Сегодня 04 мая 2024
Медикус в соцсетях

Заболевания → Психопатия эпилептоидного типа у детей

 
Данный тип в основном встречается у мальчиков и имеет ряд сходных с предыдущим проявлений, в связи с чем часто рассматривается в сборной группе возбуди­мых психопатий. Однако для него характерен ряд специфиче­ских особенностей, не наблюдаемых при возбудимом типе.<?xml:namespace prefix = o ns = "urn:schemas-microsoft-com:office:office" />
Эпилептоидные личности нередко встречаются в семьях, где имеются больные эпилепсией, что наряду с наличием сходных с эпилептическими особенностями личности у психопатов-эпилептоидов явилось основанием для предположения об их генетической близости. Эпилептоидная психопатия считается неоднородной, в ней имеются две глав­ные разновидности. Одна из них характеризуется со­четанием эксплозивности, склонности к дисфориям и патоло­гического усиления влечений, являющегося часто источником асоциального поведения. Это так называемый эксплозивный вариант. Другая разновидность отличается бипо­лярным сочетанием эксплозивности с аффективной вязкостью («аффективно-аккумулятивная пропорция»). Производными аффективной вязкости считаются «гиперсоциальные» черты личности — педантизм, чрезмерная аккуратность, обстоятель­ность, преданность традициям, утрированное стремление к справедливости и порядку и т. п. (так называемые вязкие эпилептоиды).
В детском возрасте, вплоть до препубертатного периода, в структуре эпилептоидной психо­патии преобладают черты, свойственные «эксплозивным эпилептоидам», а начиная с препубертатного возраста в части случаев все более отчетливо выступают черты, характерные для «вязких эпилептоидов». Отсюда может быть сделан вы­вод о клинико-патогенетическом единстве описываемых разными авторами вариантов эпилептоидной психопатии и вто­ричном характере их клинических различий.
Основу формирования эпилептоидной психопатии состав­ляют своеобразные аномальные темперамент, сфера инстинк­тов и влечений. Аномалия темпера­мента проявляется уже в первые годы жизни ребенка напря­женным  затяжным   аффектом,    преобладанием  хмуро-недо­вольного  настроения  с  монотонной    раздражительностью  и; капризностью. Аномалия сферы инстинктов и влечений в пер­вые 2 года жизни выражается в непереносимости даже лег­кого чувства голода и жажды, бурных аффективных реакциях на любой дискомфорт, а начиная с 3—4 лет проявляется в садистическом  стремлении причинять  боль окружающим,  в первую очередь близким. С аномалией сферы инстинктов, в частности    резко повышенным  инстинктом   самосохранения, связан выраженный эгоцентризм, который становится более заметным в  школьном   возрасте.  Однако  сами  по  себе  эти отклонения недостаточны для структурирования психопатии. Формирование  ее происходит в  результате  контакта такого ребенка с окружающей средой. Ведущая роль в этом отноше­нии   принадлежит рудиментарным   психопатическим   реакци­ям,  которые впервые возникают в период первого возраст­ного  криза  и  проявляются в  озлоблении,  примитивных  аф­фективных и двигательных разрядах, агрессии и аутоагрессии (дети кусают и царапают близких, бросают в них различные предметы, бьют себя руками по голове и лицу). Источника­ми подобных реакций чаще всего являются различные ситуа­ционные моменты  (кратковременная разлука с матерью, не­выполнение требований ребенка, невкусная еда и т. п.). На­ряду с этим рудиментарные психопатические реакции могут быть вызваны другими факторами — перегреванием, охлаж­дением, чувством голода, болевым ощущением.
В отличие от здоровых детей младшего возраста, кото­рым свойственна выраженная нестойкость и изменчивость аффектов, у детей данной группы отрицательный сдвиг наст­роения, возникающий при психопатической реакции, сохра­няется длительно. Дети часами остаются напряженными, озлобленными, отказываются от еды, не выполняют распоря­жений. Нередко у них появляется субфебрильная температу­ра, головная боль, бледность лица. Иногда психопатическая реакция переходит в аффект-респираторный приступ с судорогами. Повторные и особенно длительные рудиментар­ные психопатические реакции могут вести к более или менее заметным сдвигам в характере. Дети становятся крайне разд­ражительными, злыми, упрямыми. У них часто возникают соматические нарушения: стойкие расстройства сна, аппетита, снижение веса. Все это говорит о том, что затяжные эпилептоидные психопатические реакции у детей младшего возра­ста могут вести не только к усилению и усложнению патоло­гических черт характера, но и к изменениям нервной и об­щей реактивности.
В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте основными внешними причинами возникновения рудиментар­ных психопатических реакций становятся ограничения свобо­ды действий и стремления детей к самоутверждению, подав­ление их активности и инициативы, запреты и наказания и т. п. Постепенно у них меняется характер психопатических ре­акций, в которых усиливается компонент агрессивного пове­дения, появляется жестокость, недоброжелательность к окружающим. Все это ведет к нарушениям социальной адаптации, часто делает невозможным пребывание детей в детском уч­реждении. Ухудшению ситуации способствует появление от­рицательной установки к таким детям со стороны других де­тей, воспитателей и учителей, а нередко и их родителей. По­следнее в свою очередь становится источником новых психо­патических реакций, по выходе из которых происходит дальнейшее заострение патологических черт характера. Ины­ми словами, начиная примерно с 6—7-летнего возраста у та­ких детей появляются зачатки так называемых психопатиче­ских циклов, которым, как известно, принадлежит важная роль в формировании психопатической структуры личности.
К концу младшего школьного возраста (10—11 лет) в структуре личности появляется компонент гиперсоциальности (педантизм, утрированное стремление к порядку, «борьба за справедливость»). В связи с этим происходит усложнение психопатических реакций, в которых наряду с дисфориями, аффективно-агрессивными разрядами усиливаются недобро желательность, подозрительность, возникают стремление усматривать несправедливое отношение к себе со стороны учителей, склонность к жалобам и наговорам. Подобные про­явления, способствуя созданию конфликтных ситуаций, вы­зывают повторные психопатические реакции, что ведет к за­креплению психопатических черт. Среди ситуационных воз­действий, которые вызывают в этом возрасте психопатические реакции, возрастает роль замечаний, задевающих самолюбие, невыполненных обещаний, проигрыша в игре со сверстниками и т. п. Таким образом, с возрастом в происхождении и струк­туре психопатических реакций увеличивается роль ситуационного фактора, хотя решающим все же остается фактор конституциональный.
В становлении психопатической структуры личности наря­ду с психопатическими реакциями определенная, хотя и мень­шая, роль принадлежит патохарактерологическим реакциям протеста, отказа и гиперкомпенсации, которые в большинстве случаев с самого начала являются патологическими. Наиболее часто встречающиеся ре­акции активного протеста сопровождаются выраженным аффективным разрядом (дети краснеют, дрожат, покрываются потом), затяжной дисфорией, грубыми нарушениями поведе­ния с агрессией. Определенную роль играют также реакции компенсации и гиперкомпенсации, которые наблюдаются уже в дошкольном и младшем школьном возрасте: дети видят в мечтах кровавые расправы над своими «врагами», придумы­вают наказания своим обидчикам.
К гиперкомпенсаторным реакциям, которые чаще появля­ются после 10—11 лет может, в частности, относиться псевдоаутистическое поведение, которое выражается в преходящем стремлении к уединению, отгороженности от сверстников, предпочтении за­нятий и развлечений в одиночестве (например, рыбная лов­ля), отказах от посещения школы, молчаливости. Такое по­ведение носит явно защитный характер, как бы предохраняя ребенка и подростка от новых конфликтов с окружающими. Вместе с тем утрированные формы его могут вести к усиле­нию социальной, в особенности школьной, дезадаптации.
Резкое нарушение поведения отмечается в пубертатном возрасте, что связано с учащением дисфорий, которые возни­кают спонтанно, значительным повышением влечений, а так же расширением диапазона характерологических и патохарактерологических реакций за счет не только протеста, но и реакций эмансипации и реакций, связанных с усиленным по­ловым влечением. У части подростков в связи с этим появля­ются различные формы асоциального поведения: уходы и бро­дяжничество, сексуальные эксцессы, алкоголизация, употреб­ление наркотиков. Вместе с тем у ряда подростков, чаще при ведущей этиологической роли конститу­ционально-генетического фактора и отсутствии признаков резидуально-органической недостаточности, на первый план выступают черты гиперсоциальности — педантизм, аккурат­ность, исполнительность, практицизм в житейских вопросах, большая настойчивость в достижении поставленных практи­ческих целей, которые, несмотря на сохранение аффективной возбудимости, склонности к дисфориям и вспышкам агрессии, нередко способствуют удовлетворительной социальной адап­тации подростков. Однако, гиперсоциальность таких подростков нередко являет­ся односторонней: будучи подчеркнуто «правильными» в од­ной ситуации (например, в школе, на производстве), они об­наруживают крайний эгоцентризм, деспотизм и жестокость в другой обстановке, особенно в семье.
Становле­ние эпилептоидной психопатии (а также некоторых других типов конституциональных и органических психопатий) пред­ставляет собой постепенное формирование психопатической структуры личности на основе аномальных темперамента, сферы инстинктов и влечений в результате наслоения эмоцио­нально-волевых сдвигов, вызванных цепью патологических ре­акций на ситуационные воздействия среды. Кроме того, изу­чение динамики эпилептоидной психопатии свидетельствует о том, что завершение формирования основных психопатиче­ских свойств личности возможно уже в препубертатном воз­расте (12—13 лет). Как показывают данные катамнеза, в последующие годы сложившаяся основная патологическая структура облигатных свойств лич­ности существенно не меняется, хотя под влиянием направ­ленных и ненаправленных корригирующих влияний среды возможна та или иная степень компенсации и социальной адаптации психопатической личности. В случае преимущест­венно органического генеза эпилептоидной психопатии у де­тей и подростков преобладают черты эксплозивности и аф­фективной вязкости при слабой выраженности или отсутст­вии компонента гиперсоциальности. Кроме того, отмечается невысокий уровень интеллектуальных функций. В пубертатном возрасте нарушения влечений носят более грубый ха­рактер, часто наблюдаются церебрастенические симптомы, признаки моторной недостаточности, выраженные диэнцефально-вегетативные расстройства.
 
 
О лечении и профилактике данного заболевания читайте в разделе: Психиатр