Сегодня 23 октября 2017
Медикус в соцсетях
 
Задать вопрос

ЗАДАТЬ ВОПРОС РЕДАКТОРУ РАЗДЕЛА (ответ в течение нескольких дней)

Представьтесь:
E-mail:
Не публикуется
служит для обратной связи
Антиспам - не удалять!
Ваш вопрос:
Получать ответы и новости раздела
25 сентября 2009 18:13   |   О.М. Тараева, врач-стоматолог,
МУЗ «Звениговская ЦРБ», г. Звенигово, Республика Марий Эл

Влияние чистки зубов на количество зубного налета. Часть II.

Анализ анкетирования:
Анкетирование учащихся было проведено в Красноярской общеобразовательной школе моей помощницей до посещения стоматологического кабинета. Считаю, что, отвечая на вопросы, дети отнеслись к анкетированию несколько не серьезно, т.к. они не раз посещали наш кабинет, в том числе и организованно и с основами гигиены полости рта знакомы. Так меня поразил ответ, что не все дети чистят зубы и при чистке зубов производят всего 10 движений, хотя приятно порадовал ответ о замене зубных щеток.
Несоответствие ответов стандартным данным свидетельствует о недостаточном уровне гигиенического воспитания.
Чтобы устранить этот пробел, после проведения анкетирования в классе и наглядно продемонстрировать эффективность чистки зубов, учащиеся 5−х классов были приглашены в стоматологический кабинет Красноярской врачебной амбулатории, на второй – клинический этап — нашей работы.
 
2.Клинический этап «Определение количества зубного налета до и после чистки зубов».
Мягкий зубной налет (МЗН), зубная бляшка — приобретенное, генетически не детерминированное образование на поверхности зубов, представляющее собой автономную субстанцию, состоящую из полисахаридов, детрита полости рта, продуктов и субстратов обмена веществ. Схематично МЗН можно представить себе как колонию микроорганизмов на поверхности зубов, способную к активному и автономному обмену веществ с содержанием полости рта. Доказанным является патогенное влияние МЗН на ткани полости рта, особенно на зубы и пародонт. Кислопродукция в МЗН неинертна для тканей полости рта, особенно зубов. Имеется прямая и хорошо доказанная связь кислопродукции в МЗН с возникновением кариеса. Велико также аллергогенное, стимулирующее воспитательные реакции влияние МЗН на ткани пародонте. Имеются четкие обратные связи — устранение МЗН ведет к оздоровлению органов полости рта, снижению прироста кариеса к ликвидации или улучшению течения болезней пародонта.
Наиболее эффективным методом удаления МЗН из полости рта является механический с помощью зубной пасты, щетки и других средств гигиены полости рта[1].
 
Для оценки гигиенического состояния полости рта применяют индексы гигиены (ИГ), которые основаны на окрашивании зубного налета вестибулярной и оральной поверхностей зубов. С этой целью используют:
— раствор Люголя
— стандартную настойку йода (5г. йода, 32г. калий иодида, воды и 95% спирта поровну до 100мл.),
— 2% водный раствор метиленового синего,
— 2% раствор фуксина,
-бисмарк коричневый и другие красители.
 
При обработке поверхности зуба препаратами йода мягкий зубной налет приобретает темно-коричневую окраску, в случае применения метиленового спирта и фуксина — соответственно синюю и ярко – оранжевую [5].
 
При подготовке к работе мы столкнулись с тем, что в разных источниках излагаются методика одного и того же автора, к примеру, индекс Федорова-Володкиной, в разных интерпретациях [1, 6] ,что несколько ввело нас в заблуждение, но позволило ввести нам свои коррективы в нашу работу.
 
В своей работе мы использовали нашу модификацию определения индекса гигиены. Известно, что наибольшее скопление мягкого и твердого зубного налета на зубах нижней челюсти отмечается с язычной стороны, там, где открываются протоки подъязычных и поднижнечелюстных слюнных желез и это место наиболее трудно подвергается чистке зубной щеткой. Определение количества зубного налета с вестибулярной стороны наиболее информативно и наглядно для пациента.
Итак,
— количество зубного налета мы определяем с вестибулярной и язычной сторон нижних 6 зубов: 43, 42, 41, 31, 32, 33.
— окраску зубов проводим «Колор-тестом» («ВладМиВа»), содержащим фуксин. В результате окрашивания ЗН приобретает ярко-оранжевую окраску.
-запись результатов ведем в следующем порядке:43,42,41,31,32,33.
— оценку результатов проводим следующим образом:
в 1 балл оценивается количество МЗН, покрывающего 1/3 поверхности зуба;
в 2 балла- 1/2 поверхности;
в 3 балла — 2/3 и более исследуемой поверхности;
0 баллов – отсутствие зубного налета. Значение показателей зубов суммируются и делятся на 6, отдельно на вестибулярной и на язычной поверхностях.
 
Гигиеническое состояние полости рта мы оценивали следующим образом:
0−1,2 — хороший уход (оптимальный);
1,2−2,0- удовлетворительный;
2,0−3,0- неудовлетворительный (плохой);
 
Для сохранения чистоты проведения исследования дети не были осведомлены о целях посещения стоматологического кабинета, они приходили к нам после уроков в школе.
 
Инструменты и материалы, используемые в работе: зеркало стоматологическое, зонд стоматологический, пинцет, ватные валики, «Колор – тест» производства «ВладМиВа», содержащий фуксин, кисточка для окрашивания.
 
Этапы клинического обследования:
— Определение каждому пациенту  индекса распространенности кариеса (КПУ – кариес, пломба, удаленные), состояния слизистой и наличия ортодонтической патологии.
— Фиксация данных в амбулаторных картах стоматологического больного
 - Определение индекса гигиены по предложенной нами методике и с последующей  демонстрацией окрашенного зубного налета индивидуально каждому пациенту.
 
— Оценка данных:
Данные ИГ оценены по 3−х бальной системе:
0 баллов — отсутствие окрашивания.
1 балл — окрашивание 1/3 поверхности зуба.
2 балла — окрашивание 1/2 поверхности зуба.
3 балла — окрашивание 2/3 поверхности зуба.
—   Фиксация данных в амбулаторных картах стоматологического больного.
— Повторение принципа чистки зубов на основании стандартного метода индивидуальной чистки зубов (дети не в первый раз посещают наш кабинет и с основами гигиены полости рта знакомы).
 
— Самостоятельная индивидуальная чистка зубов учащимися (мы не преследовали проведение чистки зубов под контролем медсестры или врача, полагаясь на самостоятельность и ответственность детей при проведении процедуры чистки зубов, поэтому результаты повторного определения ИГ у некоторых детей улучшились незначительно).
 
— Повторное определение ИГ с язычной и вестибулярной сторон, с демонстрацией окрашенного ЗН пациентам.
 
— Повторная фиксация данных в амбулаторных картах стоматологического больного.
— Индивидуальная беседа с каждым пациентом об эффективности правильной чистки зубов.
 
Анализ и обсуждение результатов научно-практической работы «Влияние индивидуальной чистки зубов на количество зубного налета»:
Результаты анкетирования подвели нас к проведению клинического этапа работы. Клинический этап работы проводился в январе 2008 года, когда некоторые дети не посещали школу из-за болезней, и поэтому в 5а классе было обследовано 13 человек. Среднее КПУ в 5а классе составляет 3,2 и соответствует среднему уровню интенсивности кариеса. Максимальное значение КПУ=6, минимальное=0. В индексе КПУ преобладает показатель К- кариес, он равен 26, показатель П=15, показатель У=1. В 5а классе максимальный ИГ с вестибулярной стороны составляет 2,5, а минимальный=0,2, средний ИГ=1,6, что соответствует удовлетворительному уровню состояния полости рта. С язычной стороны максимальный ИГ=2,0, а минимальный=0,2, средний ИГ=1,2, что соответствует удовлетворительному уровню состояния полости рта. После чистки зубов произошло снижение ИГ с вестибулярной стороны на 0,9, а с язычной стороны на 0,3.
 
В 5б классе в стоматологическом кабинете было обследовано 8 человек. Среднее значение КПУ в 5б= 4,8, что соответствует высокому уровню интенсивности кариеса. Максимальное значение КПУ=13, а минимальное=1. Показатель К=27, показатель П= 11, показатель У=0. В 5б классе с вестибулярной стороны максимальный ИГ =3,0, минимальный ИГ =0, средний ИГ=2,0, что тоже соответствует удовлетворительному уровню состояния полости рта. С язычной стороны максимальный ИГ=2,5, а минимальный=0,3, средний ИГ=1,7, что соответствует удовлетворительному уровню состояния полости рта. После проведения чистки зубов ИГ снизился на 1,4 с вестибулярной и на 1,0 с язычной сторон.
 
В обоих классах в показателях КПУ преобладает показатель К примерно в 2 раза больше, чем показатель П ( КПУ 5а= 26+ 15+ 1; КПУ5б=27+11+0).
 
Фиксируя данные ИГ отдельно по каждому зубу, мы отметили следующий факт: показатели ИГ на зубах с правой стороны несколько выше, чем с левой стороны. Этот факт мы объясняем так: основная масса людей правши и поэтому при чистке зубов левая сторона чистится лучше, чем с правой стороны.
 
В обоих классах ИГ с вестибулярной стороны выше, чем с язычной и соответствует удовлетворительному уровню состояния гигиены. Значения показателей ИГ с язычной стороны также соответствуют удовлетворительному уровню состояния гигиены. Невысокие показатели ИГ с язычной стороны по сравнению с вестибулярной стороны мы объясняем тем, что у детей образование зубного налета и зубного камня с язычной стороны незначительны.
 
После проведения чистки зубов произошло снижение ИГ  и с вестибулярной, и с язычной сторон и привело к оценке хорошего (оптимального) состояния полости рта.
 
Заключение.
Рациональная гигиена полости рта является ведущим звеном в профилактике заболеваний твердых тканей зуба и пародонта. Поэтому навыки рациональной гигиены полости рта должны прививаться в детском возрасте, и чем раньше, тем лучше. Для оценки гигиенического состояния полости рта нами был применен индекс, который основан на окрашивании зубного налета вестибулярной и оральной поверхностей зубов.
 
Индекс гигиены полости рта составил удовлетворительное значение до чистки зубов и 5а, и в5б классах. Индекс гигиены полости рта снизился после обучения исследуемой группы правилам индивидуальной чистки зубов и чистке зубов и стал соответствовать хорошему уровню состояния полости рта, что подтверждает эффективность индивидуальной чистки зубов.
 
Индекс гигиены
Правильная чистка зубов — основа индивидуальной гигиены полости рта
, от качества ее проведения зависит и гигиеническое состояние полости рта в целом, и распространенность кариеса, что доказано и нашей работой. В 5б классе показатели и КПУ, и ИГ выше, что позволяет судить о взаимосвязи недостаточной гигиены полости рта,  количества зубного налета и распространенности кариеса.
В результате работы выявлено, что дети знают основы гигиены полости рта,но недостаточно хорошо и на практике не всегда применяют свои знания, это позволяет судить о невысоком уровне гигиенического воспитания детей данного возраста.
В целях гигиенического воспитания учащихся рекомендуем включить вопросы стоматологической профилактики в санитарно-просветительные мероприятия среди педагогов, родителей, учащихся не реже одного раза в полугодие(классные часы, родительские собрания, диспуты, беседы, тест — опросы, занимательные сказки, конкурсы рисунков , разработка и распространение памяток и т.п.).
 
Литература:
1.        Справочник по стоматологии под редакцией Рыбакова А.И. Москва Медицина 1993г.- 462−464с., 468с.,493с.
2.        Лукиных Л.М. «Кариес зубов» 3−е изд.Н.Новгород: Изд-во НГМА, 2001г.- 6с., 118с., 140с., 144с.
3.        Колесов А.А. и др. «Стоматология детского возраста» Учебник Москва Медицина 1991г. — 144с.
4.        Сайфуллина Х.М. Кариес зубов у детей и подростков. Москва «МЕДпресс».2001г.-82с.
5.        Яковлева В.И., Трофимова Е.К., Давидович Т.П., Просверяк Г.П. Диагностика,
лечение и профилактика стоматологических заболеваний. Минск. «Высшая школа».
1994.-34с.
 
Источник:
журнал «Стоматология детского возраста и профилактика»
 

Поделиться:




Комментарии
Смотри также
09 октября 2009  |  18:10
Влияние чистки зубов на количество зубного налета. Часть III.
Эту сказку - быль я придумала для детей младшего школьного возраста на основе данных специальной литературы и популярных изданий, что бы дети знали о том, какие бывают зубные щетки и бережно относились к своим добрым помощникам.
18 сентября 2009  |  16:09
Влияние чистки зубов на количество зубного налета. Часть I.
Тема профилактики стоматологических заболеваний очень актуальна, поскольку результаты многочисленных исследований показывают, что интенсивность основных стоматологических заболеваний (кариеса зубов и болезни пародонта) среди населения России достаточно высока.
08 сентября 2009  |  10:09
Ранняя профилактика кариеса – гарантия стоматологического здоровья
По данным исследований последних лет, имеется тенденция к увеличению распространенности и интенсивности кариеса зубов у детей. По мнению специалистов, это во многом связано с увеличением частоты патологии беременности, генетической предрасположенностью к заболеваемости кариесом, ухудшением экологической ситуации, результатом которой является снижение общей сопротивляемости организма ребенка.
25 августа 2009  |  14:08
Микробиологическое состояние биоплёнки зуба при применении хлоргексидина и ксилита при лечении кариеса у детей.
Несмотря на большое количество исследований по изучению этиопатогенеза, клиники, диагностики, лечения и профилактики кариеса у детей раннего возраста, эта проблема остается одной из самых важных в практике детского врача–стоматолога в связи с высокой распространенностью и интенсивностью данного заболевания во многих странах мира.
19 августа 2009  |  13:08
Состояние зубов отражает уровень здоровья организма в целом
Болезни зубов — это тревожный сигнал о том, что в организме не все в порядке, утверждает Dr. Philippe P. Hujoel, профессор отделения стоматологии University of Washington School of Dentistry в г. Сиэттле, США. Он рассмотрел множество фактов в подтверждение гипотезы о связи питания, болезней зубов и болезней тела.