Заболевания → Психические расстройства при нейроревматизме у детейРевматизм относится к группе коллагенозов, т. е. заболеваний, характеризующихся поражением системы соединительнотканных образований. Нередко, а по мнению В. В. Михеева, почти во всех случаях, заболевание сопровождается патологическим процессом в мелких и средних сосудах (ревмоваскулиты) и оболочках головного мозга, вторичными дистрофическими изменениями в нервных клетках коры головного мозга и подкорковых ганглиев, а также пролиферацией нейроглии. Психические нарушения при нейроревматизме в детском возрасте условно подразделяют на расстройства при ревматической (или малой) хорее и нехореических формах церебрального ревматизма.
В случаях ревматической хореи психические нарушения возникают задолго до появления хореических гиперкинезов, проявляясь в «виде церебрастенических и неврозоподобных расстройств: повышенной утомляемости и истощаемости, раздражительности, капризности, плаксивости, повышенной чувствительности к различным замечаниям и незначительным неудачам, непоседливости, склонности к импульсивным действиям, рассеянности, снижения школьной успеваемости, жалоб на головные боли. Нередко, уже на этой стадии отмечаются рудиментарные хореокинезы — неловкость движений, гримасы, невнятная речь, ухудшение почерка. На высоте заболевания отчетливо проявляется триада — двигательные, сенсорные и эмоциональные расстройства, которая, характерна для психических нарушений при ревматизме. Двигательные расстройства выступают на первый план, выражаясь в виде быстрых, стремительных, неритмичных и разнородных насильственных движений с большим размахом с участием не только дистальных, но и проксимальных отделов конечностей. Насильственные движения делают невозможным выполнение любых целенаправленных действий, речь становится неясной, смазанной. Характерна также мышечная гипотония Сенсорные расстройства проявляются общей гиперестезией, особенно к громким звукам, яркому свету. Характерны также различные эмоциональные расстройства: лабильность настроения с быстрым переходом от приподнятого настроения к плачу,
На фоне описанных нарушений, чаще у подростков, могут возникать хореические психозы. По мнению Н. Stutte, они наблюдаются не более чем у 3% больных хореей, их можно условно разделить на острые и затяжные. При острых психозах преобладают делириозные, делириозноонейроидные и сновидные состояния с обильными галлюцинациями, псевдогаллюцинациями и образными представлениями фантастического содержания. Настроение изменчиво
Затяжным хореическим психозом свойственно двухфазноетечение. Первая фаза характеризуется преобладанием возбуждения со страхом, тревогой, помрачением сознания, кататоноподобными расстройствами. Во второй фазе преобладают депрессивные
При нехореических формах нейроревматизм а основой психических нарушений является церебрастеническое состояние с разнообразными неврозоподобными расстройствами Для ревматической церебрастении при этом, так же как и в случаях хореи, характерна триада двигательных, сенсорных и эмоциональных расстройств. Двигательные расстройства проявляются сочетанием замедленности, инертности, вялости движений, их затрудненной переключаемости с общим беспокойством, склонностью к разнообразным гиперкинезам (тикоподобным, хореиформным и др.). Сенсорные нарушения выступают, с одной стороны, в форме элементарных расстройств восприятия— двоения предметов, жалоб на появление сетки, тумана, цветных полос, шариков перед глазами, а с другой стороны, в виде нарушений сенсорного синтеза (так называемых психосенсорных расстройств), т. е. нарушений восприятия формы, величины предметов, расстояния между ними, расстройств схемы тела. Эмоциональные нарушения выражаются немотивированными колебаниями настроения, подавленностью с оттенком тревоги, раздражительностью, недовольством, плаксивостью. Нередко отмечается монотонный, нудный плач, длящийся часами
Характерны также расстройства сна (упорная бессонница, поверхностный сон), повышенная отвлекаемость, трудности сосредоточения в связи с ослаблением активного внимания, снижение интеллектуальной продуктивности, особенно заметное в процессе школьных занятий. Всегда наблюдаются разнообразные вегетативные расстройства (гипергидроз, нарушения сосудистого тонуса, головные боли и т. п.). У подростков нередко встречаются более очерченные гипоталамические синдромы с относительно стойкими или приступообразными расстройствами. Выделяются различные варианты церебрастенического состояния: астеноадинамический, отличающийся замедленностью темпа движений, речи и мышления, заторможенностью; астеногипердинамический с двигательной расторможенностью и склонностью к гиперкинезам, чаще встречающийся у детей дошкольного и младшего школьного возраста; астеноапатический с вялостью, пассивностью, внешним безразличием к окружающему, а также астенодепрессивный, который наблюдается в случаях более затяжного течения заболевания. На фоне церебрастенического состояния часто возникают разнообразные неврозоподобные расстройства: страхи ипохондрического содержания, сенестопатйи, расстройства сна в форме сноговорений, снохождений, ночных страхов, истероформные двигательные припадки с выразительными движениями и отдельными судорогами, моносимптомные моторные и вегетативные нарушения (тики, ночной энурез).
При более длительном непрерывнорецидивирующем течении ревматического процесса, как правило, развивается психоорганический синдром с интеллектуальной недостаточностью, снижением памяти, эйфорическим фоном настроения или склонностью к дисфориям, психопатоподобными нарушениями поведения, обусловленными повышенной аффективной возбудимостью, агрессивностью,
Более редкой группой психических расстройств, свойственных преимущественно подросткам и наблюдающихся при длительном активном течении ревматизма: с периодическими обострениями чаще при наличии сформированного порока сердца являются ревматические психозы. Они могут быть условно подразделены на острые и затяжные. Острые психозы характеризуются преобладанием синдромов помрачения сознания — делириозного, делириозноонейроидного, сумеречного. Чаще расстройства сознания сочетаются
Особенно типичны Затяжные ревматические психозы нуждаются в отграничении от шизофрении. Для дифференциальной диагностики имеют значения эпизоды расстройств сознания в начале и напротяжении психоза, наличие выраженного церебрастенического фона, ярких расстройств сенсорного синтеза, склонность к явлениям вербального галлюциноза, не развернутость бредовых идей, отсутствие истинного аутизма, а также соответствующие данные неврологического обследования (гиперкинезы, изменчивые расстройства со стороны |