Сегодня 31 марта 2017
Медикус в соцсетях
02 июля 2013

Конгресс руководителей медицинских учреждений России и стран СНГ

30 мая – 1 июня 2013 года в Москве прошел Конгресс руководителей медицинских учреждений России и стран СНГ, объединивший на дискуссионных площадках топ-менеджеров сферы здравоохранения из ряда стран СНГ и более чем 60 российских регионов. Участники мероприятия обменялись опытом и обсудили успешные кейсы, позволившие значительно повысить эффективность работы и конкурентоспособность ЛПУ.

На многочисленных сессиях и семинарах Конгресса рассматривался широкий спектр вопросов, охватывающих все сферы деятельности современного учреждения здравоохранения – от юридической безопасности медицинской деятельности до решения кадровых вопросов и организации работы с персоналом, от лицензирования деятельности ЛПУ до разработки стратегии развития и маркетингового плана, от управления финансовой деятельностью до принятия решения о частно-государственном партнерстве. Кроме того, внимание участников Конгресса было сосредоточено и на анализе ситуации в системе здравоохранения зарубежных стран, а также на вопросах выработки критериев и метрик, позволяющих оценить эффективность эффективность и качество работы современного медицинского учреждения.

Все ли решают кадры?

Деятельность современного ЛПУ напрямую зависит от компетенций его сотрудников, начиная с младшего медперсонала и заканчивая руководством. Вопросы управления персоналом, разработки систем переподготовки и мотивации поднимались на Конгрессе много раз в различном контексте, несмотря на то, что для обмена опытом по работе с персоналом была организована специальная секция. Эксперты и участники дискуссий сошлись во мнении, что без выстраивания четкой системы мотивации, адаптации, непрерывного обучения персонала работа медучреждения не может быть по-настоящему эффективной. По словам экспертов, около 80% кадровиков, работающих в системе здравоохранения, не имеют никакой специальной подготовки в этой области, что требует от руководителей медицинских учреждений определенных затрат на формирование полноценной кадровой службы и выработку системной кадровой политики.

Кроме того, участники дискуссий отметили необходимость обучения топ-менеджмента, развития разнообразных управленческих компетенций.

По данным Министерства здравоохранения РФ, в отрасли сложились грубые кадровые диспропорции, и если дефицит врачей в России снизился в середине 2013 года до 40 тысяч человек, то дефицит средних медицинских работников вырос до 270 тысяч. Безусловно, проблема будет решаться и  на государственном уровне (программа «Земский доктор», целевой прием в медицинские вузы и средние учебные заведения), но для каждого медучреждения кадровый вопрос становится и локальной задачей: необходимо привлечь и удержать квалифицированных работников, уберечь их от эмоционального выгорания, профессиональной усталости и демотивации. Причем эксперты уверены, что проблема не решается в одночасье одним лишь повышением заработной платы. Так, по мнению Александра Иванова, главного редактора объединенной редакции Здравоохранение «МЦФЭР-Медицина», повышение оплаты труда медикам даже в 2−3 раза может не сказаться прямым и быстрым образом на деятельности большинства из них. Так  называемые «гигиенические факторы» – административная политика, условия труда, заработная плата, взаимоотношения в коллективе – в лучшем случае удерживают, но не стимулируют персонал. Дарья Симачева, генеральный директор ООО «МедБизнесКонсалтинг», предложила свой вариант мотивации наемных работников: «Выделяйте сотрудникам часть акций, тогда они начнут менять мышление и станут более заинтересованными в положительных изменениях, происходящих в компании».

Одной из ключевых метрик качества работы персонала, безусловно, является удовлетворенность пациентов. Однако объективно оценить качество оказанной медицинской помощи пациенты не в состоянии и традиционно оценивают внимание и заботу, проявленные сотрудниками медцентра. Главный врач ООО «Он Клиник» Ольга Степура привела интересную статистику: 68% случаев невозвращения клиентов в клинику связаны как раз с невнимательным отношением к ним сотрудников, и лишь 14% случаев основаны на некачественном оказании услуг. А обеспечение качества, подчеркнула Ольга Степура, является результатом системных управленческих решений и процессов, т.к. не более 10−15% проблем обеспечения качества связано с индивидуальными ошибками врача и персонала. С этим утверждением согласились и остальные эксперты. Например, президент Общероссийской общественной организации «Лига защитников пациентов» Александр Саверский заявил, что популяризации непривычной пока для российских клиник «практики извинений», сокращение проявлений грубости и хамства может заметно уменьшить количество судебных исков, предъявляемых к ЛПУ.

Эксперты сошлись во мнении: для того, чтобы быть в состоянии соответствовать ожиданиям самых требовательных пациентов, необходимо осваивать и внедрять принципиально новые технологии – как медицинские, так и организационные.

А тем временем неудовлетворенность российских пациентов качеством оказываемой медицинской помощи и предоставляемых услуг, недоверие к отечественной системе здравоохранения вызвало бурное развитие в последние годы медицинского туризма. Михаил Плисс, менеджер Отдела по работе с организациями здравоохранения Microsoft Russia, оценил сумму, ежегодно расходуемую отечественными пациентами на лечение за рубежом, в 7 млрд долларов.

Финансы: как выжить в новых условиях?

Финансовый вопрос традиционно является одним из самых болезненных и «горячих». Поэтому вопросы управления финансовой деятельностью ЛПУ вызвали жаркие споры и оживленные дискуссии. Участники Конгресса получили уникальную возможность обменяться опытом с коллегами из других регионов или из медучреждений с другими формами собственности.

Ирина Рыбальченко, начальник Негосударственного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть» ООО «Газпром добыча Астрахань», рассказала о разработке и первом опыте реализации новой стратегии ЛПУ, вызванном полным прекращением финансирования со стороны учредителя. Уже при реализации первых мероприятий в рамках стратегии наблюдается экспоненциальный рост прибыли. «По нашим подсчетам, если мы из 21 выбранного направления реализуем 15 самых перспективных, то наша прибыль возрастет на 60%», —  прогнозирует Ирина Рыбальченко.

Как отметил Александр Солонин, председатель Ассоциации частных клиник Санкт-Петербурга и Северо-Запада, рынок платных медицинских услуг неуклонно растет, хотя в последние годы темпы его роста ощутимо сократились. Впрочем, Александр Солонин связывает рост рынка, скорее, с ростом цен вследствие инфляции, чем с увеличением количества пациентов. Наиболее перспективными сегментами отечественного рынка платных медицинских услуг эксперт считает лабораторную диагностику (к 2015 году ожидается удвоение рынка  – с 15 млрд руб. до 30 млрд руб.) и стоматологию (рынок растет на 12−14% в год). Кроме того, среди востребованных диагностических услуг эксперт отметил флюорографию, анализ крови на глюкозу, ЭКГ и УЗИ. Безусловно, при выработке стратегии развития медицинских учреждений, это стоит учитывать.

Тенденции в развитии здравоохранения зарубежных стран: в тренде ли Россия?

Достаточно много времени участники Конгресса уделили изучению международного опыта по обеспечению конкурентоспособности медицинских учреждений.

В работе мероприятия, помимо руководителей сферы здравоохранения из регионов России, приняли участие специалисты из ближнего зарубежья, в том числе представительная делегация из Казахстана. Как отметили эксперты, во многих сферах медицины Казахстану удалось продвинуться намного дальше, чем России, поэтому опыт этой страны может быть очень интересен и полезен российским руководителям. Так, Айжан Садыкова, президент РОО «Национальная медицинская ассоциация» Республики Казахстан, рассказала о роли профессиональных медицинских ассоциаций в реформе здравоохранения, в вопросах управления ЛПУ, в предупреждении конфликтов и разрешении споров.

Лариса Попович, директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ, рассказала о международных системах метрик, позволяющих оценить развитие здравоохранения разных стран – индексе развития человеческого потенциала, принятом в ООН, рейтинге «Общий уровень здоровья наций» агентства Bloomberg, оценкой Euro Health Consumer Index 2012 и др.

Исследования мировых рейтинговых агентств показывают, что врачи всех ведущих развитых стран имеют серьезные претензии к существующим медицинским моделям и уверены, что их нужно радикально изменять. Так высказались 71% канадских медработников, 69% американских и 68% английских.

Ссылаясь на данные исследования американской неправительственной организации Commonwealth Fund, Лариса Попович отметила, что США среди семи ведущих стран мира показали последний результат в рейтинге эффективности систем здравоохранения. И это несмотря на самые высокие затраты на душу населения, связанные с медициной.

Россия же в общемировых рейтингах занимает более чем скромную позицию. Например, в рейтинге «Индекс развития человеческого потенциала», составленном ООН, наша страна занимает 55 строчку из 187 возможных.

Главными вызовами для России являются высокие уровни преждевременной смертности, особенно в трудоспособном возрасте, высокие уровни хронической заболеваемости, распространенность факторов риска и низкая приверженность населения к здоровому образу жизни, считает Лариса Попович. Вступление России в ВТО и , в дальнейшем, в ОЭСР, потребует пересмотра принципов оценки и контроля за деятельностью медицинской сети. Эффективным инструментом улучшения системы охраны здоровья российского населения может стать создание и ведение разнообразных рейтингов и ренкингов.

Однако, как заявила Людмила Кочеткова, редактор-продюсер Центра социальных рейтингов РИА Новости, данным отечественных рейтингов учреждений системы здравоохранения пока сложно доверять. В качестве примера она привела исследование удовлетворенности населения медицинской помощью, которое независимо друг от друга ежегодно проводят Министерство здравоохранения, ФСО и РИА Рейтинг. «В 2012 году Минздрав показывает значение 72%, а «РИА Рейтинг» – 35%. Разница практически вдвое», – заметила Людмила Кочеткова.

По мнению экспертов, в России необходимо организовать постоянную систему рейтингов, способную влиять на восприятие населением текущей ситуации в социальной сфере.

Все три дня работы Конгресса были интенсивными и насыщенными. На заседаниях тематических секций и круглых столах были также затронуты ключевые вопросы управления государственными и частными медучреждениями, реализации проектов в области государственно-частного партнёрства, юридической безопасности и лицензирования медицинской деятельности. Безусловно, полученная практическая информация окажется полезной на местах.

Мероприятие организовано ГК «Открытый диалог».

forumzdrav.ru

Елизавета Макарова

 



Комментарии

Поделиться:



15 сентября 2013  |  23:09
Практика управления Mayo Clinic. Уроки лучшей в мире сервисной организации
Издательство «Манн, Иванов и Фербер» выпустило книгу о том, как культура обслуживания и системный подход к организации работы приводят к выдающимся достижениям в сфере оказания медицинских услуг. Авторы исследовали практику работы одного из самых известных медицинских учреждений мира — американской клиники Мэйо. Пользуясь любезным разрешением издательства, портал MEDICUS.RU публикует отрывки из книги.
15 июня 2013  |  02:06
Инвестиции «Сименс Финанс» для МЦ «Парацельс» в Екатеринбурге
Первый частный родильный дом и Многопрофильная медицинская клиника будут работать на современном оборудовании, приобретённом в лизинг.
11 марта 2013  |  12:03
Телемедицина: будущее медицины уже началось
Телемедицина, как дистанционное предоставление медицинских услуг пациентам, быстро набирает популярность во всем мире. Она не только экономит время и деньги, но и повышает эффективность работы врачей.
17 декабря 2009  |  20:12
Креатифф жжот, или как не надо делать рекламу салона красоты часть 7: «Как кур в ощип»
Продолжаем серию публикаций о том, как не стоит делать рекламу салона красоты. В этот раз отличились американцы, разработавшие пугающую рекламу услуг по эпиляции. Для салона красоты Queen Bee Waxing в Лос-Анджелесе, который в частности специализируется на процедуре "бразильское бикини воском", американское агентство Hanlon Worldwide Industries разработало весьма странную рекламную кампанию.
04 сентября 2009  |  01:09
Креатиff жжот! Реклама западных салонов красоты в картинках и плакатах
Западные парикмахерские и салоны красоты проявляют недюжинное креативное мышление, создавая совместно с агентствами рекламу своих услуг. Иногда это на грани фола, иногда на грани понимания, иногда за гранью всего перечисленного. На этом фоне рекламные произведения отечественных мастеров рекламы салонов красоты выглядят пуритански – красивые, ухоженные, уложенные (от слова «укладка»), эффектно одетые женщины показывают возможности салона красоты и призвают «приходи и будешь такой».