Сегодня 25 апреля 2024
Медикус в соцсетях

Заболевания → Депривационное патохарактерологическое развитие личности у слепых.

 Деформация личности на­чинается с раннего детства в результате неправильного воспита­ния. S. Hayes, исследуя условия воспитания слепых детей, отмечал, что они или запуганы, или брошены на произвол судьбы. У слепорожденного ребенка и его родителей с первых дней воз­никают серьезные трудности во взаимоотношениях с родными и близкими в виде «серьезных эмоциональных проблем», приводя­щих к развитию угнетенно-подавленного настроения, вплоть до депрессии, чувства вины и страха за судьбу ребенка и др.<?xml:namespace prefix = o ns = "urn:schemas-microsoft-com:office:office" />
Одна из главных особенностей обусловлена малой подвиж­ностью, осторожностью и медлительностью в результате слепоты. У слепого довольно рано возникают убеждения в своей физической неполноценности, во многом отличающей его от зрячих сверстни­ков. Идеи физической неполноценности в препубертатном и пубертатном возрасте нередко являются причиной эмоционально-невро­тических срывов, развития частых невротических состояний, неврозов, заостряются некоторые черты характера.
При обследовании большой группы детей и подростков с врож­денной и рано возникшей слепотой (в первые 2—3 года в резуль­тате различных заболеваний) установлено, что у них помимо свое­образной моторики и малоподвижности наблюдаются разнообраз­ные двигательные стереотипии (автоматизмы), внешне напоми­нающие двигательные навязчивости: надавливание на глазные яб­локи, верчение головой, монотонное раскачивание туловищем, «трепетание» рук и др.
Обилие двигательных автоматизмов у слепых детей и подрост­ков, по-видимому, является своеобразной компенсаторной реакци­ей на недостаток двигательных и зрительных импульсов, необхо­димых организму для поддержания соответствующего тонуса коры и подкорковых образований головного мозга.
Осмысленное переживание своей физической неполноценности, как правило, возникает в возрасте 3—5 лет по мере развития само­сознания и становления взаимоотношений с окружающими людь­ми. Осознание своего физического дефекта у слепых детей сопро­вождается мучительным чувством собственной неполноценности. В последующем это часто приводит к развитию различных невро­тических состояний.
В более старшем возрасте (9—11 лет) у большинства обследо­ванных развиваются подозрительная настороженность и сенситивные идеи отношения. Вместе с тем в переживаниях слепых детей большое место занимают сверхценные ипохондрические образова­ния, оказывающие отрицательное влияние на весь жизненный уклад и работоспособность.
Вторым по частоте признаком после массивной невротической симптоматики является появление в возрасте 6—8 лет патологиче­ского фантазирования, которое достигает расцвета в 10—12-лет­нем возрасте и далее постепенно почти полностью угасает. К 15— 17 годам подозрительная настороженность наиболее выражена. Вместе с тем отмечаются повышенная сенситивность, ранимость, обидчивость, болезненная застенчивость, стремление к ограниче­нию социальных связей. Можно сказать, что к возрасту 9—11 лет начинают формироваться довольно стойкие патохарактерологические черты как предстадия более широкого понятия — патохарактерологического развития личности. Элементы патохарактерологического развития личности в препубертатном и пубертатном воз­расте еще нестойкие. Начальные признаки такого развития проявляются чертами повышенной тормозимости или возбудимо­сти.
Тормозимые черты представлены робостью, нерешитель­ностью, повышенной плаксивостью, недетской серьезностью, склонностью к фантазированию и рассуждательству, стремлением к одиночеству. Нередко у этих подростков отмечаются различные невротические страхи и вегетативно-сосудистые нарушения.
Возбудимые черты проявляются повышенной раздражи­тельностью, нетерпимостью к насмешкам, обидчивостью, каприз­ностью, чрезмерным упрямством. При обиде легко теряют чувство самообладания и набрасываются с кулаками на обидчиков. Иногда отмечается расторможенность влечений в виде склонности к воров­ству, уходам из школы, стремления к потреблению алкоголя. Не­редко возникают головные боли, чувство слабости и усталости, нарушается сон.
При патологическом развитии личности как по тормозимому, так и по возбудимому типам в возрасте 12—14 лет появляются сверхценные идеи отношения, по своей структуре близкие к дис-морфофобическим. У 2/3 слепых детей к 15—17-летнему возрасту обнаруживаются довольно стойкие черты депривационного патоха-рактерологического развития личности. Патологические признаки укладываются в довольно характерный для слепых депривационный синдром. К этим признакам относятся: 1) массивная невротическая симптоматика на ранних этапах онтогенеза; 2) дви­гательные стереотипии; 3) феномен патологического фантазирова­ния; 4) стойкие идеи отношения; 5) ипохондрические сверхцен­ные идеи; 6) разнообразные и рано возникающие патохарактерологические реакции; 7) стремление к одиночеству.
В молодом и зрелом возрасте на основе клинической симптома­тики и ведущего симптомокомплекса В. Ф. Матвеев и Д. И. Теммофев выделяют следующие три типа депривационного патохарактерологического развития личности: невротический, аутистический (шизоидный) и эксплозивный (возбудимый).
Невротический тип отличается относительно благоприятным течением. Обострения болезненной симптоматики (декомпенсация состояния), как правило, обусловлены воздействием как неблаго­приятных соматических (простуда, обострения хронически теку­щего соматического заболевания, хирургические операции и т. п.), так и психогенных факторов (служебно-производственного или семейно-сексуального характера). Подобный вариант развития на­поминает описанное Н. Д. Лакосиной  у зрячих людей невротическое развитие личности. Однако, невротический тип де­привационного патохарактерологического развития отличается некоторыми особенностями. Исходя из ведущего синдрома, можно выделить четыре варианта указанного типа развития: астениче­ский, обсессивно-фобический, истерический, ипохондрический.
Астенический вариант в основном наблюдается у сле­порожденных. Неясно, чем это обусловлено, но характерно, что с раннего детства и особенно в школьные годы для этих пациентов свойственна чрезмерная утомляемость при любой деятельности. Фон настроения почти постоянно снижен. Они очень раздражи­тельны, обидчивы, плаксивы, стремятся оградить себя от различ­ных общественных нагрузок, так как это, по их мнению, превосхо­дит их возможности. В учебе и при работе на производстве отме­чается пониженная продуктивность. Стремятся избегать шумных компаний сверстников, так как общение очень утомляет. Часты жалобы на головные боли и нарушения сна.
Астенические расстройства постепенно становятся настолько стабильными, что превращаются в особенности характера. Ука­занные болезненные нарушения заметно затрудняют социально-бытовую адаптацию. Больные вырабатывают для себя щадящий режим труда и отдыха и неукоснительно его выполняют. Различ­ные жизненные трудности и неудачи вызывают заметное ухудше­ние состояния и настроения, резко усиливая астеническую симп­томатику. Критическая оценка своего состояния сохраняется, пациенты активно ищут помощи, обращаясь к врачам различного профиля.
Обсессивно-фобический вариант встречается как у слепорожденных, так и ослепших в раннем детстве. Такие паци­енты с раннего детства отличаются повышенной мнительностью, впечатлительностью, ранимостью, обидчивостью и обостренным чувством ответственности за порученное дело. В пубертатном воз­расте с повышенной болезненностью воспринимается свой физи­ческий недостаток. Первые болезненные нарушения появляются еще в дошкольном возрасте в виде страхов неопределенного ха­рактера. Затем болезненные переживания проявляются в виде кон­кретных фобий: страха одиночества, страха проникновения в по­мещение «злоумышленника», боязни насмешек, страха перехода шумных перекрестков, страха высоты и т. п. Они часто жалуются на повышенную отвлекаемость, неуверенность в своих силах, боязнь, что они могут не справиться с порученным делом, потерять любимую работу. Малейшие неприятности или даже ожидание возможного их появления резко снижают настроение, вызывают безотчетную тревогу, усиливают страхи.<?xml:namespace prefix = o ns = "urn:schemas-microsoft-com:office:office" />
В зрелом возрасте такие состояния из эпизодических становят­ся более частыми, продолжительными и мучительными для боль­ных, т. е. превращаются в характерологические особенности лич­ности. При этом сохраняются понимание болезненного характера этих явлений и активное стремление к лечению.
Истерический вариант наблюдается в тех случаях, когда с детства имеется остаточное зрение. Слепота прогрессирует и к 16 годам становится полной. Этот вариант развития чаще на­блюдается у женщин. Уже с началом болезни глаз появляются тяжелые психические переживания, обусловленные прогрессирую­щим ухудшением зрения и малой результативностью лечебных мероприятий.
Важно подчеркнуть, что условия воспитания у таких больных, как правило, неблагоприятны. Их можно условно отнести к двум противоположным полюсам: либо гиперопека, либо безнадзорность в неблагоприятной семейно-бытовой среде с частыми конфликтами между родителями. Личностные особенности таких пациентов ха­рактеризуются чертами инфантильности, демонстративности сен-ситивности, капризности и повышенной наклонностью к истериче­ским реакциям. Эти черты более отчетливо проявляются в пубертатном возрасте. Истерические реакции сопровождаются выражен­ными вегетативно-сосудистыми нарушениями в виде коллаптоидных состояний, болей в области сердца и аритмий, ощущений «кома» в горле, болей в животе, сопровождающихся тошнотой и нередко поносами, ощущений удушья и т. п. Эти болезненные яв­ления, как правило, возникают после отрицательных эмоций, осо­бенно когда самолюбие и личные интересы пациентов были ущем­лены. Частота декомпенсаций по указанному типу увеличивается к 18—20-летнему возрасту.
Истерические проявления становятся более выраженными и продолжительными и во многом определяют поведение пациентов. Эмоциональная неустойчивость сочетается с большой ранимостью и обидчивостью. Аффекты гнева и раздражения протекают бурно, демонстративно, с элементами театральности.
Ипохондрический вариант проявляется сочетанием повышенной готовности к развитию астенических состояний с мас­сивной ипохондрической оформленностью. Больные испытывают различные тягостные, а нередко болезненные ощущения в области головы, со стороны желудочно-кишечного тракта, мочеполовой си­стемы, органов дыхания и др., которым дают разнообразные опре­деления («простреливает», «схватывает», «першит», «колет», «сжимает», и т. п.). Нередко такие болезненные ощущения напо­минают сенестопатические. Болезненные, порой мучительные ощу­щения расцениваются больными как признаки какого-то тяжелого заболевания. Больные настоятельно начинают обращаться к вра­чам различного профиля и требовать различных обследований и анализов. Эти пациенты находятся почти постоянно в состоянии повышенной ипохондрической настороженности. В целом больные остаются работоспособными, понимают, что их ощущения и пере­живания болезненного характера и активно ищут помощи. В семье и на работе они достаточно синтонны и проявляют заботу о ближ­них. Обращает внимание, что при длительном течении заболевания выявляется определенное снижение круга интересов, обусловлен­ное односторонней ипохондрической направленностью внимания. Основным переживанием становится забота о своем здоровье.
Аутистический (шизоидный) тип характеризуется более выра­женными и четкими аутистическими особенностями независимо от пола и возраста. Следует отметить, что слепым вообще свойствен­ны наклонность к отгороженности, своеобразная аутизация, одна­ко здесь эти черты особенно обращают на себя внимание. Условия воспитания и быта у таких пациентов обычно были крайне небла­гоприятными. Они всегда отличались не только замкнутостью, но и повышенной ранимостью, склонностью к длительному внутрен­нему переживанию различных обид и невзгод. В то же время они застенчивы, робки и крайне болезненно относятся к своему физи­ческому недостатку. Как и большинство слепых, они склонны к ипохондрическим реакциям, однако это не сопровождается обили­ем различных жалоб, определяющих стереотип поведения. Эти пациенты считают себя обиженными судьбой, ущербными, непол­ноценными. Характерен постоянный гипотимический фон настрое­ния. Важно отметить, что даже удачи и успехи на их жизненном пути не сопровождаются естественным чувством радости и весело­сти. Эти черты четко проявляются в юношеские годы и с возрастом усложняются и стабилизируются. В многолюдных местах они ис­пытывают скованность, напряженность и стремятся быстрее уеди­ниться. В результате этих особенностей характера интерперсональ­ные отношения складываются у них сложно и противоречиво. В кругу родных и близких они внимательны и чутки и стремятся отплатить за доброе отношение заботой и дружбой. На высоте психогенно обусловленных декомпенсаций они могут заявлять, что их умышленно унижают, что они «лишние», «ненужные» люди. При разрешении психотравмирующей ситуации испытывают чувство виновности за свою «несдержанность и нервность». На работе они достаточно стеничны, продуктивны и активно добиваются для себя различных льгот.
Эксплозивный (возбудимый) тип отличается тем, что с детства обнаруживаются черты повышенной раздражительности, нервоз­ности, нетерпимости к различным замечаниям, драчливости, агрес­сивности. В анамнезе отмечаются осложнения в натальном перио­де (наложение щипцов, длительное стояние головки в родовых пу­тях, синяя асфиксия и др.), а также черепно-мозговые травмы с явлениями сотрясения в раннем детском возрасте. При объектив­ном обследовании этих больных не выявляется каких-либо грубых нарушений. Обращают на себя внимание торпидность и вязкость их мышления, выраженная скрупулезность и педантичность при любом виде деятельности.
Подавляющее большинство пациентов воспитывалось в услови­ях безнадзорности. Наличие физического дефекта не вызывает у них мучительных переживаний. Многие рано оставили занятия в школе, объясняя это отсутствием интереса к учебе, и рано начали трудовую деятельность. На работе у них часто возникают конф­ликты, нередко со скандалами, агрессией и потерей чувства конт­роля за своими действиями. Нередко встречается наклонность к алкоголизации, аморальным поступкам и сексуальной распущен­ности. В быту и на производстве такие больные создают своим по­ведением и неадекватными эмоциональными реакциями большие трудности при общении с ними.
О лечении и профилактике данного заболевания читайте в разделе: Психиатр