Сегодня 26 апреля 2024
Медикус в соцсетях

Заболевания → Депривационное патохарактелогическое развитие личности у глухих.

Если при слепоте выклю­чается один из важнейших генеральных анализаторов — зрение, то при глухоте, помимо выпадения важнейшего анализатора — слуха, развивается немота. Наличие этих двух факторов бесспорно влия­ет как на процесс закономерного развития психической деятельно­сти, так и на структуру формирующейся личности ребенка, глухо­го от рождения или оглохшего в раннем детстве.<?xml:namespace prefix = o ns = "urn:schemas-microsoft-com:office:office" />
Отмечается, что у глухих имеет место большая распространен­ность различных невротических нарушений и личностных девиа­ций в виде замкнутости (аутичности), тревожности, застенчивости и подозрительности, нередко это сочетается с раздражительностью, повышенной эффективностью и наклонностью к агрессивным дей­ствиям В. А. Гиляровский писал, что при глухоте нередко отмечаются наклонности к паранойяльным установкам. Источником патологического характера при глухоте являются болезненно измененные впечатлительность и реактивность с постепенно формирующимся чувством неполно­ценности.
У детей и подростков с врожденной и рано приобретенной глу­хотой обращает на себя внимание синдром ретардации (задержки) психического развития в результате глухонемоты. К подростково­му и постпубертатному возрасту в результате овладения речью, обучения и формирования словесно-абстрактного мышления за­держка интеллектуального развития заметно уменьшается.
Первые признаки характерологических отклонений проявляют­ся в 7—10 лет преимущественно астеноневротической симптомати­кой с преобладанием черт возбудимости или тормозимости. Можно выделить три типа патохарактерологических формирований у детей и подростков — возбудимый, тормозимый и смешанный.
При возбудимом типе патологические особенности личности по­являются в виде повышенной возбудимости и эмоциональной неустойчивости. Эти черты сохраняются в процессе взросления. Характерны также повышенное двигательное беспокойство, раз­дражительность, нетерпимость, отвлекаемость, упрямство, капрпзность, склонность к конфликтам, эгоцентричность. Эти дети и подростки обнаруживают черты эмоционально-волевой незрелости, плохо учатся, их интересы соответствуют более младшему воз­расту.
Задержка интеллектуального развития относительно медленно компенсируется в процессе возрастного созревания и специального обучения.
При тормозимом типе отмечается тесное сочетание астено-невротической симптоматики с характерологическими особенностями личности. Эти пациенты отличаются повышенной застенчивостью и робостью, плаксивостью, неуверенностью в себе, обидчивостью, гипотимным фоном настроения (нередко с элементами тревожно­сти) , сенситивными идеями отношения к собственной неполноцен­ности, лалофобией и страхом непонимания обращенной к ним речи окружающих. У них отмечаются склонность к аутизации, повы­шенная ипохондрическая фиксация внимания на различных ощу­щениях со стороны внутренних органов. Однако эти пациенты дис­циплинированы, усидчивы и трудолюбивы. Задержка интеллекту­ального развития в подростковом и юношеском возрасте заметно уменьшается.
При смешанном типе в психическом статусе наряду с поли­морфной невротической симптоматикой выявляются черты возбу­димости (раздражительность, конфликтность, часто с бурными аф­фектами), истероидные компоненты (демонстративность в поведе­нии, эгоцентризм, стремление привлечь к себе внимание и др.), а также черты тормозимости (тревожная неуверенность в себе, по­вышенная мнительность, ипохондрическая фиксация внимания на своих внутренних ощущениях, склонность к быстрому формирова­нию различных фобий и т. п.). Пациенты этой группы болезненно переживают свой физический дефект, отличаются своеобразной аутизацией личности и рудиментарными идеями отношения.
Следует отметить, что у большинства глухих детей и подрост­ков с чертами патохарактерологического развития личности отме­чаются повышенная ипохондрическая фиксация на своих сомати­ческих ощущениях, склонность к аутизму, тревожная мнитель­ность и болезненное переживание своего физического дефекта. Эта симптоматика более выражена у пациентов с патологическим фор­мированием личности по тормозимому и смешанному типу. Депривационный синдром у глухонемых представ­лен следующей группой признаков: 1) ретардация психического развития в результате непонимания речи окружающих людей; 2) массивная невротическая симптоматика в препубертатном и пубертатном возрасте; 3) паронойялъные идеи отношения; 4) по­вышенная ипохондричность; 5) стремление к одиночеству; 6) патохарактерологические реакции, возникающие в препубертатном и пубертатном возрасте.
Клиническая симптоматика депривационного патохарактероло­гического развития личности у взрослых глухонемых под влиянием социально-бытовых и прочих факторов заметно изменяется, стаби­лизируется и принимает более четкие формы. Заметно уменьшается число лиц с возбудимым вариантом депривационного патохарактерологического развития личности и увеличивается процент пациентов с невротическими проявлениями.
У взрослых глухих от рождения или оглохших в раннем детст­ве можно выделить невротический и эксплозивно-возбудимый типы депривационного патохарактерологического развития лично­сти.
Невротический тип встречается в виде трех вариантов: астено-депрессивного, обсессивно-фобического и депрессивно-ипохондри­ческого.
Астенодепрессивный вариант встречается наиболее часто. На всем протяжении жизни астеническая симптоматика в виде повышенной истощаемости, раздражительности, головных бо­лей и нарушения ритмики сна является доминирующей. Она соче­тается с эмоциональной лабильностью, гипотимным фоном настроения, плаксивостью и легким развитием субдепрессивных или даже депрессивных состояний при психогенно значимых для больных переживаниях семейного или служебного характера. Па­циенты всегда избегают повышенных, по их мнению, нервно-пси­хических нагрузок, якобы превышающих их возможности и ухуд­шающих состояние их здоровья. Они стремятся ограничить соци­альные контакты и предпочитают одиночество. Остаются тихими, робкими, малозаметными, нерешительными. Характерно обостре­ние чувства собственной неполноценности.
Обсессивно-фобический вариант наблюдается у лиц, которые с детских лет отличаются тревожно-мнительными чертами характера, особенно четко проявляющимися в юношеском возрасте. Какой-либо определенной закономерности, обусловлен­ной полом и возрастом, не выявляется. При решении даже насущ­ных жизненных вопросов возникают безотчетная тревога и страх, что они не смогут справиться с порученным делом и довести его до конца, и вместе с тем неуверенность в том, что это вообще нужно делать. Тревожные сомнения, опасения и страхи не дают возмож­ности продуктивно работать и спокойно жить. Особенно остро страхи и опасения возникают на высоте переживаний и на какое-то время как бы парализуют социально-производственную активность. Нередко такие декомпенсации затягиваются до не­скольких недель и купируются лишь при активном амбулаторном лечении (седативными и транквилизирующими средствами). Обсессивно-фобическая симптоматика часто усложняется и стано­вится неотъемлемой частью структурно-характерологической осно­вы личности.
Депрессивно-ипохондрический вариант прояв­ляется прежде всего робостью, нерешительностью и выраженной ипохондричностью. Больные часто жалуются на «слабость» здо­ровья и настороженно прислушиваются к различным ощущениям со стороны внутренних органов. Часто предъявляют жалобы на неприятные ощущения за грудиной или мигрирующие боли в об­ласти желудка и кишечника. Охотно обращаются к врачам и принимают все назначенные лекарственные средства. Когда слышат от врача, что при тщательном обследовании у них ничего патологического не обнаружено, обижаются, считая, что их недостаточно и всесторонне обследовали. Близким высказывают мысли о нали­чии у них рака или какого-нибудь другого тяжелого недуга и жа­луются на свою горькую долю. Вместе с тем отличаются повышен­ной ранимостью и плаксивостью. Настроение почти постоянно по­нижено и часто, особенно при любых жизненных невзгодах, разви­ваются кратковременные депрессивные состояния (от нескольких дней до недель). В состоянии компенсации больные стремятся со­хранить свой социально-производственный и семейно-бытовой ста­тус.
Эксплозивно-возбудимый тип обычно начинает проявляться с подросткового возраста (см. выше). В зрелые годы повышенная эмоциональная лабильность и склонность к выраженным аффектным реакциям дополняются развитием стойких субдепрессивных и депрессивных состояний. Некоторые пациенты испытывают чувст­во безотчетной тревоги, особенно в утренние часы. Со стороны интеллектуально-мыслительных процессов обращают внимание не­которая торпидность, обстоятельность, застревание на второстепен­ных событиях. Вместе с тем в структуре личностных свойств по­являются бескомпромиссность, повышенная требовательность к другим, эгоцентричность и чрезмерная пунктуальность. В трудо­вой деятельности отмечаются «подъемы» и «спады». Как правило, активно и горячо принимаются за порученное дело, проявляя деловитость и расторопность, однако довольно скоро активность резко снижается. В силу неуживчивости, раздражительности и конфликтности личная жизнь, как правило, складывается неудачно.
Подводя итог особенностям депривационного патохарактероло­гического развития личности у глухих, можно сказать, что, несмот­ря на довольно выраженные патохарактерологические отклонения, пациенты этой группы остаются достаточно адаптированными в социальном плане: удерживаются и продвигаются на работе, стре­мятся к созданию и сохранению семьи. Депривационный синдром, наиболее ярко проявляющийся в подростковом периоде, с возра­стом постепенно редуцируется. На передний план выступает не­вротическая симптоматика. В интеллектуальном отношении боль­шинство пациентов не отличаются от людей с нормальным слухом своего возраста и уровня образования.
Эмоциональные реакции характеризуются повышенной эффек­тивностью и повышенной готовностью к развитию угнетенно-по­давленного настроения, раздражительностью и гневливостью. Патохарактерологические реакции сменяются довольно четкими патохарактерологическими особенностями личности. У больных сохраняются готовность к развитию паранойяльных идей отноше­ния, ипохондричность, однако склонность к одиночеству, замкну­тость при благоприятных семейно-производственных условиях уменьшается.
При проведении сравнительного анализа клинических особен­ностей патохарактерологического развития личности при слепоте и глухонемоте обращает на себя внимание ряд общих болезнен­ных проявлений. Это в первую очередь астенический синдром, особенно четко выраженный на ранних этапах онтогенеза, неред­ко сочетающийся с выраженным ипохондрическим радикалом. Ве­роятно, астенический синдром на первых этапах имеет преимуще­ственно соматогенный характер и появление его обусловлено труд­ностями адаптации организма к окружающей среде. По-видимому, адаптивное включение сохранных анализаторов создает условие для повышенной истощаемости. Возможно, что появление астени­ческого радикала также обусловлено остаточными явлениями орга­нического процесса (или гипоплазии при врожденном дефекте) в результате основного заболевания, приведшего к слепоте и глухо­те. При слепоте имеет место чрезмерная истощаемость, возможно, в результате того, что адаптация без контроля зрения особенно трудна.
У слепых от рождения сохранены условия для развития вто­рой сигнальной системы. Они раньше осознают свой физический дефект и у них раньше, чем у глухонемых, проявляется полиморф­ная невротическая реакция на дефект, усложняющаяся в более зрелом возрасте. Возможно, что при этом не малую роль играет ограничение двигательной активности. Возникающие в пубертатном и юношеском возрасте затяжные невротические реакции с по­вышенной эмоциональной лабильностью, ранимостью и обидчи­востью свидетельствуют уже об определенных личностных девиа­циях. У слепых с раннего детства имеет место значительное огра­ничение двигательной активности, что создает неблагоприятные условия для гармоничного развития их двигательно-волевой сфе­ры. На ранних этапах онтогенеза и в более позднем периоде у сле­пых спонтанная волевая активность и инициативность ниже, чем у глухонемых. У слепых в структуре их психической деятельно­сти преобладает рассудочно-мечтательный компонент. В детском возрасте это проявляется патологическим фантазированием. У сле­пых депривационный синдром представлен более полно.
У глухих соматогенная астения менее выражена и на первый план выступают раздражительность, всплывчатостъ, вплоть до эф­фективности с наклонностью к агрессивным действиям, и довольно выражена ретардация психического развития. Последнее обстоя­тельство является причиной того, что глухонемые позже, чем сле­пые, осознают свой физический дефект и менее остро на него реагируют. В силу этого в раннем возрасте у них слабо выражен депривационный синдром и в структуре его нет наклонности к па­тологическому фантазированию, характерному для слепых детей. Двигательно-волевая активность глухонемых с раннего детства формируется в более благоприятных условиях. В подростковом » зрелом возрасте они активно занимаются спортом и очень целе­устремленны в достижении поставленной цели. В юношеском возра­сте и у слепых, и у глухих, когда осознание своего дефекта становится особенно психогенно значимым, появляется склонность к уединению, иногда доходящая до степени аутизма. В период синдромального оформления патохарактерологического развития лич­ности вторичная психогенно-личностная симптоматика отличается у слепых и глухонемых, что, по-видимому, также обусловлено ви­дом деприващш. При депривационном патохарактерологическом развитии личности как у слепых, так и у глухонемых ведущим является невротический тип развития; у последних очень незначи­тельно выявляются истерические нарушения, но значительно более выражена аффективно-возбудимая симптоматика, нередко с коле­баниями аффекта в сторону субдепрессии.
Прогноз. В плане социальной адаптации и реабилитации прогноз, как правило, благоприятен, если слепые или глухонемые с депривационным патохарактерологическим развитием личности учатся, трудятся и живут в благоприятных условиях и им предо­ставляются все необходимые условия для учебы, работы и отдыха. В этих случаях постепенно сглаживаются патохарактерологические черты, повышается жизненный тонус и появляется стремле­ние хорошо зарекомендовать себя на работе, занять более высокое социальное положение и создать хорошую семью.
При неблагоприятных условиях заостряются указанные выше психопатологические особенности и могут часто возникать деком­пенсации по невротическому или психопатическому типу. При от­сутствии своевременных и эффективных воспалительно-корриги­рующих и лечебных мероприятий патохарактерологическое разви­тие может проявляться чертами выраженной психопатизацпн личности и снижением ее социальной активности.
Лечение. Лечебные мероприятия при всех видах депривационного патохарактерологического развития личности (у слепых и глухих) практически не отличаются от таковых и зрячих, и слы­шащих. Необходимость в лечении возникает лишь при нервно-пси­хической декомпенсации, обусловленной как психогенными, так и соматогенными факторами.
Выбор метода лечения в каждом случае индивидуален. Как правило, назначение седативных препаратов, транквилизаторов и общеукрепляющих средств купирует болезненную симптоматику. В ряде случаев хороший эффект дают антидепрессанты — пиразидол, амитриптилин, мелипрамин (имипрамин) и нейролептики — терален (алимемазин), неулептил, френолон. Назначение лекарст­венных средств должно осуществляться только после тщательного обследования, включая психиатрическое и неврологическое.
Профилактика различных личностных девиаций у слепых и глухих детей, а в последующем патохарактерологического раз­вития личности на ранних этапах сводится к правильному воспи­танию. Это в первую очередь заботливые, ровные и добрые взаимо­отношения между родителями и всеми членами семьи, создание благоприятных условий для физического и психического развития ребенка с постепенным усложнением круга его деятельности. Ре­бенок не должен страдать от осознания своего физического дефекта. Необходима постоянная психотерапевтическая работа близких и в последующем учителей и наставников в том, что отсутствие зрения или слуха не является непреодолимой преградой в дости­жении больших успехов в трудовой деятельности. В этих случаях необходимы примеры жизненного и трудового подвига лиц, слепых и глухих с детства. При благоприятных условиях воспитания в учебы многие слепые и глухие хорошо адаптируются в производст­венном и семейно-бытовом плане.
 
О лечении и профилактике данного заболевания читайте в разделе: Психиатр