Сегодня 19 апреля 2024
Медикус в соцсетях

Заболевания → Дизонтогенетические формы пограничной интеллектуальной недостаточности

 
Интеллектуальная недостаточность при состояниях психиче­ского инфантилизма рассматривается большинством иссле­дователей как следствие нарушенного созревания наиболее молодых структур головного мозга, главным образом систем лобной коры и их связей, вызванного различными этиологи­ческими факторами (конституционально-генетическими, внут­риутробной интоксикацией, токсико-инфекционными воздей­ствиями в первые годы жизни ребенка).<?xml:namespace prefix = o ns = "urn:schemas-microsoft-com:office:office" />
Наиболее изучена клинико-психопатологическая характе­ристика простого (неосложненного) психиче­ского инфантилизма, к ко­торому относится также выделенный Г. Е. Сухаревой гармонический инфантилизм. При этой форме психическая незрелость охватывает все сферы деятельности ребенка, в том числе и интеллектуальную, однако преобладают прояв­ления эмоционально-волевой незрелости. Это выражается в свойственных детям более младшего возраста повышенной эмоциональной живости, неустойчивости, преобладании мо­тива получения удовольствия, чрезмерной привязанности к матери, боязни всего нового. Эти дети неутомимы в игре, им свойственны живость воображения, фантазия, выдумка, жиз­нерадостность. В интеллектуальной деятельности также пре­обладает влияние эмоций, слабо развиты собственно интел­лектуальные интересы, в то время как игровые продолжают преобладать и в школьном возрасте. Активное внимание от­личается повышенной неустойчивостью и пресыщаемостью, дети не могут организовать свою деятельность, подчинить ее требованиям школы, коллектива. Все это создает феномен «школьной незрелости», выявляющейся при начале школьно­го обучения.
Хотя у большинства детей интеллектуальная недостаточ­ность имеет вторичный характер, определяемый главным об­разом отставанием в созревании компонентов формирующей­ся личности, особенности их мышления сближаются с осо­бенностями мышления детей, страдающих олигофренией. К числу таких особенностей относятся преобладание кон­кретно-действенного и наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим, склон­ность к подражательному виду деятельности при выполнении интеллектуальных заданий, недостаточная целенаправленность психической деятельности, слабость логической памяти. Вместе с тем, структура и динамика интеллектуальной недостаточности от­личается от таковых при ядерной умственной отсталости. Основные клинические и психологические критерии отграни­чения интеллектуальной недостаточности при психическом инфантилизме и олигофрении разработаны Г. Е. Сухаревой и М. С. Певзнер.
Детям с психическим инфантилизмом свойственны общая живость, повышенный интерес к окружающему, отсутствие инертности, тугоподвижности психических процессов. Их иг­ровая деятельность характеризуется самостоятельностью, ак­тивностью. Она содержит элементы творчества, фантазии, воображения. Эмоциональная жизнь детей с простым психи­ческим инфантилизмом более богата, привязанности более дифференцированы. Экспериментально-психологическое ис­следование позволяет выявить у детей этой группы более широкую «зону ближайшего развития». Их потенциальные интеллектуальные возможности, уровень их абстрактно-логического мышления превышают таковой у умственно отсталых детей. Им доступна способность к использованию помощи и к пере­носу усвоенного на новый материал. Продуктивность в само­стоятельных видах деятельности у них более высокая. В от­личие от олигофренов детям с проявлениями простого ин­фантилизма требуется значительно меньшая конкретизация задания для абстрагирования того или иного признака. В соматическом статусе детей с пси­хическим инфантилизмом нередко обнаруживаются признаки незрелости, задержка в росте, грацильные пропорции. В то же время у них отсутствуют черты грубой диспластичности, аномалии развития отдельных систем и органов, столь ха­рактерные для детей-олигофренов.
Динамика описываемых состояний также иная. С возрас­том проявления психического и физического инфантилизма могут сглаживаться, иногда вплоть до полного исчезновения, а интеллектуальная недостаточность может быть компенси­рована. Собственно интеллектуальная недостаточность при простом психическом инфантилизме неглубока и в значитель­ной мере имеет вторичный характер, определяясь, главным образом, отставанием развития компонентов формирующей­ся личности. Она обычно является преходящей и обратимой. В связи с этим в таких случаях правильнее говорить не об умственной отсталости, а о «задержке темпа психического развития».
При осложненном психическом инфантилиз­ме в клинической картине наряду с чертами детскости, не­зрелости психики отмечается и ряд других патологических проявлений. В этой группе можно выделить несколько вари­антов. Наиболее труден для дифференцировки первый вари­ант — «органический инфантилизм».
Органический инфантилизм чаще всего возникает на осно­ве рано перенесенных органических поражений мозга вследствие мозговых инфекций и травм. В связи с этим он пред­ставляет промежуточную форму патологии между дизонтогенетическими и энцефалопатическими вариантами пограничной интеллектуальной недостаточности. В клиниче­ской картине, как и при простом инфантилизме, имеются признаки незрелости эмоционально-волевой сферы — непо­средственность, повышенный интерес к игровой деятельности, неспособность к занятиям, требующим волевого усилия и внимания, повышенная внушаемость. Однако качество ин­фантилизма в этих случаях иное, «органически окрашенное». У детей отсутствуют живость, веселость. Они скорее эйфоричны, благодушны, расторможенны, их игра более бедна, одно­образна, лишена воображения и фантазии. Привязанности и эмоциональные проявления менее глубоки и дифференцированны. В отличие от детей с неосложненным инфантилизмом у них чаще встречаются отдельные дисплазии органов и си­стем.
При психологическом исследовании у таких детей обна­руживается конкретность мышления и менее выраженная способность к использованию помощи. Интеллектуальная деятельность их характеризуется инертностью, тугоподвижностью, плохой переключаемостью. В выраженных случаях дифференциальный диагноз с олигофренией бывает затруд­нен. Решающее значение при этом имеет структура интеллек­туальных нарушений. При органическом инфантилизме пре­обладают недостаточность эмоционально-волевой сферы и нарушения, так называемых, предпосылок интеллекта (вни­мания, памяти, темпа работоспособности), в то время как собственно интеллектуальная слабость, недостаточность функции обобщения у них, хотя и имеется, но не является ведущей в клинической картине. Динамика этого варианта инфантилизма менее благоприятна. По данным катамнестических исследований, значитель­ная часть таких детей переводится во вспомогательную шко­лу, другие нуждаются в обучении в специальных условиях. Некоторые авторы относят к вариантам осложненного инфантилизма относится весьма распространенный церебрастенический вариант. Интеллектуальная недостаточность при этом определяется сочетанием признаков детскости с симптомами раздражительной слабости (повышенная воз­будимость, неустойчивость внимания, двигательная расторможенность, легкая истощаемость, нарушения соматовегетативной регуляции). Проявления инфантилизма имеют менее яркий характер по сравнению с простым вариантом инфанти­лизма. Чаще встречаются черты повышенной тормозимости в незнакомой обстановке.
Близок к церебрастеническому невропатический вариант инфантилизма. В структуре личности при этом также выражены астенические радикалы психиче­ского инфантилизма: повышенная тормозимость, робость, пуг­ливость, внушаемость, несамостоятельность, чрезмерная при­вязанность к матери, трудность адаптации в условиях дет­ских учреждений. Изучение катамнеза таких детей показывает, что при не­благоприятных условиях воспитания и обучения при невропа­тическом инфантилизме обнаруживается выраженная тен­денция к закреплению астенических черт личности либо в рамках тормозимого варианта патохарактерологического формирования личности, либо в плане становления астениче­ской психопатии.
При эндокринных вариантах психического инфантилизма клиническая картина определяется сочетанием черт инфан­тилизма с особенностями психики, типичными для того или иного типа гормональных расстройств. Так, например, для детей с гипогенитализмом характерны черты инфантилизма в сочетании с вялостью, медлительностью, несобранностью, рассеянностью. При гипофизарном субнанизме наблюдаются черты старообразности в физическом и психическом облике ребенка, склонность поучать и пр. Школьная неуспеваемость у этих детей является следствием слабости волевого усилия, медлительности, расстройства внимания, логической памяти, невысокого уровня развития способности к абстрактно-логи­ческому мышлению.
 
О лечении и профилактике данного заболевания читайте в разделе: Психиатр