Заболевания → Психопатия шизоидного (аустического) типа у детейВ отличие от других психопатий группы тормозимых типов, в частности астенического и психастенического, при формирующейся щизоидной психопатии ряд наиболее типичных черт (замкнутость, сниженная потребность в контактах, невыразительность эмоций, своеобразная диссоциированность поведения и др.) обнаруживается еще в младшем детском возрасте. Конституциональной основой шизоидной психопатии является аномалия темперамента, влечения и сферы инстинктов. В раннем детском возрасте чаще отмечается психическая вялость, малая активность, отсутствие живости эмоций, слабость физиологических потребностей, инстинктов и влечений. Начиная с 3—4 лет становится отчетливым аутистическое поведение и часто опережающее речевое и интеллектуальное развитие, находящееся в диссоциации с моторной неловкостью и медленным развитием навыков. Весьма характерна боязнь всего нового.<?xml:namespace prefix = o ns = "urn:schemas-microsoft-com:office:office" />
В дошкольном возрасте интеллектуальная акселерация еще более заметна. Дети рано начинают читать, считать, охотно читают любую литературу, легко запоминают прочитанное, нередко воспроизводя его дословно, поражают окружающих недетскими, часто отвлеченными интересами (вопросы из области астрономии, географии, истории и т. п.). Иногда интерес к какому-либо специальному кругу вопросов или занятий (изучение календарей, составление схем, географических карт) приобретает сверхценный характер, дети уделяют таким занятиям много времени, постоянно говорят на определенную тему и т. п. В мышлении отмечается склонность к довольно сложным логическим построениям, высказывания характеризуются недетской рассудительностью. Нередко встречается склонность к рассуждательству. Вместе с тем бросаются в глаза моторная неловкость, неуклюжесть и угловатость движений, обилие лишних движений, а иногда своеобразных тикоподобных гиперкинезов, отсутствие детской непосредственности при наличии малой потребности в контактах, отгороженности, что делает таких детей в глазах окружающих странными, «чудными», способствуя еще большей их изоляции от сверстников. Описанные проявления шизоидной психопатии в раннем и дошкольном возрасте в основном соответствуют клинической картине варианта раннего детского аутизма, обозначаемого как синдром Аспергера.
В школьном возрасте у этих детей начинается дифференциация личностных особенностей: у одних более отчетливыми становятся замкнутость, обидчивость, ранимость и настороженность к окружающим в связи с переживанием своей неполноценности, у других же наблюдаются определенное улучшение «внешней» контактности (при отсутствии, однако, друзей), склонность к рассуждательству при беседах на темы, которые их эмоционально не затрагивают, настойчивость и упрямство в достижении поставленных целей, связанных часто со сверхценными интересами, психическая ригидность. В первом случае можно говорить о проявлениях, свойственных «сенситивным» шизоидам, во втором — о чертах личности, присущих «экспансивным» шизоидам. Описанные личностные особенности можно считать вторичными компенсаторными (а также гиперкомпенсаторными) образованиями, развивающимися в результате взаимодействия первичных шизоидных компонентов личности с микросоциально-психологическими факторами среды.
Завершение формирования основной структуры патологических свойств личности при шизоидной психопатии происходит в препубертатном возрасте (10—13 лет); при этом важная роль принадлежит психопатическим и психогенным. реакциям. Психопатические реакции в виде усугубления-замкнутости, отгороженности, «погружения» в мир внутренних переживаний и фантазий, снижения активности, возрастания страха перед всем новым, незнакомым обнаруживаются уже в период первого возрастного криза. Более заметными они становятся в препубертатном и пубертатном возрасте, когда дополнительно усугубляется свойственная таким подросткам диссоциированность личности в виде резкого несоответствия между объективной значимостью ситуации и эмоциональной реакцией на нее, сочетания нелепого упрямства с чрезмерной податливостью внешним влияниям, усиления склонности к резонерству. У части подростков возникают затяжные фазы стертой депрессии с сенестопатически-ипохондрическими, обсессивно-фобическими и истероформными компонентами.
Подобные психопатические реакции при наличии шизоидных черт характера, нередкой семейной отягощенности шизофренией и шизоидными чертами личности у ближайших родственников создают значительные трудности отграничения таких состояний от шизофрении. Клинико-динамическое и катамнестическое изучение подростков и взрослых, у которых в пубертатном возрасте возникали патологические реакции описанного типа, обычно свидетельствует об отсутствии качественных изменений структуры личности, снижения активности, интелектуальной продуктивности и других признаков шизофренического процесса. Длительность психопатических реакций при формирующейся шизоидной психопатии— от 2—3 дней до нескольких недель. Более затяжные и выраженные реакции, как правило ведут к углублению шизоидных черт личности. Ситуационными факторами, вызывающими психопатические реакции являются в дошкольном и младшем школьном возрасте изменение жизненного стереотипа (временная разлука с матерью, помещение в детское учреждение и т. п.), в старшем возрасте — предъявление новых требований, появление непривычных обязанностей (например, в связи с началом самостоятельной жизни, поступлением в техникум или вуз), а также настойчивые неумелые попытки окружающих, в особенности педагогов, проникнуть во внутренний мир таких подростков, добиться их полной откровенности.
В формировании шизоидной психопатии значительную роль играют психогенные реакции, главным образом характерологические и патохарактерологические, а также невротические. Характер преобладающих психогенных реакций в определенной степени зависит от варианта психопатии. Так, у экспансивных (стеничных) шизоидов невротические реакции сравнительно редки и не достигают значительной интенсивности, в то время как у сенситивных (астенических) шизоидов они возникают часто, по незначительному поводу и отличаются большим разнообразием, выраженностью расстройств и нередко затяжным характером. Затяжные невротические состояния (депрессивный, ипохондрический невроз у подростков и моносимптомные неврозы, а также невротические страхи у детей более младшего возраста) способствуют заострению сенситивности, ранимости, интравертированности, углубляют появляющееся в школьном возрасте чувство неполноценности.
Следует отметить, что невротические расстройства у сенситивных шизоидов часто возникают вследствие пародоксального реагирования на объективно мало значимые ситуации, которые, однако, связаны с крушением идеалов и других субъективных ценностей. В то же время эти больные спокойно относятся к объективно значимым психотравмирующим обстоятельствам, например к тяжелой болезни близких («психостетическая пропорция»). Так, например, мальчик 9 лет, отличавшийся замкнутостью, слабой потребностью в контактах со сверстниками, пассивностью, повышенной впечатлительностью, обидчивостью, беспомощностью в практических вопросах, преобладанием интеллектуальных интересов, однажды, увидев как спилили дерево, которое росло под окнами их квартиры, крайне разволновался, плакал навзрыд, восклицая: «Это же бесчеловечно, это же живая природа, спилить дерево— все равно, что убить человека!» В этот день отказался: от еды, беспокойно спал. В течение недели жаловался на общее недомогание, затрудненное дыхание, головные боли, отказывался идти в школу. Однако, когда тяжело заболела его мать, отказался навещать ее в больнице, редко спрашивал о ее состоянии. Спокойно отнесся к смерти бабушки, назидательно заявил матери: «Таков закон природы и нечего плакать!». У сенситивных шизоидов в младшем школьном возрасте сравнительно часто встречаются реакции пассивного протеста в виде элективного мутизма, энкопреза, дневного недержания мочи; в среднем школьном возрасте — реакция отказа с пассивной подчиняемостью, субдепрессивным сдвигом настроения. Но наиболее часты реакции компенсации и гиперкомпенсации, в частности чрезмерная привязанность к матери, немотивированное, «тупое» упрямство, неприязненное отношение ко всему новому у детей раннего и дошкольного возраста, которые, очевидно, играют защитную роль в связи с болезненно повышенным «пассивно-оборонительным рефлексом». Сюда же относятся односторонние сверхценные увлечения, которые помогают детям и подросткам «отгородиться» от трудных для них требований повседневной жизни, от решения связанных с нею проблем. В отличие от больных шизофренией дети с шизоидными чертами личности нередко весьма продуктивны в интересующей их узкой области и достигают в ней определенных успехов, что способствует их социальной адаптации. К тому же типу реакций относятся некоторые гиперкомпенсаторные фантазии аутистического характера у детей, а также приверженность к строго регламентированному, стереотипному образу жизни и состояние утрированной отгороженности и замкнутости в новых жизненных ситуациях у подростков и лиц более старшего возраста.
Таким образом, динамика становления шизоидной психопатии, как и эпилептоидной психопатии, представляет собой патологическое формирование (развитие) личности на основе аномальных темперамента, инстинктов и влечений, структура которой складывается из наслаивающихся психопатических шизоидных реакций, а также психогенных патохарактерологических реакций. Пубертатный период в большинстве случаев сопровождается декомпенсацией с заострением черт личности, возникновением явлений «философической интоксикации», рудиментарных гебоидных проявлений (грубость, агрессивность, дурашливость), субдепрессивных сдвигов настроения; учащаются разнообразные невротические расстройства и дичностные реакции, что отчасти связано с усилением чувства неполноценности.
Вместе с тем, у подростков с шизоидными чертами характера редко встречаются реакции группирования, асоциальное поведение. Необычную форму приобретают реакции увлечения и эмансипации (увлечение древними языками, редкие формы коллекционирования, протест против принятых норм взаимоотношений между родителями и детьми и т. д.). Шизоидный тип значительно чаще встречается у мальчиков. Проявления его у девочек атипичны: у них не обнаруживаются своеобразные особенности мышления, редко встречаются сверхценные увлечения, на первый план выступают неустойчивость настроения, капризность, сочетание болезненной сенситивности с эмоциональной холодностью, причудливость поведения. Однако за этим фасадом обнаруживаются замкнутость, отгороженность, слабая потребность в контактах. Компенсации шизоидной психопатии у подростков наряду с описанными формами компенсаторного поведения способствует появление у части из них повышенного чувства общественного долга, гипертрофированных нравственных установок.
|