 27 апреля 2024
Медикус в соцсетях
22 октября 2007

СПА — размышления на тему

Рынок СПА услуг, как форма развития индустрии Красоты и Здоровья, сформировался в России за очень короткий промежуток времени. Благодаря нашей национальной особенности устраивать все на свой лад, наше СПА получилось отличным от аналогов «чистых кровей» — и в этом его шарм и привлекательность. Фактически, Русское СПА представляет собой гремучую смесь традиционных методов натуротерапии народов мира и современных технологий, замешанных на Российских традициях и высокой квалификации наших специалистов. Тот факт, что рынок СПА услуг формировался сугубо рыночными методами, позволяет предположить его востребованность и последующее устойчивое развитие.
 
Если в конце 90−х годов инвестиции в СПА бизнес рассматривались как некая экзотика, на уровне покупки крокодильчика для домашнего бассейна, то в настоящее время СПА это реальный сектор экономики с достаточно привлекательными экономическими показателями. А там где появляются инвестиции, существуют достаточно жесткие правила их обслуживания. Так что же такое Русское СПА, как ответить на этот вопрос потенциальному инвестору, который оперирует языком цифр, графиков, фактов и т.д. Наиболее аргументированным ответом является демонстрация успешно действующих СПА структур. Какие же реально действующие модели, позиционирующиеся как СПА, появились на Российском рынке к настоящему моменту и в чем их особенности. Для ответа на этот вопрос имеет смысл рассмотреть основные «ингредиенты», заложенные в основу Русского СПА.
 
Американская модель.
Конечно, Американцы большие любители делать деньги на всем, в том числе на мифах, которые они сами же и формируют. С большим энтузиазмом они наедают калории в фаст фудах, а затем с таким же рвением худеют и омолаживаются, делая деньги на том и другом. Так что главным «паровозом», который запустил маховик СПА в Европе и России, стали американцы, со своим неуемным желанием, что нибудь продать. Главным мифом середины семидесятых стал Фитнес, как стиль жизни, со своей атрибутикой, героями и стандартами. Джейн Фонда, Арнольд Шварценеггер и огромная индустрия производителей оборудования и аксессуаров для занятий фитнесом, по всем правилам Голливуда начали насаждать стандарты красоты и здоровья. Идея упаковать рутинные занятия физической культурой в красивый фантик оказалась настолько привлекательной, и настолько технологичной, что клоны фитнес клубов стремительно распространились по всему миру. Однако через какое то время, система стала давать сбои. Причиной стало то, что в определенный момент времени произошло постепенное насыщение рынка фитнес услуг и, кроме того, проявились некоторые системные недостатки фитнес индустрии. Во первых, все меньшее количество американцев стали удовлетворять заданным стандартам красоты и здоровья ( фаст фуд не дремлет). Фактически, фитнес идеология вошла в противоречие с социумом, формируя у значительной части населения комплекс неполноценности. Во вторых, существовал риск нанесения вреда здоровью, в случае отсутствия должного медицинского контроля или низкой квалификации персонала. И в третьих, проявился целый пласт потенциальных клиентов, которые осознанно считали занятия спортом глупой тратой времени. И вот в этот момент под пары встал следующий «паровоз», с не менее звучным названием Веллнес. Оказывается, стандарт 90*60*90, это совсем не то, что нужно американцам. Совсем не зазорно быть толстым, худым, высоким или низким (главное – быть платежеспособным). Не обязательно потеть в зале, сжигая нужное количество калорий. Главный враг – это стресс, вот с ним и надо бороться всеми доступными способами. Однако, если вы все же предпочитаете потеть в зале, то это тоже хорошо. В этой связи встал вопрос, если с технологией и инструментарием для фитнеса все предельно понятно, то как бороться с новой напастью — стрессом. Появилась новая идея – курорт одного дня, или Дэй СПА.
Смысл задумки был в том, чтобы перенести ( или воспроизвести) основные натуральные лечебные факторы курорта в условиях мегаполиса. И вот на этом этапе возникла очень серьезная проблема. В Америке не существует понятия — курорт. Это сугубо европейское изобретение, которое американцы взяли на вооружение, создавая конструкцию ДэйСПА. Если Вы собираетесь создавать клинику в Америке и оказывать медицинские услуги, то это жесткий и конкурентный рынок с устоявшимися правилами и законами регулирования, который двигают другие «паровозы». Проблема была решена с гениальной простотой. Был взят термин СПА, как аббревиатура ассоциирующаяся с курортом на водах и главная тематика проблем, которые возможны для решения без медицинской лицензии – это борьба со стрессом и его последствиями ( нарушение биоритмов, лишний вес, бессонница, синдром хронической усталости и т.д.). При этом подразумевается, но не утверждается, что это курорт, американский Дэй СПА не занимается лечением, а только профилактикой. Главным инструментом для американских Дэй СПА стали так называемые СПА капсулы ( коконы), которые придумал Стивен Даффер, один из отцов основателей американского Веллнеса. Прочее оборудование и технологии американцы позаимствовали у Европейцев, прибавив к каждому аппарату, который работает на воде аббревиатуру СПА. В конечном итоге, на американском рынке сложилось несколько новых направлений, которые начали захват не охваченной идеей фитнеса клиентуры. Это Веллнес центры (модифицированная модель фитнес клуба со СПА ), ДэйСПА ( более компактная модель Веллнес центра), Веллнес отели со СПА (оздоровительный центр загородного типа). В свою очередь, специалисты фитнес индустрии с большим вниманием отнеслись к появлению новой идеологии, воспринимая новые возможности, которые предоставила на рынок идеология Веллнеса.
 
Европейская модель.
В Европе много благодатных мест, которые с незапамятных времен использовались для оздоровительного отдыха. Изначально СПА – это курорт на водах, где основными лечебными факторами является сама природа, во всем ее разнообразии. Музыкой звучат магические названия – Баден-Баден, Карловы Вары, Марианские Лазни, Эвиан, Монте-Карло…Главной составляющей любого курорта являются натуральные лечебные факторы, которые в основном и влияют на специализацию того или иного курорта, а именно:
 
 
  •  Расположенные на источниках термальной воды.
  •  Лечебные галереи (климатические).
  •  Расположенные на источниках минеральной воды.
  •  Лечебный микро климат (пещеры, гроты)
  •  Расположенные на источниках лечебной грязи, соли и т.д.
  •  Расположенные в горной местности (климатические).
  •  Расположенные на морском побережье (талассотерапевтические).
  •  Расположенные в местах произрастания лечебных трав (фитотерапевтические).
Главной отличительной чертой классических курортов является приверженность традициям. Посещая известные курорты, удивляет скромность оборудования и некий налет архаичности. Можно с большой уверенностью констатировать, что многие Российские СПА по своему техническому оснащению превосходят Европейские на порядок. Однако в этой архаичности и заключается главная привлекательность Европейских СПА, так как они имеют громадный опыт работы и отработанные технологии, которые с благодарностью ( в виде все более возрастающего объема закупок) были заимствованы у наших Европейских коллег. В частности, технологии талассотерапии, технологии использования горячей термальной воды и многое другое. В Европе давние традиции производства бальнеологического оборудования, которое в отличие от Америки, выполняется по медицинским стандартам и может применяться не только для профилактических процедур, но и для лечения. Идея ДэйСПА не нашла в Европе слишком большого отклика, хотя в крупных городах они существуют. Причина проста, Европа слишком « маленькая» территория, и в ближайшем окружении всегда можно найти полноценный СПА курорт. Однако Европейские производители с огромным удовольствием приняли идеи Дэй СПА (ну кто же откажется от новых рынков). Для большей привлекательности, некоторые производители даже пошли на смену дизайна, сделав его менее медицинским. Более того, многие Европейские специалисты двинулись на Российский салонный рынок с идеями и технологиями строительства Медицинских СПА, Веллнес отелей, Кантри клубов, Терм. С долей грусти приходится наблюдать, что за множеством новинок и предложений, поступающих к нам в последнее время, явно проглядывают «Российские уши».
 
 Юго-Восточная модель.
Тайланд первыми открыли американцы, а затем и Россияне оценили прелесть тайских массажей. Это целый культурный пласт, позволяющий ввести в состав любого СПА элемент экзотики с безусловным терапевтическим эффектом.
Индия. Таинственная страна с вековой культурой врачевания. Многое из увиденного в Индии кажется слишком экзотическим, но несколько европеизированных технологий уже прижились в Российских СПА. Это йога, экзотическая ароматерапия, аюрведа. Итальянские дизайнеры уже начали выпуск специальной мебели и аксессуаров на индийские и тайские темы (почему не индийцы???).
Китай. Нам еще предстоит осваивать чудеса китайской медицины. А пока, это ФэнШуй, иглорефлексотерапия, У Шу.
Япония. Японские бани, чайные церемонии, концепция минимализма в организации пространства СПА.
 
Римские Термы и их производные.
Банные процедуры, это отдельный пласт технологий СПА. Дозированные тепловые нагрузки, в сочетании с контрастными, бальнеологическими, массажными процедурами – идеальный метод профилактики и лечения большинства заболеваний (хотя существуют и абсолютные противопоказания). Анализ услуг различных СПА показывает, что банные процедуры находятся в первой тройке рейтинга услуг.
На последней косметологической выставке «КосмоПроф» в Италии были представлены компании из Бразилии и Южной Африки. И хотя на стендах этих компаний не было представлено ничего экстра интересного, процесс обмена идет полным ходом и у нас есть уникальная возможность предложить нашим клиентам и мировому СПА сообществу собственные оригинальные решения и разработки. И так, мы рассмотрели основные «ингредиенты» Русского СПА. Каждая из описанных методик, процедур, технологий, нашла в свое применение в той или иной действующей модели СПА бизнеса. Однако главным фактором развития Русского СПА остаются национальные традиции, отечественная школа курортологии и высокий потенциал наших специалистов.
 


Комментарии

Поделиться:



22 октября 2007  |  03:10
СПА – это мир, сотканный из важных мелочей: что такое хорошо и что такое плохо
У всякого желающего сегодня есть шанс создать СПА не хуже, чем в Баден-Бадене. Если он тщательно продумает все СПА-детали и СПА-мелочи, изучив концепцию СПА под руководством людей, знающих про СПА все или даже больше. И знает, что немцу плохо, может быть для русского хорошо.
22 октября 2007  |  03:10
У истоков СПА
Жизнь на Земле с момента зарождения неразрывно связана с водой – источником существования. Практичный проход к использованию воды в первобытном обществе превратился в эстетическое удовольствие в античные времена, когда здоровье и красота возводятся в культ. Там, возможно, и берет свое начало СПА индустрия, динамично развивающаяся сегодня.
22 октября 2007  |  03:10
Пять бизнес-моделей СПА: а нужна ли физиотерапия в русском СПА?
Рассмотрим каким же образом вписываются природные лечебные ресурсы, либо их искусственные аналоги, а также определенные физиотерапевтические методики в структуру пяти моделей СПА: европейскую, американскую, восточную, индийскую и русскую.
19 октября 2007  |  09:10
Виды массажа в салонах красоты и СПА
В мире существует очень много видов массажа, причем порой весьма экзотических. Иногда один вид массажа называется несколькими терминами. Например: классический и шведский - это один вид массажа, только мы говорим "классический", а иностранцы говорят "шведский". Давайте попробуем дать классификацию различных видов массажа.
19 октября 2007  |  09:10
Как выбрать оборудование для СПА
Выбор оборудования для СПА – серьезное испытание для будущего владельца СПА-центра. Оборудование - это не только кресла, диваны, шкафчики и тумбочки. Это хаммамы, гидромассажные ванны, косметологические аппараты, капсулы, парикмахерские кресла, и это еще не весь список. Поставщиков много, как в этом всем разобраться?