ДОПОЛНЕНИЕ В ПРИЛОЖЕНИЕ 4 «КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СО СРЕДНИМ МЕДИЦИНСКИМ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ» ПРИКАЗА МИНЗДРАВА РОССИИ ОТ 19.08.97 N 249:ДОПОЛНЕНИЕ В ПРИЛОЖЕНИЕ 4 «КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СО СРЕДНИМ МЕДИЦИНСКИМ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ» ПРИКАЗА МИНЗДРАВА РОССИИ ОТ 19.08.97 N 249:
«XXVII. СПЕЦИАЛЬНОСТЬ СТОМАТОЛОГИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ
В соответствии с требованиями специальности Стоматология профилактическая специалист должен знать и уметь:
1. ОБЩИЕ ЗНАНИЯ
Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу, окружающей среде;
основные принципы организации здравоохранения;
основы медицинского страхования;
структуру стоматологической помощи населению;
анатомию и физиологию человека, основы патологии, микробиологии, вирусологии, иммунологии;
действие и взаимодействие лекарств, осложнения медикаментозного лечения;
общие вопросы организации профилактической стоматологической помощи взрослому и детскому населению в лечебно профилактических и организованных коллективах;
принципы диспансеризации населения, социальную значимость заболеваний;
принципы онкологической и ВИЧ-настороженности;
принципы противоэпидемической защиты населения;
медицинскую этику и деонтологию, психологию профессионального общения;
охрану труда в учреждениях здравоохранения;
основы медицины катастроф.
2. ОБЩИЕ УМЕНИЯ
оформлять медицинскую документацию;
оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях;
соблюдать санитарно эпидемиологический и гигиенический режим лечебно профилактических учреждений;
соблюдать принципы онкологической и ВИЧ-настороженности;
определять необходимость применения специальных методов исследования (лабораторного, рентгенологического и др.);
повышать профессиональный уровень знаний, умений, навыков.
3. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ
анатомо физиологические особенности челюстно лицевой области в норме и при патологических состояниях;
возрастные изменения челюстно лицевой области;
вопросы организации работы, инструменты, медикаменты терапевтического, хирургического, ортопедического, ортодонтического отделений стоматологических амбулаторно поликлинических учреждений, а также стоматологических отделений и кабинетов лечебно профилактических учреждений;
современные пломбировочные материалы;
сравнительную характеристику различных анестетиков, методы и способы обезболивания при профилактических вмешательствах;
организацию работы, оснащение, инструменты, медикаменты и вспомогательные средства профилактического кабинета;
принципы организации диспансеризации больных со стоматологическими заболеваниями;
классификацию зубных отложений и методы их выявления;
методы чистки зубов, контролируемую чистку зубов;
индивидуальную и профессиональную гигиену полости рта, методы и средства;
особенности обучения гигиене полости рта населения различных возрастных групп, организацию гигиенического обучения пациентов в условиях стоматологической поликлиники, организованных детских и взрослых коллективах;
особенности ухода за полостью рта пациентов с различными стоматологическими заболеваниями: пациентов, носящих ортодонтические аппараты, съемные протезы, брекет системы;
значение гигиенического состояния полости рта для профилактики стоматологических заболеваний;
основы эпидемиологии стоматологических заболеваний, распространенность и интенсивность стоматологических заболеваний, индексы интенсивности кариеса и болезней пародонта;
вопросы эпидемиологического стоматологического обследования (задачи, этапы, методики регистрации результатов); вопросы этиологии, патогенеза, клиники и диагностики основных стоматологических заболеваний; общие и местные факторы, вызывающие болезни зубов и полости рта; профилактические мероприятия, направленные на предупреждение возникновения основных стоматологических заболеваний;
методы и средства профилактики кариеса и его осложнений, заболеваний твердых тканей зубов некариозного происхождения;
методы и средства профилактики заболеваний пародонта и слизистой оболочки полости рта;
методы и средства профилактики аномалий и деформаций зубочелюстной системы у детей;
групповую профилактику кариеса зубов и заболеваний пародонта в организованных детских коллективах;
общие принципы диагностики, лечения и профилактики воспалительных заболеваний, травм и опухолей челюстно лицевой области;
изменения в полости рта при системных заболеваниях организма;
стоматологическое просвещение: цели, задачи, средства и формы;
роль стоматологического просвещения в профилактике стоматологических заболеваний;
методы и средства стоматологического просвещения,
особенности проведения стоматологического просвещения среди различных контингентов населения.
4. СПЕЦИАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ
регистрировать стоматологический статус во время эпидобследования населения с помощью индексов и критериев ВОЗ;
проводить стоматологический профилактический осмотр пациентов различных возрастных групп и регистрировать стоматологический статус;
выявлять больных, нуждающихся в стоматологическом лечении, определять состояние твердых тканей зубов;
выявлять зубные отложения;
владеть методиками чистки зубов;
обучать методике чистки зубов пациентов различных возрастных групп;
осуществлять индивидуальный подбор щетки и пасты пациенту;
проводить обучение чистке зубов взрослых и детей в организованных коллективах;
применять дополнительные средства для индивидуальной и профессиональной гигиены;
диагностировать кариес и некариозные поражения зубов;
проводить профилактику кариеса с помощью местных фторидсодержащих препаратов, проводить профилактику фиссурного кариеса, осуществлять реминерализирующую терапию, определять состояние тканей пародонта, выявлять факторы риска возникновения зубочелюстных аномалий у детей;
осуществлять профессиональную гигиену полости рта;
давать рекомендации по уходу за полостью рта при наличии протезов, брекет систем;
осуществлять гигиенические мероприятия у пациентов после хирургических вмешательств в челюстно лицевой области;
проводить стоматологическое просвещение среди населения разных возрастных групп, медицинского персонала, воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей образовательных учреждений;
проводить групповую профилактику стоматологических заболеваний у детей в организованных коллективах;
проводить анкетирование населения.
5. МАНИПУЛЯЦИИ
определение индексов интенсивности кариеса зубов и поверхностей (КПУ, кп);
определение гигиенических индексов по Федорову Володкиной, Грин Вермиллиону, РНР (индекс эффективности гигиены полости рта);
проведение контролируемой чистки зубов;
удаление зубного налета с помощью флоссов, зубных ершиков;
покрытие зубов фторлаком, фторгелем;
приготовление и применение растворов для реминерализирующей терапии индивидуально и в группах детей;
приготовление и применение растворов фторидов натрия в разных концентрациях индивидуально и в группах детей;
проведение герметизации фиссур (неинвазивная методика);
проведение витального окрашивания пятен эмали;
регистрация состояния тканей пародонта с помощью индексов CPITN, PMA;
подбор инструментов и удаление над- и поддесневых зубных отложений;
проведение аппликационной анестезии;
искусственное дыхание;
непрямой массаж сердца;
остановка кровотечений из поверхностно расположенных сосудов;
транспортная иммобилизация;
промывание желудка и кишечника. |