Сегодня 26 апреля 2024
Медикус в соцсетях

ДОПОЛНЕНИЕ В ПРИЛОЖЕНИЕ 4 «КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СО СРЕДНИМ МЕДИЦИНСКИМ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ» ПРИКАЗА МИНЗДРАВА РОССИИ ОТ 19.08.97 N 249:

ДОПОЛНЕНИЕ В ПРИЛОЖЕНИЕ 4 «КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СО СРЕДНИМ МЕДИЦИНСКИМ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ» ПРИКАЗА МИНЗДРАВА РОССИИ ОТ 19.08.97 N 249:
«XXVII. СПЕЦИАЛЬНОСТЬ „СТОМАТОЛОГИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ“
В соответствии с требованиями специальности „Стоматология профилактическая“ специалист должен знать и уметь:
1. ОБЩИЕ ЗНАНИЯ
— Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу, окружающей среде;
— основные принципы организации здравоохранения;
— основы медицинского страхования;
— структуру стоматологической помощи населению;
— анатомию и физиологию человека, основы патологии, микробиологии, вирусологии, иммунологии;
— действие и взаимодействие лекарств, осложнения медикаментозного лечения;
— общие вопросы организации профилактической стоматологической помощи взрослому и детскому населению в лечебно — профилактических и организованных коллективах;
— принципы диспансеризации населения, социальную значимость заболеваний;
— принципы онкологической и ВИЧ-настороженности;
— принципы противоэпидемической защиты населения;
— медицинскую этику и деонтологию, психологию профессионального общения;
— охрану труда в учреждениях здравоохранения;
— основы медицины катастроф.
2. ОБЩИЕ УМЕНИЯ
— оформлять медицинскую документацию;
— оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях;
— соблюдать санитарно — эпидемиологический и гигиенический режим лечебно — профилактических учреждений;
— соблюдать принципы онкологической и ВИЧ-настороженности;
— определять необходимость применения специальных методов исследования (лабораторного, рентгенологического и др.);
— повышать профессиональный уровень знаний, умений, навыков.
3. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ
— анатомо — физиологические особенности челюстно — лицевой области в норме и при патологических состояниях;
— возрастные изменения челюстно — лицевой области;
— вопросы организации работы, инструменты, медикаменты терапевтического, хирургического, ортопедического, ортодонтического отделений стоматологических амбулаторно — поликлинических учреждений, а также стоматологических отделений и кабинетов лечебно — профилактических учреждений;
— современные пломбировочные материалы;
— сравнительную характеристику различных анестетиков, методы и способы обезболивания при профилактических вмешательствах;
— организацию работы, оснащение, инструменты, медикаменты и вспомогательные средства профилактического кабинета;
— принципы организации диспансеризации больных со стоматологическими заболеваниями;
— классификацию зубных отложений и методы их выявления;
— методы чистки зубов, контролируемую чистку зубов;
— индивидуальную и профессиональную гигиену полости рта, методы и средства;
— особенности обучения гигиене полости рта населения различных возрастных групп, организацию гигиенического обучения пациентов в условиях стоматологической поликлиники, организованных детских и взрослых коллективах;
— особенности ухода за полостью рта пациентов с различными стоматологическими заболеваниями: пациентов, носящих ортодонтические аппараты, съемные протезы, брекет — системы;
— значение гигиенического состояния полости рта для профилактики стоматологических заболеваний;
— основы эпидемиологии стоматологических заболеваний, распространенность и интенсивность стоматологических заболеваний, индексы интенсивности кариеса и болезней пародонта;
— вопросы эпидемиологического стоматологического обследования (задачи, этапы, методики регистрации результатов); вопросы этиологии, патогенеза, клиники и диагностики основных стоматологических заболеваний; общие и местные факторы, вызывающие болезни зубов и полости рта; профилактические мероприятия, направленные на предупреждение возникновения основных стоматологических заболеваний;
— методы и средства профилактики кариеса и его осложнений, заболеваний твердых тканей зубов некариозного происхождения;
— методы и средства профилактики заболеваний пародонта и слизистой оболочки полости рта;
— методы и средства профилактики аномалий и деформаций зубочелюстной системы у детей;
— групповую профилактику кариеса зубов и заболеваний пародонта в организованных детских коллективах;
— общие принципы диагностики, лечения и профилактики воспалительных заболеваний, травм и опухолей челюстно — лицевой области;
— изменения в полости рта при системных заболеваниях организма;
— стоматологическое просвещение: цели, задачи, средства и формы;
— роль стоматологического просвещения в профилактике стоматологических заболеваний;
— методы и средства стоматологического просвещения,
— особенности проведения стоматологического просвещения среди различных контингентов населения.
4. СПЕЦИАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ
— регистрировать стоматологический статус во время эпидобследования населения с помощью индексов и критериев ВОЗ;
— проводить стоматологический профилактический осмотр пациентов различных возрастных групп и регистрировать стоматологический статус;
— выявлять больных, нуждающихся в стоматологическом лечении, определять состояние твердых тканей зубов;
— выявлять зубные отложения;
— владеть методиками чистки зубов;
— обучать методике чистки зубов пациентов различных возрастных групп;
— осуществлять индивидуальный подбор щетки и пасты пациенту;
— проводить обучение чистке зубов взрослых и детей в организованных коллективах;
— применять дополнительные средства для индивидуальной и профессиональной гигиены;
— диагностировать кариес и некариозные поражения зубов;
— проводить профилактику кариеса с помощью местных фторидсодержащих препаратов, проводить профилактику фиссурного кариеса, осуществлять реминерализирующую терапию, определять состояние тканей пародонта, выявлять факторы риска возникновения зубочелюстных аномалий у детей;
— осуществлять профессиональную гигиену полости рта;
— давать рекомендации по уходу за полостью рта при наличии протезов, брекет — систем;
— осуществлять гигиенические мероприятия у пациентов после хирургических вмешательств в челюстно — лицевой области;
— проводить стоматологическое просвещение среди населения разных возрастных групп, медицинского персонала, воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей образовательных учреждений;
— проводить групповую профилактику стоматологических заболеваний у детей в организованных коллективах;
— проводить анкетирование населения.
5. МАНИПУЛЯЦИИ
— определение индексов интенсивности кариеса зубов и поверхностей (КПУ, кп);
— определение гигиенических индексов по Федорову — Володкиной, Грин — Вермиллиону, РНР (индекс эффективности гигиены полости рта);
— проведение контролируемой чистки зубов;
— удаление зубного налета с помощью флоссов, зубных ершиков;
— покрытие зубов фторлаком, фторгелем;
— приготовление и применение растворов для реминерализирующей терапии индивидуально и в группах детей;
— приготовление и применение растворов фторидов натрия в разных концентрациях индивидуально и в группах детей;
— проведение герметизации фиссур (неинвазивная методика);
— проведение витального окрашивания пятен эмали;
— регистрация состояния тканей пародонта с помощью индексов CPITN, PMA;
— подбор инструментов и удаление над- и поддесневых зубных отложений;
— проведение аппликационной анестезии;
— искусственное дыхание;
— непрямой массаж сердца;
— остановка кровотечений из поверхностно — расположенных сосудов;
— транспортная иммобилизация;
— промывание желудка и кишечника.