Сегодня 21 ноября 2018
Медикус в соцсетях

Требования к организации режима труда и отдыха при работе с ВДТ и ПЭВМ

 
1. Общие требования к организации режима труда и отдыха при работе с ВДТ и ПЭВМ.
1.1. Режимы труда и отдыха при работе с ПЭВМ и ВДТ должны организовываться в зависи­мости от вида и категории трудовой деятельности.
1.2. Виды трудовой деятельности разделяют­ся на 3 группы: группа А — работа по считыванию информации с экрана ВДТ или ПЭВМ с предвари­тельным запросом; группа Б — работа по вводу информации; группа В — творческая работа в ре­жиме диалога с ЭВМ. При выполнении в течение рабочей смены работ, относящихся к разным ви­дам трудовой деятельности, за основную работу с ПЭВМ и ВДТ следует принимать такую, которая занимает не менее 50% времени в течение рабо­чей смены или рабочего дня.
1.3. Для видов трудовой деятельности уста­навливается 3 категории тяжести и напряженнос­ти работы с ВДТ и ПЭВМ, которые определяются: для группы А — по суммарному числу считывае­мых знаков за рабочую смену, но не более 60000 знаков за смену; для группы Б — по суммарному числу считываемых или вводимых знаков за рабо­чую смену, но не более 40000 знаков за смену; для группы В — по суммарному времени непосредственной работы с ВДТ и ПЭВМ за рабочую смену, но не более 6 часов за смену.
1.4. Для преподавателей высших и средних специальных учебных заведений, учителей обще­образовательных школ устанавливается длитель­ность работы в дисплейных классах и кабинетах информатики и вычислительной техники не более 4 часов в день.
1.5. Для инженеров, обслуживающих учебный процесс в кабинетах с ВДТ и ПЭВМ, продолжи­тельность работы не должна превышать б часов в день.
1.6. Продолжительность обеденного пере­рыва определяется действующим законодатель­ством о труде и Правилами внутреннего трудо­вого распорядка предприятия (организации, уч­реждения).
1.7. Для обеспечения оптимальной работоспо­собности и сохранения здоровья профессиональных пользователей на протяжении рабочей смены дол­жны устанавливаться регламентированные пере­рывы.
1.8. Время регламентированных перерывов в течение рабочей смены следует устанавливать в зависимости от ее продолжительности, вида и категории трудовой деятельности.
1.9. Продолжительность непрерывной работы с ВДТ без регламентированного перерыва не дол­жна превышать 2 часов.
1.10. При работе с ВДТ и ПЭВМ в ночную смену (с 22 до 6 часов), независимо от вида трудо­вой деятельности, продолжительность регламен­тированных перерывов должна увеличиваться на 60 минут.
1.11. При 8−часовой рабочей смене и работе на» ВДТ и ПЭВМ регламентированные перерывы следует устанавливать:
— для I категории работ — через 2 часа от начала рабочей смены и через 2 часа после обе­денного перерыва продолжительностью 15 минут каждый;
— для II категории работ — через 2 часа от начала рабочей смены и через 1,5−2 часа после обе­денного перерыва продолжительностью 15 минут каждый или продолжительностью 10 минут через каждый час работы;
— для III категории работ — через 1,5−2 часа от начала рабочей смены и через 1,5−2 часа после обеденного перерыва продолжительностью 20 ми­нут каждый или продолжительностью 15 минут че­рез каждый час работы.
1.12. При 12−часовой рабочей смене регла­ментированные перерывы должны устанавливаться в первые 8 часов работы аналогично перерывам при 8−часовой рабочей смене, а в течение после­дних 4 часов работы, независимо от категории и вида работ, каждый час продолжительностью 15 минут.
1.13. Во время регламентированных переры­вов с целью снижения нервно-эмоционального на­пряжения, утомления зрительного анализатора, устранения влияния гиподинамии и гипокинезии, предотвращения развития познотонического утом­ления целесообразно выполнять комплексы упраж­нений.
1.14. С целью уменьшения отрицательного влияния монотонии целесообразно применять че­редование операций осмысленного текста и число­вых данных (изменение содержания работ), чере­дование редактирования текстов и ввода данных (изменение содержания работы).
1.15. В случаях возникновения у работающих с ВДТ и ПЭВМ зрительного дискомфорта и других неблагоприятных субъективных ощущений, несмот­ря на соблюдение санитарно-гигиенических, эрногомических требований, режимов труда и отдыха следует применять индивидуальный подход в ог­раничении времени работ с ВДТ и ПЭВМ, коррек­цию длительности перерывов для отдыха или про­водить смену деятельности на другую, не связан­ную с использованием ВДТ и ПЭВМ.
1.16. Работающим на ВДТ и ПЭВМ с высоким уровнем напряженности во время регламентиро­ванных перерывов и в конце рабочего дня показа­на психологическая разгрузка в специально обору­дованных помещениях (комната психологической разгрузки).
 <?xml:namespace prefix = o ns = "urn:schemas-microsoft-com:office:office" />
2. Требования к организации режима работы с ВДТ и ПЭВМ студентов высших учебных заведе­ний.
2.1. Длительность работ на ВДТ и ПЭВМ студентов во время учебных занятий определяет­ся курсом обучения, характером (ввод данных, программирование, отладка программ, редактиро­вание и др.) и сложностью выполняемых заданий, а также техническими данными ВДТ или ПЭВМ и их разрешающей способностью.
2.2. Для студентов первого курса оптималь­ное время учебных занятий при работе с ВДТ или ПЭВМ составляет 1 час, для студентов старших курсов — 2 часа, с обязательным соблюдением меж­ду двумя академическими часами занятий переры­ва длительностью 15- 20 минут. Допускается время учебных занятий с ВДТ и ПЭВМ увеличивать для студентов первого курса до 2 часов, а для студен­тов старших курсов до 3 академических часов, при условии, что длительность учебных занятий в дисплейном классе (аудитории) не превышает 50% времени непосредственной работы на ВДТ или ПЭВМ и при соблюдении профилактических ме­роприятий: упражнения для глаз, физкультминутка и физкультпауза.
2.3. Для предупреждения развития переутом­ления обязательными мероприятиями являются:
— проведение упражнений для глаз через каж­дые 20-25 минут работы за ВДТ и ПЭВМ;
— устройство перерывов после каждого ака­демического часа занятий, независимо от учебно­го процесса, длительностью не менее 15 минут;
— подключение таймера к ВДТ и ПЭВМ или централизованное отключение свечения информа­ции на экранах видеомониторов с целью обеспече­ния нормируемого времени работы на ВДТ или ПЭВМ;
проведение во время перерывов сквозного проветривания помещений с ВДТ или ПЭВМ с обя­зательным выходом студентов из него;
— осуществление во время перерывов уп­ражнений физкультурной паузы в течение 3-4 минут;
— проведение упражнений физкультминутки в течение 1-2 минут для .снятия локального утом­ления, которые должны выполняться индивиду­ально при появлении начальных признаков уста­лости;
— замена комплексов упражнений один раз в 2-3 недели.
2.4. Физкультурные паузы следует проводить под руководством физорга, педагога или центра­лизованно с помощью информации по местному радио на фоне умеренно звучащей приятной му­зыки.
2.5. При составлении расписания учебных за­нятий с ВДТ и ПЭВМ необходимо выполнять сле­дующие требования:
— исключить большие перерывы длительно­стью в один час между спаренными академичес­кими часами, отведенными для занятий с ВДТ и ПЭВМ;
— не допускать для студентов старших кур­сов объединение третьей и четвертой пар учебных занятий с ВДТ и ПЭВМ;
— не проводить учебные занятия с ВДТ и ПЭВМ для студентов старших курсов после 17 ча­сов третьей и четвертой парой уроков;
— учебные занятия студентов старших кур­сов с ВДТ* и ПЭВМ в исключительных случаях до­пускаются в период от 17 до 20 часов при обяза­тельном смещении учебных занятий в расписании на первую или вторую пару уроков;
— двигательный режим студентов и темп ра­боты на ВДТ или ПЭВМ должен быть свободным.
2.6. В период прохождения производствен­ной практики или работы в студенческом отряде (летом) время непосредственной работы с ВДТ или ПЭВМ для студентов первых курсов не должно превышать 3 часов, для студентов старших кур­сов — 4 часов при соблюдении профилактических мероприятий, как во время учебных занятий.
 
3. Требования к организации режима работы с ВДТ или ПЭВМ учащихся средних специальных учебных заведений.
3.1. В средних специальных учебных заведе­ниях (ПТУ, техникумы и др.) длительность рабо­ты на ВДТ или ПЭВМ во время учебных занятий при соблюдении гигиенических требований к ус­ловиям и организации рабочих мест должна со­ставлять:
— для учащихся первого курса — не более 30 минут в день;
— для учащихся второго и третьего курсов — не более 1 часа в день при сдвоенных уроках: 30 минут на первом уроке и 30 минут на втором с интервалом в работе на ВДТ или ПЭВМ не менее 20 минут, включая перемену, объяснение учебно­го материала, опрос учащихся и т.п.
— для учащихся третьего курса длительнос­тью учебных занятий с ВДТ и ПЭВМ допускается увеличить до 3 академических часов с суммарным временем непосредственной работы на ВДТ или ПЭВМ не более 50% от общего времени учебных занятий.
3.2. После каждого академического часа за­нятий с ВДТ или ПЭВМ следует устраивать пере­мены длительностью 15-20 минут с обязательным выходом учащихся из класса (кабинета) и органи­зацией сквозного проветривания.
3.3. При организации односменных занятий в учебном заведении следует организовывать в сере­дине учебного дня (после 3-4 уроков) перерыв дли­тельностью 50-60 минут для обеда и отдыха уча­щихся.
3.4. При работе на ВДТ и ПЭВМ для предуп­реждения развития переутомления необходимо осуществлять комплекс профилактических мероп­риятий:
— проводить упражнения для глаз через каж­дые 20-25 минут работы на ВДТ и ПЭВМ; а при появлении зрительного дискомфорта, выражающе­гося в быстром развитии усталости глаз, рези, мель­кании точек перед глазами и т.п. упражнения для глаз проводятся индивидуально, самостоятельно и раньше указанного времени;
— для снятия локального утомления должны осуществляться физкультурные минутки целенап­равленного назначения индивидуально или орга­низованно под контролем физорга или педагога в регламентированное время;
— для снятия общего утомления, улучшения функционального состояния нервной, сердечно-со­судистой, дыхательной систем, а также мышц пле­чевого пояса, рук, спины, шеи и ног следует про­водить физкультпаузы.
Комплексы упражнений следует менять через 2-3 недели.
3.5. Общая продолжительность кружковой и факультативной работы с использованием ВДТ или ПЭВМ не должна превышать 2-х часов в неделю, а непосредственные работы на ВДТ и ПЭВМ — не более 1 часа при соблюдении режима работы на ВДТ и ПЭВМ (п. 9.3.1) и профилактических мероп­риятий как при проведении учебных заня­тий.
3.6. Кружковые и факультативные занятия с использованием ВДТ или ПЭВМ следует прово­дить после окончания учебных занятий не ранее чем через 50-60 минут.
3.7. Длительность работы с использованием ВДТ или ПЭВМ во время производственной прак­тики, без учебных занятий, не должна превы­шать 3 часов в день при соблюдении режима рабо­ты и профилактических мероприятий.
 
4. Требования к организации режима учебных и внеучебных занятий с ВДТ и ПЭВМ детей школьно­го возраста и занятий с игровыми комплексами на базе ПЭВМ детей дошкольного возраста.
4.1. Для учащихся X-XI классов по основам информатики и вычислительной техники должно быть не более 2-х уроков в неделю, а для осталь­ных классов — одного урока в неделю с использо­ванием ВДТ и ПЭВМ.
4.2. Непрерывная длительность занятий не­посредственно с ВДТ или ПЭВМ не должна пре­вышать:
— для учащихся I классов (6 лет) — 10 минут;
— для учащихся II-V классов — 15 минут;
— для учащихся VI-VII классов — 20 минут;
— для учащихся VIII-IX классов — 25 минут;
— для учащихся X-XI классов на первом часу учебных занятий — 30 минут, на втором — 20 минут.
4.3. Работа на ВДТ и ПЭВМ должна прово­диться в индивидуальном ритме и темпе.
4.4. После установленной длительности рабо­ты на ВДТ и ПЭВМ должен проводиться комплекс упражнений для глаз, а после каждого урока на переменах — физические упражнения для профилактики общего утомления.
4.5. Длительность перемен между уроками должна быть не менее 10 минут, во время кото­рых следует проводить сквозное проветривание с обязательным выходом учащихся из класса (ка­бинета).
4.6. При производственном обучении учащихся старших классов с использованием ПЭВМ и ВДТ в учебно-производственном комбинате или других учреждениях 50% времени следует отводить на теоретические занятия и 50% времени — на прак­тические.
4.7. Время производственной практики уча­щихся старших классов во внеучебное время с ис­пользованием ПЭВМ и ВДТ должно быть ограничено для учащихся старше 16 лет тремя часами, а для учащихся моложе 16 лет — двумя часами с обязательным соблюдением режима работы и проведением профилактических ме­роприятий: гимнастики для глаз через 20-25 ми­нут и физических упражнений через 45 минут во время перерыва.
4.8. Занятия в кружках с использованием ПЭВМ и ВДТ должны организовываться не рань­ше чем через 1 час после окончания учебных за­нятий в школе. Это время следует отводить для отдыха и приема пищи.
4.9. Занятия в кружках с использованием ПЭВМ и ВДТ должны проводиться не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью:
— для учащихся 2-5 классов (7-10 лет) — не более 60 минут;
— для учащихся 6 классов и старше — до 90 минут.
Недопустимо отводить время всего занятия для проведения компьютерных игр с навязан­ным ритмом. Разрешается их проводить в конце занятия длительностью до 10 минут для учащих­ся 2-5 классов и 15 минут — для более старших учащихся.
Режим занятий в кружках должен соответ­ствовать изложенным требованиям с обязатель­ным проведением профилактических мероприятий (п. 9.4.4).
4.10. Условия и режим дня в школах «Юных программистов», организуемых в период школьных каникул в течение 2-4 недель, должны соответ­ствовать санитарным нормам и правилам «Устройство, содержание и организация режима детских оздоровительных лагерей».
4.11. Занятия с ПЭВМ и ВДТ в школах «Юных программистов» не должны быть более б дней в неделю, седьмой день недели должен отводиться для отдыха, без работы на ПЭВМ и ВДТ.
4.12. Общая продолжительность занятий с ПЭВМ или ВДТ в школах «Юных программистов» должна быть в течение дня ограничена:
— для учащихся 8-10 лет — одним занятием в первую половину дня продолжительностью не бо­лее 45 минут;
— для учащихся 11-13 лет — двумя занятиями по 45 минут: одно — в первой половине дня и другое — во второй половине дня;
— для учащихся 14-16 лет — тремя занятия­ми по 45 минут каждое: два — в первой половине дня и одно — во второй половине дня.
4.13. Через 20 минут работы на ПЭВМ и ВДТ следует проводить гимнастику для глаз.
Между двумя занятиями следует устраивать перерыв в течение 15 минут, во время которо­го организовывать подвижные игры или физи­ческие упражнения с проведением комплекса упражнений для снятия локального и общего утомления глаз.
4.14. В школах «Юных программистов» «ком­пьютерные игры» с навязанным ритмом допускает­ся проводить не более одного раза в день продол­жительностью:
— до 10 минут — для детей младшего школь­ного возраста;
— до 15 минут — для детей среднего и стар­шего школьного возраста.
Запрещается проводить компьютерные игры перед сном.
4.15. В дошкольных учреждениях продол­жительность занятий с использованием развива­ющих компьютерных игровых программ не дол­жна превышать 7 минут и для детей 6 лет — 10 минут.
4.16. Компьютерные игровые занятия в до­школьных учреждениях следует проводить не чаще двух раз в неделю в дни наиболее высокой рабо­тоспособности детей: во вторник, в среду и в четверг. После занятий следует проводить гимнастику для глаз.
4.17. Не допускается проводить занятия с ПЭВМ и ВДТ в дошкольных учреждениях за счет времени, отведенного для сна, дневных прогулок и других оздоровительных мероприятий.
4.18. Занятия дошкольников с использовани­ем ПЭВМ или ВДТ должны проводиться методис­том или в его присутствии.
4.19. Занятиям с ПЭВМ или ВДТ должны пред­шествовать спокойные игры, проводимые в зале, расположенном смежно с помещением, где уста­новлены компьютеры.
4.20. Запрещается использование одного ВДТ или ПЭВМ для двух и более детей независимо от их возраста.