Сегодня 23 октября 2017
Медикус в соцсетях
 
Задать вопрос

ЗАДАТЬ ВОПРОС РЕДАКТОРУ РАЗДЕЛА (ответ в течение нескольких дней)

Представьтесь:
E-mail:
Не публикуется
служит для обратной связи
Антиспам - не удалять!
Ваш вопрос:
Получать ответы и новости раздела
18 сентября 2009 16:25   |   *О.М. Тараева, врач-стоматолог,
МУЗ «Звениговская ЦРБ», г. Звенигово, Республика Марий Эл

Влияние чистки зубов на количество зубного налета. Часть I.

Введение
Тема профилактики стоматологических заболеваний очень актуальна, поскольку результаты многочисленных исследований показывают, что интенсивность основных стоматологических заболеваний (кариеса зубов и болезни пародонта) среди населения России достаточно высока. Так, у трехлетних детей интенсивность кариеса временных зубов составляет в среднем 3,7, то есть у каждого трехлетнего российского ребенка почти 4 зуба поражены кариесом. В дальнейшем, с возрастом, наблюдается значительное нарастание активности кариеса. К 15 годам среднее количество пораженных зубов среди подростков достигает 8,0. У взрослого населения заболеваемость кариесом достигает 100%.
Наблюдение врачей-стоматологов указывают на то, что кариес зубов и заболевания тканей пародонта чаще бывают у детей, не соблюдающих гигиену полости рта. А повседневная практика свидетельствует: уход за зубами не стал еще прочным навыком для большинства детей младшего возраста. Ведущим компонентом профилактики стоматологических заболеваний является гигиена полости рта. Систематическая чистка зубов, удаление мягких зубных отложений способствуют
зубная паста РОКС
физиологическому процессу созревания эмали зубов. Биологически активные компоненты средств гигиены (зубных паст, эликсиров) обогащают ткани зуба и пародонта солями фосфатов кальция, микроэлементами, витаминами, повышая их устойчивость к вредным воздействиям. Регулярный массаж десен при чистке зубов щеткой способствует активации обменных процессов, улучшению кровообращения в тканях пародонта[4].
 
Индивидуальная гигиена — предусматривает тщательное и регулярное удаление зубных отложений с поверхности зубов и десен с помощью различных средств гигиены. Отобрав контингент учащихся, мы определились с целью и задачами нашего исследования «Влияние индивидуальной чистки зубов на количество зубного налета».
 
Цель работы: определить влияние индивидуальной чистки зубов на количество зубного налета.
 
Задачи:
-   установить, в какой степени школьники 5−ых классов используют основные средства гигиены;
-   определить гигиеническое состояние полости рта до, и после чистки зубов.
 
Методы исследования.
Объектом нашего исследования являлись учащиеся 5−х классов Красноярской средней школы Звениговского района Республики Марий Эл. В ходе данной работы были исследованы 28 учащихся. Выбор контингента учащихся не случаен, именно к этому возрасту заканчивается формирование постоянного прикуса у основной массы детей, да и ВОЗ рекомендует рассматривать как одну из наиболее показательных возрастных групп возраст 12 лет.[2]
 
1. Первым этапом нашей исследовательской работы было проведено социологическое исследование в форме анкетирования.
 
зубные щетки
Для достижения наилучшей эффективности от проведения гигиенических мероприятий используются разные средства и предметы по уходу за полостью рта. В последнее время их ассортимент стал особенно широк и разнообразен. Это множество моделей зубных щеток, зубочистки, флоссы, ирригаторы, ершики, различные гигиенические и лечебно-профилактические зубные пасты и порошки, ополоскиватели для полости рта. Используя современные средства для удаления зубного налета с поверхности зубов, нельзя не учитывать методы, с помощью которого это осуществляется. В настоящее время известны различные методики удаления зубного налета. [4]
 
Рассказывая детям как правильно надо чистить зубы, я предлагаю проводить эту процедуру по определенной схеме. Например, каждая челюсть делится на шесть фрагментов — по два фронтальных (резцы и клыки), премоляры и моляры справа и слева. Чистку рекомендую начинать с вестибулярной стороны моляров слева на верхней челюсти и продолжить до противоположной стороны, затем следует очистить жевательные поверхности зубов и завершить чисткой небной поверхности зубов. Затем в этой же последовательности производят чистку зубов нижней челюсти. Каждую поверхность зубов каждого фрагмента челюсти необходимо очищать не менее чем 10 движениями щетки, что в сумме составит около 180 движений на каждую челюсть. Следовательно, для чистки обеих челюстей необходимо произвести 360 движений щеткой. Время чистки зубов
должно составить в среднем 2,5−3,5 мин.
 
Производить чистку зубов целесообразно дважды в день — утром и вечером. Ю.А. Федоров (1980) советует утром чистить зубы после завтрака, ограничившись после сна полосканием полости рта. Вечером зубы необходимо чистить перед сном. Однако большинство людей чистят зубы однократно, чаще всего — утром, после сна.[1]
 
Анкетирование — один из методов массового опроса, при котором респонденты получают анкету для самостоятельного заполнения. Преимуществом анкетирования являются оперативность и экономичность исследования.
 
Учащимся 5−х классов было предложено ответить на ряд вопросов, касающихся индивидуальной гигиены полости рта:
1. сколько раз в день, по вашему мнению, надо чистить зубы?
2. сколько раз в день я чищу зубы?
3. как часто, по вашему мнению, надо менять зубную щетку?
4. как часто вы меняете зубную щетку?
5. сколько движений надо производить во время чистки зубов?
6. сколько движений вы проводите  во время чистки зубов?
 
Диаграмма №1 —
«Сколько раз в день, по вашему мнению, надо чистить зубы?»
 
Результаты: среди 28 опрошенных учащихся 24 ученика ответили «2 раза», 3 ученика ответили «3 раза», 1 ученик ответил «1 раз».
 
 
Диаграмма №2
 — «Сколько раз в день я чищу зубы?»
 
Результаты: самым распространенным ответом является ответ «1раз». 6 человек ответили, что проводят эту процедуру 2 раза в день, а 8 человек сказали, что вообще не чистят зубы.
 
Сравнительный анализ диаграмм №1 и №2. При сравнении диаграмм можно отметить процентное несоответствие ответов на вопрос о кратности чистки зубов, что свидетельствует о недостаточном уровне гигиенического воспитания детей. Дети знают, что рекомендуется чистить зубы не менее 2−х раз в день, но следуют этому правилу лишь 6 человек из 24 (1/4).Очень огорчило меня признание 8 детей в том, что они не чистят зубы.
 
Диаграмма №3:
« Как часто надо, по вашему мнению, менять зубную щетку?»
 
Предлагались ответы: 1 раз в месяц, 1 раз в три месяца, 1 раз в год.
 
Результаты:8 человек ответили «1 раз в месяц», 17- « 1 раз в три месяца», 3 ответа- «1раз в год».
 
Диаграмма №4
: « Как часто вы меняете зубную щетку?»
Результаты: 4 человека ответили, что меняют зубную щетку 1 раз в месяц, 16 человек – 1 раз в 3 месяца, 8 человек – 1 раз в год.
 
Сравнительный анализ диаграмм №3 и № 4. Анализируя ответы о частоте замены зубных щеток можно отметить, что в ответах одинаково часто встречается ответ 1 раз в 3 месяца, что свидетельствует о том, что почти все дети знают и соблюдают сроки замены зубных щеток.
 
Диаграмма №5:
«Сколько движений надо производить во время чистки зубов?»
Для ответов были предложены следующие варианты:10, 250- 360, 1000 движений. Результаты:14 детей считают, что достаточно производить 10 движений, 12 детей выбрали ответ 250−360 движений, а 2−е детей выбрали ответ 1000 движений.
 
Диаграмма №6:
«Сколько движений вы проводите при чистке зубов?»
Ответы показали нам истинную картину при чистке зубов.
Результаты: 12 детей при чистке зубов проводят всего 10 движений,12 детей проводят не менее 250−360 движений, 4 человека-1000 движений.
 
В результате сравнительного анализа диаграмм №5 и №6 выявлено, при чистке зубов не все дети производят достаточное количество движений. Однако 12 человек из 28 производят 250−360 движений, что соответствует правилам чистки зубов.
 
Автор об авторе:
Тараева Ольга Михайловна, врач-стоматолог 1 квалификационной категории, стаж работы 15 лет. После окончания Самарского государственного медицинского института в 1993 году, прохождения интернатуры на базе Республиканской больницы и Звениговской ЦРБ, работаю в Красноярской врачебной амбулатории в селе Красный Яр Звениговского района Республики Марий Эл. Специфика села предполагает разнообразие специализации: приходится заниматься и лечением, и удалением зубов и у взрослых, и у детей. Работая в амбулатории, имею возможность тесного сотрудничества с другими специалистами, ведущими прием: терапевтом, педиатром, акушеркой. Так, взрослые во время прохождения диспансерного профилактического осмотра у терапевта при необходимости направляются на лечение к стоматологу. Женщины, вставшие на учет по беременности, обязательно полностью санируются. Часто болеющие дети, дети с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, с аллергологическим анамнезом также берутся на учет, санируются и приглашаются на осмотр.  В своей работе я уделяю много времени профилактике стоматологических заболеваний и диспансеризации. Так, в 2004 году я была участницей очно-заочного конкурса детских стоматологов, проводимого СтАР, и заняла 2 место. На заочный тур я предоставила работу «Диспансеризация детей у стоматолога», в которой проанализировала свою работу с детьми с 1993 по 2003 годы и сделала выводы об эффективности диспансеризации в стоматологии, что подтвердила в своей практической деятельности.
 
В 2008 году я участвовала в республиканском конкурсе профессионального мастерства «Лучший специалист здравоохранения» и стала победителем в номинации «Лучший врач стоматологической специальности».
 
Современная школа – это не просто школа, наряду с фундаментальными знаниями школьники имеют возможность получать дополнительное образование: заниматься на элективных курсах, посещать профильные классы, выполнять научно-практические работы.  Школа, расположенная в нашем селе в 2006−2007 году по праву стала школой – миллионером, выдержав огромный конкурс. В 2007−2008 учебном году совместно с руководителем-преподавателем химии и биологии Бондаренко А.В. и ученицей 10 класса, мечтающей о профессии стоматолога Дмитриевой Еленой была проведена на базе нашего стоматологического кабинета исследовательская работа «индивидуальная чистка зубов». Эта работа заняла 1 место в районной научно-практической конференции среди школьников. С результатами этой исследовательской работы с точки зрения не ученицы общеобразовательной школы, а практикующего врача я и предлагаю ознакомиться.
 
Источник:
журнал «Стоматология детского возраста и профилактика», www.detstom.ru
 

Поделиться:




Комментарии
Смотри также
25 сентября 2009  |  18:09
Влияние чистки зубов на количество зубного налета. Часть II.
Клинический этап «Определение количества зубного налета до и после чистки зубов».
08 сентября 2009  |  10:09
Ранняя профилактика кариеса – гарантия стоматологического здоровья
По данным исследований последних лет, имеется тенденция к увеличению распространенности и интенсивности кариеса зубов у детей. По мнению специалистов, это во многом связано с увеличением частоты патологии беременности, генетической предрасположенностью к заболеваемости кариесом, ухудшением экологической ситуации, результатом которой является снижение общей сопротивляемости организма ребенка.
25 августа 2009  |  14:08
Микробиологическое состояние биоплёнки зуба при применении хлоргексидина и ксилита при лечении кариеса у детей.
Несмотря на большое количество исследований по изучению этиопатогенеза, клиники, диагностики, лечения и профилактики кариеса у детей раннего возраста, эта проблема остается одной из самых важных в практике детского врача–стоматолога в связи с высокой распространенностью и интенсивностью данного заболевания во многих странах мира.
19 августа 2009  |  13:08
Состояние зубов отражает уровень здоровья организма в целом
Болезни зубов — это тревожный сигнал о том, что в организме не все в порядке, утверждает Dr. Philippe P. Hujoel, профессор отделения стоматологии University of Washington School of Dentistry в г. Сиэттле, США. Он рассмотрел множество фактов в подтверждение гипотезы о связи питания, болезней зубов и болезней тела.
04 августа 2009  |  11:08
Паразитарная теория происхождения кариеса. Часть II
В одной из предыдущих публикаций (Зубной червь – сказка или быль?) мы затронули тему возникновения самого распространенного среди человечества заболевания – кариеса. Данным материалом мы продолжаем знакомить посетителей нашего портала с мнениями на этот счет других авторов. Обращаю внимание, что мнение редактора раздела в данном случае может не совпадать с мнением автора теории.