Сегодня 19 апреля 2024
Медикус в соцсетях

Заболевания → Индуцирорванное бредовое расстройство

 
Этиология и патогенез<?xml:namespace prefix = o ns = "urn:schemas-microsoft-com:office:office" />
Психические процессы и в норме отличаются высокой индуктив­ностью, однако индукции идей способствует ситуация религиозной секты, закрытого тоталитарного общества, аномальной семьи, гео­графической или культуральной (в том числе языковой) изоляции. Легче индуцируются дети и подростки, лица с низким интеллектом. Женщины, особенно в предклимактерическом возрасте, более под­вержены индукции, чем мужчины. В свое время именно индукция лежала в основе образования религиозных и политических течений. Индукция может быть направленной и осознанной, например, в рек­ламе и политике. Психологическое влияние индуктора и реципиента взаимно, то есть реципиент своим поведением и высказыванием спо­собствует усилению продукции индуктора. В основе биологии индуцирования лежит эффект аудитории, толпы или «социального облег­чения», то есть такого механизма, при котором конкретное поведе­ние осуществляется быстрее, если оно наблюдается у других. Благо­даря этому эффекту самый неквалифицированный психотерапевт может добиться индукции переживаний в большой аудитории, если «правильно» подберет 2—3 индукторов.
Распространенность
Распространенность индуцированных бредовых расстройств не­дооценивается. Только на протяжении последних десятилетий воз­никли десятки религиозно-политических течений, успешность кото­рых поддерживалась благодаря индукции. Например, мунизм, самаджи и т. д. Ряд из этих течений подразумевает возможность группово­го и ритуального убийства и самоубийства, все они модифицируют поведение и приводят к своеобразным личностым изменениям даже после выхода из секты.
Клиника
Индуцирование бредовых идей в паре и группе связано с идеями отравления, преследования, религиозными идеями, в частности идея­ми конца света. Индуктор сам реально имеет психотический опыт, испытывает слуховые галлюцинации или был «свидетелем», например, пришествия, религиозного образа, аномального запаха, вкуса и т. д. Реципиент воспроизводит эту картину часто во всех деталях, иногда диссоциированные личности дополняют ее своими фантазиями. При этом имитируются поведение, голос, привычки индуктора. Это сход­ство реципиентов и индуктора мешает выяснить индуктора или ин­дукторов. Единственным способом является разделение индуктора и реципиентов, если у реципиентов после разделения психопатологичес­кая продукция бледнеет, то у индуктора она даже может расцветать, поскольку он может себя считать «жертвой испытаний». До настояще­го времени встречаются индуцированные переживания «сглаза», «пор­чи», «колдовства», «нашествия пришельцев», «конца света», прише­ствия Мессии, которые если не достигают эпидемического уровня, то все же постоянно присутствуют в любой культуре и поддерживаются индуцированием и последующим фантазированием. Индукторы обыч­но относятся к доминантным личностям, а реципиенты — к подчиняе­мым, внушаемым и зависимым личностям.
Бред нередко распространяется как настоящая эпидемия именно среди членов сект. Группа расстройств, наблюдаемых у членов месси­анских сект, может индуктивно распространяться. Основой пред­ставлений членов сект является уверенность о близком пришествии и тысячелетнем царствии Мессии, который призван переустроить мир. Члены мессианских сект как ранее, так и теперь являются источни­ком целых религиозно-политических течений, ересей и партий. Иногда острая парафрения возникает как острый бред в период выполнения религиозного культа, а также при возникновении критических ситуа­ций в деструктивной политической ситуации. Этим объясняется «культомания» в период распада СССР.
Одним из архаических вариантов мессианства является cargo-cult синдром (англ, cargo — груз). Сначала он наблюдался на островах Микронезии и Океании в форме быстрого распространения слухов о том, что белые люди скоро покинут островитян и они получат много товаров, которые к ним доставит белый пароход (Токарев, 1978). Рас­пространитель слухов — «новый Мессия» — характеризовался:
— уверенностью в общении душ, доказательством которых он считал собственные обманы восприятия, например он чувствовал, что умеет читать мысли окружающих;
— престижными символами в мышлении становятся женщины, отсюда стремление к покровительству по отношению к ним и слу­чайные половые связи, стремление получать и делать богатые подар­ки, повышение престижа некоторых пищевых продуктов, избиратель­ность еды, определенная иерархия по отношению к животным;
— «Мессия» распространяет свое влияние только в пределах оп­ределенной лингвистической группы;
— использование «Мессией» неологизмов, чаще слова cado, воз­можно, соответствующего лат. cados — хвост.
Мессия готовит учеников и последователей, изобретает новую мораль и кодекс нравов, дистанцируется с группой от основного по­селения. Одежда его отличается какой-либо необычностью, иногда тона одежды кричащие и вычурные. В состоянии экзальтации он унич­тожает свиней, которые являются чрезвычайно престижным симво­лом в Микронезии и Океании, достаточно сказать, что новорожден­ных поросят женщины вскармливают грудью. Мессианец часто от­казывается от пищи и тратит деньги, нередко их уничтожает по стран­ным мотивам. Состояния тревоги, ожидания чуда, стремление к не­медленным действиям, ожидание Пришествия или конца света, на­правленные, в конечном счете, к достижению радости и счастья, ин­дуцируются в массовых выступлениях.
Впервые хилиастризм как массовое течение описан на Самоа (1826—1841) как движение «мамана», затем на Гибридах (1867—1968) в секте Каона. Позже на Фиджи (1873) в секте Тука, на Новых Гибри­дах (1938) в секте Джон Фрум, на Соломоновых островах (1945) — масинга. Хотя любое религиозно-политическое движение развивает­ся по одинаковым механизмам, некоторые из них вполне прогрессив­ны, например движение хау-хау у майори (1864—1868), мусульман­ские течения XX века. Столкновения членов движений с властями приводят к формированию ролей мучеников, которые усиливают ин­дуктивное влияние секты.
Близкими к хилиастризму являются синдромы, при которых по­зиция Мессии замещается престижной ролью предка, умершего чле­на рода, «царевича». Такие синдромы индуцируются верой в скорое пришествие «незаконно убиенного» с богатыми дарами. Синдромы этого типа описаны на Новой Гвинее как эпидемическая патология под названием vailala madness. Индуктор болезни дрожит, испыты­вает тревогу, его движения носят автоматический характер, иногда он застывает.
Именно так в последнее время возникли Белое Братство и виссарионизм. Последняя эпидемия связана с именем Марины Мамонто­вой (Цвигун), которая называла себя Марией Дэви Христос, и Юри­ем Кривоноговым, именуемым Юоанном Свами. Ю.Кривоногое, кан­дидат технических наук, кибернетик, технику модификации созна­ния с применением элементов гипноза приписывают именно ему. По другим данным, М.Цвигун в период родов был введен калипсол, и она пережила нечто вроде онейроидного эпизода, который и явился основанием последующей религиозной интерпретации. Белое Брат­ство развернуло невиданную пропагандистскую компанию, которая охватила наиболее значительные города Украины, с целью предуп­реждения о конце света, который должен был состояться 14 ноября 1993 года, на эту же дату было назначено самосожжение членов Брат­ства. Финансы Братства складывались из добровольных взносов чле­нов, которых отдавали в его фонд все свои средства. В листовки Брат­ства, наряду с предупреждением о конце света и утверждением мес­сианской роли Марии, включались политические и даже экономи­ческие оценки страны, состояние которой было очень тяжелым. В результате изоляции группы было задержано около 700 ее членов, 60 из них в день предполагаемого «конца» собрались на Софиевской площади в Киеве. При расследовании деятельности Братства было изъято около 30 тонн литературы.
Апокалипсические эпидемии, сопровождаемые индукцией и мес­сианством, отмечались также 28 октября 1992 года под руководством пастора Ли Янг Лин, в декабре 1993 года под началом миссионер­ской церкви Дэйвера. В это же время 200 тысяч членов секты Дами ожидали конца света на стадионе в Сеуле (Южная Корея).
Однако будущее парафренных и индуцированных переживаний со­стоит не только в спонтанном возникновении мессианства, а в техни­ках повышения значимости Я. В настоящее время большинство психо­техник в психотерапии направлено на укрепление Я, его восстановле­ние и коррекцию, но вполне возможно, что их будущее состоит в струк­турном образовании уникального и значимого Я, которое всегда окра­шено элементом величия, по крайней мере, в состоянии вдохновения. Часть психотерапевтов и рефлексотерапевтов ранее и теперь бес­сознательно использовали и используют все элементы мессианства.
Диагностика
Диагноз основан на следующих критериях:
1. Бред у доминантного лица чаще шизофренический, бред реци­пиента обычно исчезает при разлучении.
2. Один, два и более лиц разделяют бред и бредовую систему, под­держивают друг друга в этом убеждении.
3. У индуктора и реципиента тесные взаимоотношения (семейные, территориальные, религиозные).
4. Есть сведения об индуцировании бреда реципиенту путем кон­такта с индуктором.
5. Возможны индуцированные галлюцинации.
 Дифференциальная диагностика
Индуцированное бредовое расстройство следует дифференциро­вать с обычной психологической индукцией, как нормативным поведением. В частности, индуктор может быть простым сензитивом, пер­вым услышавшим запах газа, который пока остальными не ощуща­ется. Его информация индуцирует реципиентов, но она должна объек­тивно проверяться. Это касается также идей преследования, реформаторства. Сложнее обстоит дело с религиозной индукцией. Так на­зываемое «объективное» суждение здесь может быть принято лишь при очевидно нелепых утверждениях, которые не включены в конк­ретный, характерный для данной религии традиционный контекст.
Терапия
Разделение индуктора и реципиентов в последующем сопровож­дается по отношению к ним различной тактикой. Индуктора следует лечить как пациента с бредом, реципиент после утраты доминантно­го лица чувствует собственную покинутость и духовную пустоту. Это требует продолжительной реабилитации и психотерапии зависимо­сти. Многое в этой терапии сходно с воздействием и реабилитацией при зависимости от психоактивных веществ.
О лечении и профилактике данного заболевания читайте в разделе: Психиатр