Сегодня 26 апреля 2024
Медикус в соцсетях

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0404 “Стоматология”

Москва
1997
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Заместитель министра Первый заместитель министра
здравоохранения общего и профессионального
Российской Федерации образования Российской Федерации
А.Д. Царегородцев В.М. Жураковский
30 декабря 1996 г. 30 декабря 1996 г.
Регистрационный № 04−0404ВР(Г)
 
 
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
 
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
к минимуму содержания
и уровню подготовки выпускников
по специальности
0404 “Стоматология”
(базовый уровень среднего
профессионального образования)
 
Действует в качестве временных
требований до введения
в действие стандарта с 1 сентября 2001г.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Москва
ВУНМЦ
1997
Авторский коллектив разработчиков
Государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности
0404 “Стоматология”
Регистрационный № 04−0404 ВР (Г)
 
проф. Кузьмина Э.М. — заведующая кафедрой Московского медицинского
стоматологического института
Миронова М.Л. — преподаватель Московского областного медицинского
колледжа.
При участии:
Дружининой А.В. — главного специалиста Управления учебных заведений
Минздрава РФ
Тюбалиной В.Б. — главного специалиста Управления учебных заведений Минздрава РФ
Лебедевой Н.Д. — методиста Всероссийского учебно-научно-методического Центра по непрерывному медицинскому и фармацевти- ческому образованию
 
 
Руководитель авторского коллектива — Мальцева Н.С., заместитель директора Всероссийского учебно-научно-методического центра по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1. Общая характеристика специальности
0404 “Стоматология”
1.1.Форма освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 0404 Стоматология — очная.
1.2. Квалификация выпускника — гигиенист стоматологический. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы при очной форме обучения — 1 год 10 месяцев.
1.3. Характеристика сферы профессиональной деятельности выпускника по специальности 0404 — Стоматология.
Сферой профессиональной деятельности гигиениста стоматологического являются лечебно-профилактические учреждения здравоохранения стоматологического профиля.
Деятельность гигиениста стоматологического направлена на планирование, организацию и проведение профилактических и гигиенических мероприятий, укрепляющих стоматологическое здоровье детского и взрослого населения и включает:
— гигиену полости рта;
— профилактику стоматологических заболеваний;
— стоматологическое просвещение.
2. Требования к уровню подготовки гигиениста стоматологического
по специальности 0404 Стоматология
2.1. Общие требования к образованности
Гигиенист стоматологический отвечает следующим требованиям:
— владеет основами гуманитарных и социально-экономических наук, умеет использовать полученные знания и методы этих наук в профессиональной и иной деятельности;
— знает основы Конституции Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу, окружающей природной среде;
— обладает культурой мышления, владеет государственным языком Российской Федерации — русским языком, грамотно использует профессиональную лексику, способен применять знания иностранного языка в своей профессиональной деятельности;
— имеет целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в природе и обществе, необходимые для решения профессиональных задач с учетом технико-технологических, социально-экономических и экологических факторов;
— имеет представление о здоровом образе жизни, владеет умениями и навыками физического самосовершенствования;
— понимает сущность и социальную значимость своей профессии, обладает чувством профессиональной ответственности за результаты своего труда;
— готов при реализации профессиональных функций решать поставленные задачи, требующие анализа ситуации и выбора решений;
— умеет рационально организовать свой труд, в том числе планировать работу, анализировать её результаты, организовывать рабочее место; готов к применению компьютерной техники в сфере профессиональной деятельности;
готов к взаимодействию с коллегами по работе, знаком с методами управления и организации работы коллектива;
— психологически готов к изменению вида и характера профессиональной деятельности, осознает необходимость повышения квалификации, способен к самостоятельному овладению дополнительными знаниями в области профессиональной деятельности.
 
2.2. Требования к уровню подготовки по дисциплинам и производственной (профессиональной) практике
2.2.1. По общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам
Гигиенист стоматологический должен:
в области философии:
— иметь представление о философских, научных и религиозных картинах мира, смысле жизни человека, формах человеческого знания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации;
— иметь представление о роли науки и научного познания, его структуре, формах и методах, социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии;
— иметь представление о биологическом и социальном, телесном и духовном началах в человеке, о сущности сознания, сознательного и бессознательного в его поведении;
— иметь представление об условиях формирования личности, её свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей природной среды;
— знать нравственные нормы регулирования отношений между людьми в обществе;
в области экономики:
— знать общие положения экономической теории;
— иметь представление об основах микро- и макроэкономики, о налоговой, денежно-кредитной, социальной и инвестиционной политике;
— уметь находить и использовать экономическую информацию, необходимую для ориентации в своей профессиональной деятельности;
— иметь представление об экономической ситуации в стране и за рубежом;
в области социологии и политологии
— иметь представление о социологическом подходе в понимании закономерностей развития и функционирования общества и личности;
— иметь представление о социальной структуре, социальном расслоении, социальном взаимодействии и об основных социальных институтах общества;
— знать особенности процесса социализации личности, формах регуляции и саморегуляции социального поведения;
иметь представление о социальных движениях и других факторах социального изменения и развития;
— иметь представление о сущности власти, субъектах политики, политических отношениях и процессах ( в России и в мире в целом );
— иметь представление о политических системах и политических режимах, человеческом измерении политики;
в области права:
— знать права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;
— иметь представление об основах государственного, административного, гражданского, трудового, семейного, уголовного права Российской Федерации;
— знать правовые и нравственно-этические нормы в сфере профессиональной деятельности;
— уметь использовать нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность специалиста;
в области иностранного языка:
— владеть лексическим (1200−1400 лексических единиц) и грамматическим минимумом, необходимым для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности;
— обладать элементарными умениями общения на иностранном языке;
в области физической культуры:
— иметь представление о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
— знать основы физической культуры и здорового образа жизни;
— уметь использовать физкультурно-спортивную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей, самоопределения в физической культуре.
2.2.2. По математическим и общим естественно-научным дисциплинам
Гигиенист стоматологический должен:
в области математики и информатики:
— иметь представление о месте и роли математики в современном мире, общности её понятий и представлений;
— иметь представление о методах и средствах сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;
— знать и уметь использовать математические методы при решении прикладных задач;
— уметь использовать вычислительную технику и программное обеспечение применительно к практической деятельности.
2.2.3. По общепрофессиональным дисциплинам
Гигиенист стоматологический должен:
в области основ латинского языка и фармакологии:
— знать основы грамматики латинского языка и способы образования терминов;
— знать стоматологическую терминологию;
— уметь читать и переводить медицинские термины, названия болезней, лекарственных веществ;
— уметь выписать рецепт с использованием справочной литературы;
иметь представление о побочных эффектах, индивидуальных реакциях и осложнениях медикаментозного лечения;
— знать пути введения лекарств, виды действия и взаимодействия;
— уметь рекомендовать адекватные препараты для профилактики стоматологических заболеваний;
— уметь выписать рецепт с использованием справочной литературы;
в области анатомии и физиологии человека с основами патологии:
— иметь понятие о строении и функциях организма человека;
— иметь представление о течении патологических процессов в организме человека, тканях полости рта.
— знать частную анатомию, гистологию и физиологию зубочелюстной системы;
в области основ психологии:
— иметь представление об основных задачах и методах психологии;
— знать особенности психических процессов у здорового и больного человека;
— знать структуру личности;
— знать функции и средства общения;
— уметь использовать вербальные и невербальные средства общения в психотерапевтических целях;
— иметь представление об основах психосоматики;
— иметь представление о психогигиене, психопрофилактике и психотерапии;
в области основ гигиены с основами экологии человека:
— знать закономерности влияния факторов окружающей среды на здоровье человека;
— знать основные положения гигиены и санитарии;
— уметь дать санитарно-гигиеническую оценку факторов окружающей среды;
в области микробиологии, вирусологии, иммунологии:
— иметь представление о роли и свойствах микроорганизмов, их распространении, влиянии на здоровье человека;
— знать структуру и функции иммунной системы;
— иметь преставление об иммунитете, иммунных нарушениях в организме;
— иметь преставление о методах микробиологических исследований;
в области первой медицинской помощи:
— иметь понятия об асептике и антисептике ;
— знать основные принципы оказания первой медицинской помощи;
— уметь оказать первую медицинскую помощь;
 
 
 
 
 
2.2.4. По специальным дисциплинам
Гигиенист стоматологический должен:
в области клинического материаловедения
— иметь представление о выборе и использовании специфических стоматологических материалов;
— знать средства гигиены полости рта и профилактики стоматологических заболеваний, их побочные воздействия на слизистую полости рта и организм в целом;
в области гигиены полости рта
— знать средства, методы и предметы гигиены полости рта;
— знать методы удаления зубного налёта и чистки зубов;
— знать особенности и дополнительные средства гигиены при наличии в полости рта брэкет-системы;
— уметь провести контролируемую чистку зубов;
— уметь осуществить профессиональную гигиену рта;
— уметь дать индивидуальные рекомендации пациенту по выбору средств и методов гигиены;
— уметь оценить площадь зубного налёта у пациента;
— уметь осуществлять гигиенический уход и дать рекомендации по уходу за орто донтическими и ортопедическими аппаратами;
в области стоматологических заболеваний
— иметь представление об одонтогенных воспалительных заболеваниях, травмах и новообразованиях челюстно-лицевой области;
— иметь представление о проявлениях венерической и ВИЧ-инфекции в полости рта;
— иметь представление о стоматологической рентгенологии;
— знать этиологию, патогенез и принципы лечения кариеса зубов, некариозных поражений, болезней пародонта и слизистой оболочки полости рта;
— знать анатомо — физиологические и возрастные особенности строения зубочелюстной системы;
— знать признаки физиологических и патологических прикусов у детей и взрослых;
— знать основные принципы лечения зубочелюстных аномалий у детей и взрослых;
— знать основы обезболивания в стоматологии и возможные осложнения от применения анестетиков;
— знать методы защиты пациента и рентгенолога;
— знать изменения в полости рта при системных заболеваниях организма;
— уметь провести обследование больного;
— уметь диагностировать основные стоматологические заболевания (кариес зубов, некариозные поражения, заболевания пародонта);
— уметь проводить дифференциальную диагностику кариеса и некариозных поражений;
— уметь оценить внутри- и внеротовые рентгеновские снимки;
 
 
в области профилактики стоматологических заболеваний
— знать факторы риска возникновения кариеса и некариозных поражений и возможности их предупреждения;
— знать факторы риска возникновения заболеваний пародонта и слизистой оболочки и возможности их предотвращения;
— знать классификацию зубных отложений и причины их образования;
— знать методы и средства удаления зубных отложений;
— уметь применять методы и средства повышения резистентности эмали;
в области стоматологического просвещения
— знать методы стоматологического просвещения населения;
— уметь проводить индивидуальные и групповые беседы о методах сохранения здоровья полости рта с учётом различного контингента населения;
— уметь проводить анкетирование населения;
в области медицины катастроф :
— иметь представление о принципах организации и задачах службы медицины катастроф и медицинской службы гражданской обороны, их учреждениях, формированиях, органах управления и оснащения;
— знать медико-тактическую характеристику очагов поражения катастроф различных видов;
— знать основы ЛЭО поражённого населения в чрезвычайных ситуациях (этапность и требования к оказанию медицинской помощи, основное назначение и виды медицинской сортировки, принципы её организации и проведения, сортировочные признаки, организацию и объём первой медицинской помощи);
основные санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия, проводимые в чрезвычайных ситуациях;
— основные принципы и способы защиты населения при катастрофах;
— уметь пользоваться коллективными и индивидуальными средствами защиты;
— уметь оказывать первую медицинскую помощь;
в области экономики и организации здравоохранения:
— знать систему организации медицинской помощи в Российской Федерации;
— знать принципы организации и оплаты труда медицинского персонала в лечебно-профилактических учреждениях;
— знать принципы бюджетно-страховой медицины.
2.2.5. По производственной (профессиональной) практике
Гигиенист стоматологический должен:
в области учебно-производственной практики для получения первичных
профессиональных навыков:
— знать цели и задачи гигиениста;
— знать структуру стоматологических учреждений, стоматологическое оборудование, инструментарий , материалы;
— знать документацию кабинета гигиены;
— знать правила техники безопасности;
— уметь провести стерилизацию стоматологического инструментария, перевязочного материала, белья;
— уметь проверить качество подготовки стоматологического инструментария;
— уметь использовать способы и средства дезинфекции съёмных ортодонтических и ортопедических аппаратов;
в области учебно-производственной практики по профилю специальности:
— уметь заполнять документацию гигиениста стоматологического;
— уметь провести клиническое обследование пациента;
— уметь определять и регистрировать гигиеническое состояние
полости рта;
— уметь провести контролируемую чистку зубов;
— уметь обучить пациента методам чистки зубов;
— уметь рекомендовать пациентам средства индивидуальной гигиены полости рта;
— уметь готовить растворы для определения индекса гигиены, реминерализующей терапии, аппликаций и полосканий,
— уметь обучить пациентов методике полосканий полости рта растворами для реминерализующей терапии;
— уметь обучить пациентов методике чистки зубов на моделях и непосредственно в полости рта;
— уметь дать рекомендации по уходу за полостью рта при наличии ортодонтических аппаратов и брэкет-систем;
в области стажировки (квалификационной практики):
— уметь подготовить рабочее место врача-гигиениста с учётом принципов эргономики
— уметь заполнять стоматологический статус пациента по картам, предлагаемым ВОЗ;
— уметь осуществлять контроль за гигиеническим состоянием
полости рта;
— уметь проводить гигиенические мероприятия у пациентов после хирургических вмешательств в челюстно-лицевой области;
уметь удалять над- и поддесневые зубные отложения, проводить пришлифовку зубов;
— уметь выявлять функциональные нарушения, вредные привычки и другие факторы риска зубочелюстных аномалий;
— уметь применять комплекс упражнений для тренировки правильного дыхания, глотания, для нормализации функции смыкания круговой мышцы рта, нижней челюсти, языка;
— овладеть методикой массажа в полости рта;
— уметь оформить уголок гигиены полости рта в детском саду, школе, женской консультации.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3. Обязательный минимум содержания профессиональной
образовательной программы по специальности
Индекс
Наименование дисциплин и их основные разделы
Всего часов учебной нагрузки
в т.ч. часов обязательных учебных занятий
1
2
3
4
ОГСЭ.00
Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины.
 
966
 
644
ОГСЭ.01
Основы философии:
предмет философии, основные вехи мировой философской мысли; природа человека и смысл его существования; человек и бог; человек и космос; человек, общество, цивилизация, культура; свобода и ответственность личности; человеческое познание и деятельность; наука и её роль; человечество перед лицом глобальных проблем.
   
ОГСЭ.02
Основы экономики:
экономика и её основные проблемы; микроэкономика; ресурсы; механизмы рыночного ценообразования; конкуренция; экономические основы деятельности фирмы; антимонопольное регулирование; доходы населения; регулирование социально-экономических проблем; макроэкономика; структура экономики страны; финансы; кредитно-денежная и налоговая системы; инфляционные процессы; безработица; проблемы экономического роста; микро- и макро- экономические проблемы российской экономики; международное разделение труда; мировой рынок товаров, услуг и валют; основы бизнеса.
   
ОГСЭ.03
Основы социологии и политологии:
социология как наука; общество как социокультурная система; социальные общности; социальные и этнонациональные отношения; социальные процессы, социальные институты и организации; личность: её социальные роли и социальное поведение; социальные движения; социальные конфликты и способы их разрешения; предмет политологии; политическая власть и властные отношения; политическая система; субъекты политики; политическое сознание; политическая культура; мировая политика и международные отношения; социально-полити-ческие процессы в России.
 
 
   
1
2
3
4
ОГСЭ.04
 
 
 
 
 
 
 
 
ОГСЭ.05
 
 
 
 
 
 
ОГСЭ.06
 
 
 
 
 
 
 
 
ОГСЭ.07
 
ЕН.00
 
ЕН.01
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОПД.00
ОПД.01
Основы права:
право: понятие, система, источники; Конституция Российской Федерации — ядро правовой системы; всеобщая декларация прав человека; личность, право, правовое государство; юридическая ответственность и её виды; основные отрасли права; судебная система Российской Федерации; правоохранительные органы.
Иностранный язык:
основы делового языка по специальнос-ти; профессиональная лексика, фразеологические обороты и термины; техника перевода (со словарем) профессионально ориентированных текстов; профессиональное общение.
Физическая культура:
роль физической культуры в подготовке специалиста, формирование его здорового образа жизни; социально- биологические и психо-физиологические основы физической культуры; основы физического и спортивного самосовершенствования; профессионально-прикладная физическая подготовка.
Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые учебным заведением
Математические и общие естественно-научные дисциплины.
Математика и информатика:
пределы и их свойства; дифференциал и его приложение к приближенным вычислениям; неопределенный и определенный интегралы и их свойства; решение прикладных задач с помощью определенного интеграла; элементы дискретной математики, теории вероятностей и математической статистики;
информационные системы; технические и программные средства реализации информационных процессов; мультимедиа; компьютерная графика; компьютерные телекоммуникационные сети; прикладное программное обеспечение.
Общепрофессиональные дисциплины.
Основы латинского языка и фармакологии:
основы грамматики латинского языка; способы образования терминов; чтение и перевод названий органов, систем, тканей, болезней, лекарственных препаратов;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
90
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
796
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
76
 
60
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
530
120
1
2
3
4
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОПД.02
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОПД.03
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОПД.04
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
выписывание рецептов; стоматологическая терминология; пути введения лекарств, их действие и взаимодействие; побочные эффекты, индивидуальные реакции и осложнения медикаментозного лечения; терминология, природа применения и действия лекарств, используемых в стоматологии; роль фармакологии при оказании стоматологической помощи; терапевтическое и токсическое влияние фармакологических агентов в стоматологии и их значение для гигиенистов; рецептура.
Анатомия и физиология человека с основами патологии:
организм как единое целое; краткие данные о тканях, органах и основных системах органов; общие данные об анатомии и физиологии костной, мышечной, пищеварительной и дыхательной систем; анатомия головы, шеи, зубочелюстной системы; патологические изменения в организме человека; патологические изменения слизистой оболочки полости рта при инфекционных, общих и системных заболеваниях.
Основы психологии:
предмет психологи; основные задачи и методы; личность, формирование и развитие; ощущение и восприятие; внимание; память; мышление, воображение и речь; чувства и воля; темперамент; способности; функции и средства общения; причины нарушения коммуникативных актов; вербальные и невербальные коммуникации; основы психосоматики; психопрофилактика, психогигиена, психотерапия.
Общая гигиена с основами экологии человека:
основные разделы гигиенической науки; методы гигиенических исследований; гигиена воздуха, почвы, воды; гигиена жилища; гигиена питания; личная гигиена; гигиена труда; гигиена детей и подростков; гигиена лечебно-профилактических учреждений; санитарное просвещение; экология как наука; принципы экологической классификации организмов; биосфера; экосистемы. Биоценозы; популяции; мутационный процесс; воздух, вода, почва как эколологические факторы, их основные физические и химические свойства; пре-
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
140
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
90
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
60
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1
2
3
4
 
 
 
 
ОПД.05
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОПД.06
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
СД.00
СД.01
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
СД.02
 
дупреждение загрязнения воздушной сферы, защита водного океана и почвы; здоровый образ жизни как экологический фактор здоровья человека.
Основы микробиологии, вирусологии, иммунологии:
микробиология как наука, её задачи; классификация, морфология и физиология микроорганизмов, их взаимодействие с организмом человека; методы исследования; основы вирусологии; иммунитет, иммунопатологические состояния; медицинские иммунологические препараты; роль микроорганизмов в возникновении и развитии зубного налёта и зубного камня; влияние микроорганизмов и вирусов на возникновение и течение кариеса, его осложнений, заболеваний слизистой и пародонта.
Первая медицинская помощь:
асептика и антисептика; десмургия; первая медицинская помощь при шоке, кровотечениях, ранах, переломах, вывихах, ожогах, отморожениях; первая медицинская помощь при несчастных случаях и внезапных заболеваниях; тепловой и солнечный удар; инородные тела уха, носа, глаз, дыхательных путей и желудочно-кишечного тракта; острые заболевания органов брюшной полости; эпилептический и истерический припадок; острая сердечная и сосудистая недостаточность; элементы оказания первой помощи при уходе за больными.
Специальные дисциплины
Клиническое материаловедение:
стоматологические материалы, применяемые в качестве средств гигиены полости рта; выбор и использование специфических стоматологических материалов, влияние их на среду полости рта; биологические свойства профилактических и лечебных материалов; средства для проведения эндо- и экзогенной профилактики; побочное воздействие средств профилактики и способы его устранения.
Гигиена полости рта:
средства, методы индивидуальной гигие- ны полости рта; инструменты и препараты для проведения гигиены полости рта; контроль гигиены, окрашивающие растворы, индексы для определения
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1794
 
 
 
 
60
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
60
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1196
66
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
254
1
2
3
4
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
СД.03
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
СД.04
гигиены; методы чистки зубов ; основные средства гигиены : зубные щётки, их виды, форма, размеры, состав волокна; дополнительные средства гигиены: зубочелюстные нити (флоссы), способы их использования для самостоятельной и профессиональной гигиены полости рта; зубные пасты, их структура и виды, очищающие свойства; противокариозные и противовоспалительные зубные пасты; оценка эффективности проведённых мероприятий по гигиене полости рта; особенности и дополнительные средства гигиены полости рта для пациентов с ортодонтическими аппаратами и съёмными протезами, способы и средства их дезинфекции и ухода за ними.
Стоматологические заболевания:
стоматологический статус и методы его регистрации; понятие об эпидобследова-нии населения; анатомо-физиологические и возрастные особенности строения зубочелюстной системы; признаки физиологических и патологических прикусов у детей и взрослых; этиология, патогенез и диагностика кариеса зубов,болезней пародонта, некариозных поражений, болезней слизистой оболочки; основы местного обезболивания, возможные осложнения от его применения, первая и неотложная помощь; понятие об одонтогенных воспалительных заболеваниях, заболеваниях слизистой оболочки; принципы лечения зубочелюстных аномалий у пациентов разных возрастных групп; проявление венерической и ВИЧ-инфекции в полости рта; травмы и новообразования челюстно-лицевой области; оценка внутри- и внеротовых рентгеновских снимков; методы защиты пациента и рентгенолога; изменения в полости рта при системных заболеваниях организма.
Профилактика стоматологических заболеваний:
факторы риска возникновения кариеса и некариозных поражений зубов, возмож-ности их предупреждения; методы и средства повышения резистентности эмали; фториды, их виды, способы применения, показания, противопоказания, эффективность; реминерализующие средства: свойства, показания к использованию, эффективность; герметики, их виды; факторы риска возникновения заболеваний пародонта и слизистой оболочки, возможности их предупреждения; классификация
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
252
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
258
 
 
 
 
1
2
3
4
 
 
 
СД.05
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
СД.06
 
 
 
 
 
 
 
СД.07
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ДВ.00
 
ТО.00
ПГА.00
 
ИГА.00
 
РВ.00
К.00
 
Д.00
зубных отложений, методы и средства их удаления; методы и подходы к устранению вредных воздействий на пародонт.
Стоматологическое просвещение:
методы стоматологического просвещения и анкетирования населения; активные методы стоматологического просвещения: беседы, лекции, уроки здоровья с учётом различного контингента населения; пассивные методы стоматологического просвещения (памятки, санбюллетени, теле- и радио-информация); материалы по стоматоло-гическому просвещению для стоматологического, медицинского и немедицинского персонала.
Медицина катастроф и экстремальных ситуаций:
медицинская характеристика катастроф; задачи и организация службы медицины катастроф и МСГО; защита населения, больных и персонала службы; организация и оказание первой медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях.
Экономика и организации здравоохране-ния: структура и организация здравоохранения; новые виды лечебно-профилактических учреждений: хосписы, дома сестринского ухода; экономические модели финансирования и планирования здравоохранения; бюджетно-страховая медицина; организация и оплата труда медицинского персонала в лечебно-профилактических учреждениях.
Дисциплины по выбору студентов устанавливаемые учебным заведением
Всего часов теоретического обучения
Производственная (профессиональная) практика
Итоговая государственная аттестация — междисциплинарный экзамен по специальности
Резерв времени учебного заведения
Консультации (на каждую учебную группу на весь период обучения) — 200 часов
Дисциплины факультативные — 270 часов
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
210
 
3645
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
214
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
120
 
 
 
 
 
 
 
32
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
140
 
2430
12 нед.
 
2 нед.
 
 
144 часа
 
 
 
 
Государственные требования
составлены на основе следующих данных:
— теоретическое обучение (при обязательной 67,5 нед
максимальной учебной нагрузке 36 ч/нед.).
— время промежуточной аттестации 3 нед.
— производственная (профессиональная) 12 нед.
практика
— итоговая государственная аттестация 2 нед.
— резерв учебного времени 4 нед.
— каникулярное время 12,5 нед.
Итого срок реализации основной профессиональной 101 нед.
образовательной программы базового уровня при
очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе
среднего (полного) общего образования.
 
Примечания:
1. При освоении основной профессиональной образовательной программы
— максимальный объём учебной нагрузки студента не должен превышать 54 часов в неделю, включая все вида аудиторной и внеаудиторной учебной работы;
— при очной форме обучения нагрузка студента обязательными учебными занятиями не должна превышать 36 часов в неделю, при этом в указанный объём не входят занятия по факультативным дисциплинам и консультации.
2. Образовательные учреждения среднего профессионального образования, осуществляющие подготовку специалистов на базе основного общего образования, реализуют Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный Минобразованием России приказом от 07.06.93 № 237, вариантно с учетом профиля получаемого профессионального образования. Реализация базисного учебного плана по образовательным областям его инвариантной части является обязательным условием выполнения образовательной программы среднего профессионального образования.
Срок реализации основной профессиональной образовательной программы базового уровня при очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования увеличивается на 52 недели ( 1 год ) из расчета:
теоретическое обучение ( при обязательной
максимальной учебной нагрузки 36 ч/нед. ) 39 нед.
время промежуточной аттестации 2 нед.
каникулярное время 11 нед.
3. При разработке основной профессиональной образовательной программы подготовки гигиениста стоматологического образовательной учреждение имеет право:
3.1. Изменять объём часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин в целом и для дисциплин, входящих в цикл, — в пределах 5% без превышения максимального недельного объёма нагрузки студентов и при сохранении минимального содержания, указанных в настоящем документе.
3.2 Расширять и (или ) углублять теоретическую и (или) практическую подготовку по специальности путём введения самостоятельных дисциплин и (или) дополнительных тем и разделов в рабочих программах обязательных дисциплин и (или) увеличения объёма практической подготовки.
3.3. Определять форму и сроки проведения промежуточной аттестации, суммарный объём времени которой должен составлять не менее пяти недель на весь период обучения.
3.4. Вводить дисциплины, направленные на удовлетворение личностных наклонностей обучающегося в сфере профессиональных интересов (дисциплины по выбору студента).
Выбранные студентом дисциплины становятся обязательными для изучения.
3.5. Использовать резерв учебного времени заведения на реализацию национально-регионального компонента; углубление и (или) расширение квалификации выпускника в части специализации, включая производственную (профессиональную) практику.
За счёт этого объёма учебного времени (но не более 30% от установленного государственными требованиями) также может быть увеличен объём учебного времени дисциплин, заданных требованиями, и объём времени на промежуточную аттестацию.
3.6. Установить общий объём учебной нагрузки по каждой дисциплине с учётом её специфики.
3.7. Учитывать национально-региональные особенности в подготовке специалистов как путём отражения их в рабочих программах дисциплин, заданных государственными требованиями, так и устанавливаемых самостоятельно.
3.8. Определять соотношение и объёмы этапов производственной (профессиональной) практики.
3.9. Устанавливать объем практической подготовки по дисциплинам (лабораторные, практические занятия).
3.10. Производить деление группы на подгруппы численностью не менее 8 человек при проведении лабораторных работ, практических и семинарских занятий, занятий по физическому воспитанию и т.п.
3.11. Определять состав итоговой государственной аттестации и объём времени на её проведение (но не менее 2 недель).
4. Время на изучение общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин устанавливается в соответствии с приказом Госкомвуза России от 12. 04. 95 № 537 и письмом Госкомвуза России от 13. 04. 95 № 17−37−98 ин/17−24.
5. Факультативные дисциплины предусматриваются рабочим учебным планом учебного заведения (не более 4 часов в неделю) и не являются обязательными для изучения студентом.
При реализации Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации и стандартов базовых образовательных областей объём времени на факультативы увеличивается до 464 часов.
6. Консультации для студентов предусматриваются образовательным учреждением в объёме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год (в том числе в период реализации Базисного учебного плана).
Начальник Управления учебных Начальник Управления учебных заведений
заведений Министерства среднего профессионального образования
здравоохранения Министерства общего и профессионального
Российской Федерации образования Российской Федерации
Н.Н. Володин П.Ф. Анисимов
30 декабря 1996г. 30 декабря 1996г.