Сегодня 13 августа 2020
Медикус в соцсетях
13 июня 2007

Семейный бизнес: лебедь рак и щука или бригада единомышленников?

Различают три вида семейного бизнеса: собственно семейный бизнес, наследуемый бизнес семьи и совместный бизнес членов семьи. Первый вариант — бизнес как семейный — это просто стиль управления на начальной стадии развития бизнес-организации, когда поначалу она представляет собой малую группу, управляемую по-семейному: тесные связи, отношения неформальные, все спаяны единой целью — обеспечить жизнеспособность бизнес-идеи. По мере роста бизнеса семейная организация себя изживает и требуется переход к новому состоянию — более формальным отношениям, где прежние «друзья», «сват и брат» обретают новый статус в управленческих отношениях руководитель — подчиненный. Не всем компаниям удается преодолеть этот рубеж. Те, кто преодолел, обретают возможность инкорпорироваться, развиваться, масштабироваться.
Второй вид — наследуемый бизнес семьи — это традиция (которая у нас, к сожалению, была прервана): приходит время, и бизнес переходит по наследству к сыну (дочери). Здесь сам уклад жизни, сама традиция и культура наследования бережет и бизнес, и семью от разлада.
Остановимся на плюсах и минусах совместного бизнеса членов семьи. Плюс практически один: в самом начале, когда есть только бизнес-идея и небольшой капитал, бизнес — ребенок, и ему нужны внимание и забота «родных людей», тех, кто на первых порах готов не покладая рук, почти безвозмездно и с полной самоотдачей, заботиться о его младенчестве.
Но наступает момент, когда бизнес уже подрос, и каждый хочет удовлетворения своих ожиданий. Здесь, как правило, выясняется, что видение того, каким должно быть будущее бизнеса, у разных членов семьи сильно различается. Личные цели и интересы тоже весьма разнятся. И, что не менее важно, в процессе выращивания бизнеса члены семьи, мягко говоря, очень по-разному проявили себя как бизнесмены и управленцы. Здесь начинаются минусы.
К сожалению, нередко семьи создают бизнесы, которые потом сами же и губят: ибо рано или поздно наступает такой момент, когда интересы семьи и интересы бизнеса приходят в противоречие. Способность к «бизнесменству» у разных членов семьи развита в разной степени, и тогда получается, что один вытягивает бизнес, а остальные висят на нем, связывая по рукам и ногам, высасывая из бизнеса ресурсы, мешая развитию. В этой ситуации нередко один из членов семьи пытается взять бразды правления в свои руки, стремясь как-то нейтрализовать негативное влияние «балластных» участников, и тогда на поле бизнеса разыгрываются семейные драмы с обвинениями в непослушании, узурпации, предательстве, амбициозности, алчности, черной неблагодарности и т. п. Если кто-то из членов семьи не является явным лидером, либо если члены семьи сознательно не решат отдать бразды правления одному человеку, то бизнес обречен превратиться в карлика либо медленно сойти на нет.

Глядя на минусы «коллегиального правления» семьи, они все более и более иронично относятся к владельцам, начинают сомневаться в перспективах самого бизнеса и постепенно отчуждаются. Со временем это неизбежно приведет к тому, что фирма начнет терять ключевых сотрудников и ключевые рынки. Ничего хорошего, понятно, это не сулит. Поэтому членам совместного бизнеса нужно быть готовыми к этому, поумерить «родительские» амбиции или иждивенческие настроения и решиться на разделение функций управления и владения. Научиться состоять в формальных отношениях, быть в определенном смысле друг без друга. Если этого не сделать своевременно, то впереди — серьезные испытания как для бизнеса, так и для самой семьи. Бывает, хоть и нечасто, что в связке «отец-сын», «муж-жена», «брат-брат» и т. п. возникает прочный взаимодополняющий тандем, но и в этом случае требуется четкое разделение полномочий владельцев. В таком тандеме, как правило, один сильнее, стратегичнее, а другой осознает и принимает это и ведет себя адекватно. Надо отметить, что проблема разделения владения и управления вообще характерна для тех бизнесов, где владельцев больше одного, просто семейные узы придают ситуации особый драматизм.
Итак, как же поступить? Прежде всего, четко разделить: что относится к отношениям семейным, а что — к бизнес-отношениям. В совместном бизнесе семья становится стадией развития бизнеса, а бизнес — стадией развития семьи. Чтобы не задохнуться в этих бизнес-семейных объятиях, членам семьи нужно развиваться вместе с развитием бизнеса, нужно решиться на опыт взросления в бизнесе.
Итак, если бизнес создается членами одной семьи без необходимого понимания, что такое есть бизнес, без четкого осознания своих личных целей каждым из них, без взаимного уважения и понимания разности интересов друг друга, то минусов от семейности у такого бизнеса будет гораздо больше, чем плюсов (с определенного момента — сплошные минусы).
Когда же есть принципиальная готовность к выстраиванию цивилизованных отношений, дальнейшее — дело техники. Нужно соблюсти незыблемость принципа единоначалия, без него любая система управления идет вразнос. Поэтому может быть целесообразно на определенной стадии развития отдать бизнес в руки самому сильному и перспективному члену семьи, а остальным выдать привилегированные акции без права вмешательства в оперативное управление. Если же явного лидера среди учредителей нет, — создать совет директоров и нанять управляющего. Может быть полезен институт кураторства со стороны владельцев отдельных направлений. Есть и другие варианты инкорпорирования бизнеса, но в каждом конкретном случае решение должно быть уникальным, с учетом интересов сторон и, конечно же, самого бизнеса.
 
По материалам сайта www.startbiz.ru


Комментарии

Поделиться:



03 августа 2007  |  14:08
Детский сад какой-то
Неизвестно, подхватит ли население очередной новогодний призыв президента «плодиться и размножаться», но главы уже нескольких регионов объявили 2007-й «годом ребенка», выделив бюджеты на создание инфраструктуры. Несмотря на все успехи в развитии потребительского рынка, эта самая инфраструктура у нас все еще находится в зачаточном состоянии.
18 июня 2007  |  00:06
Как открыть детскую парикмахерскую
Светлана Марина решила открыть свой детский салон как раз после безуспешных попыток подстричь собственного ребенка. Однако постепенно идея трансформировалась в более масштабный проект. А что если выкупить в собственность помещение площадью этак в 300–400 квадратных метров и создать детский мини-клуб, ключевым элементом которого как раз и станет парикмахерская?
08 июня 2007  |  03:06
А Вы тренируете своего администратора?
Любой бизнес, будь то рекламное агентство или стоматологическая клиника, начинается с администратора или секретаря. Именно он встречает посетителей приветливой улыбкой на пороге офиса, отвечает на звонки потенциальных клиентов и консультирует их по всем вопросам, касающимся услуг компании.
18 мая 2007  |  18:05
Офисные работники: как их привести в свой салон красоты?
Конкуренция между салонами красоты обостряется, поэтому привлечение новых клиентов воспринимается как важнейшая задача. За каждую «голову» борются десятки салонов, которые используют самые разные варианты рекламы. Но им все сложнее «достукиваться» до частных потребителей, зато все более серьезной «подпиткой» становятся корпоративные клиенты.
13 апреля 2007  |  09:04
Качество поставок, техническое обслуживание и метрологическое обеспечение медицинской техники
Эффективность медицинского оборудования - одна из важнейших составляющих, определяющих, наряду с профессионализмом медицинского персонала, качество медицинских услуг, оказываемых населению. Можно выделить две составляющие, от которых зависит эффективность медицинского оборудования: клиническая эффективность и технико-экономическая эффективность.