Заболевания → Реакция протеста (оппозиции) у детейРеакции протеста (оппозиции) встречаются наиболее часто и включают большую группу разнообразных форм преходящих расстройств, доведения, в основе которых лежит комплекс аффективно заряженных переживаний, имеющих особое субъективное (типа сверхценного) значение для личности: переживания обиды, ущемленного самолюбия, недовольства отношением близких и т. п. Реакции протеста всегда имеют определенную избирательность и направленность. Они появляются первоначально в той микросреде, где возникли конфликтные переживания, и направлены против тех лиц, которые, по мнению ребенка, повинны в их возникновении. Причины возникновения реакций протеста разнообразны: конфликты между родителями, равнодушное отношение их к ребенку, появление второго ребенка в семье, несправедливые или оскорбляющие самолюбие ребенка наказания, школьная неуспеваемость и т. п. В зависимости от характера нарушений поведения различают реакции активного и пассивного протеста.<?xml:namespace prefix = o ns = "urn:schemas-microsoft-com:office:office" />
Характерологические реакции активного протеста проявляются в форме непослушания, грубости, вызывающего, а иногда агрессивного поведения в ответ на различные психологические трудности (неправильные методы воспитания, устрашение, ущемление самолюбия, эмоциональная депривация, конфликтная ситуация в детском коллективе и др.). Такие формы реакций наблюдаются только в психо-травмирующей ситуации, имеют четкую направленность против определенных лиц, явившихся источником отрицательно окрашенных переживаний, относительно кратковременны и не склонны к фиксации. Чаще наблюдаются у детей с чертами эмоциональной возбудимости.
Патологические (патохарактерологические) реакции активного протеста отличаются значительно большей интенсивностью проявлений, обязательным наличием агрессивного поведения, нередко с оттенком жестокости, выраженным вегетативным компонентом (покраснение лица, потливость, тахикардия), большей длительностью периода измененного аффективного состояния ребенка, склонностью к повторению и фиксации нарушенного поведения, которое приобретает привычный характер. Они могут наблюдаться не только в отношении лиц, которые первоначально вызвали обиду или недовольство ребенка, но и против взрослых вообще, обнаруживаются в разной обстановке. У некоторых детей при большой силе аффективного разряда патологические реакции активного протеста могут сопровождаться общим двигательным возбуждением («двигательная буря») и аффективным сужением сознания. Подобные брутальные реакции свойственны в основном детям и подросткам с остаточными явлениями органического поражения головного мозга или с формирующейся психопатией.
В связи с тем что активные реакции протеста могут выражаться в жестоких поступках, в стремлении делать назло, причинять определенным лицам вред не только прямым, но и косвенным путем, т. е. посредством краж, лжи, наговоров, мучительства животных, принадлежащих этим лицам, французские авторы говорят о «псевдоперверсивном поведении», напоминающем поведение детей с нарушением влечений. В отличие от проявлений истинной патологии влечений в этих случаях неправильное поведение всегда имеет определенную направленность и осознанную установку, этим поведением ребенок или подросток как бы мстит обидчику. Оно легко подвергается обратному развитию при благоприятном для ребенка изменении ситуации. Однако ввиду относительной легкости, фиксации различных форм реагирования в детском возрасте «псевдоперверсивные формы поведения» при их многократном повторении могут закрепляться и постепенно приобретать характер истинных расстройств влечений. Развитию истинной патологии влечений на основе реакций протеста способствует наличие резидуальной церебрально-органической недостаточности и дисгармонически протекающий пубертатный период при ускоренном половом созревании.
Приводим пример патохарактерологических реакций активного протеста с псевдоперверсивными формами поведения.
Таня М., 13 лет. С раннего детства самолюбивая, обидчивая. Росла без отца, переживала это. Была рада приходу в семью отчима, называла его первое время папой. Однако отчим был резок с девочкой, оказывая явное предпочтение родному сыну. Девочка замкнулась, стала раздражительной, не подчинялась отчиму, с вызовом заявила: «Вы мне никто!». Постоянно подчеркивала, что она не его дочь, перестала разговаривать с ним, старалась навредить ему, например пачкала ванну, когда тот собирался мыться, постоянно старалась вывести из себя сына отчима. Враждебно встретила рождение младшей сестры, никогда не подходила и не играла с ней. Со временем стала резкой с матерью, бабушкой и теткой, часто противоречила им, несколько раз побила 5-летнего двоюродного брата. Ухудшилось поведение в школе, могла резко ответить учителю, при замечаниях педагогов уходила из класса. Снизилась успеваемость. Иногда после ссоры подолгу не возвращалась домой. Ухудшился сон, вскрикивала, разговаривала во сне. Часто плакала.
К реакциям пассивного протеста обычно относят отказ от еды, уходы из дома, мутизм, суицидальные попытки, а также ряд нарушений соматовегетативных функций, особенно рвоты, энурез и энкопрез. Наблюдения свидетельствуют о том, что эта группа реакций неоднородна по механизмам возникновения и клиническому положению. Прежде всего представляется более правильным относить соматовегетативные нарушения и элективный мутизм к патологическим (патохарактерологическим), а не психологическим (характерологическим) реакциям, так как вряд ли можно считать непатологическим более или менее длительное нарушение функций той или иной системы организма. Таким образом, в качестве психологических реакций могут, вероятно, выступать только такие реакции пассивного протеста, как эпизодические уходы, отказы от еды (без первичного изменения аппетита) и некоторые суицидальные попытки у детей и подростков.
Изучение реакций пассивного протеста с несомненностью свидетельствует о том, что значительная часть их должна быть расценена не как истинные реакции протеста, основанные на сверхценных переживаниях (обида, ущемленное самолюбие, страх, желание отомстить), а как примитивные истерические реакции, закрепившиеся в связи с их «условной желательностью» как средство освобождения от трудной для ребенка ситуации. Такой механизм, по-видимому, лежит в основе «реакций протеста», протекающих в виде повторных рвот, энуреза, аффект-респираторных приступов, некоторых вариантов элективного мутизма в младшем детском возрасте, а также в части случаев суицидальных попыток (особенно с элементом демонстративности). В группу реакций пассивного протеста нередко также неправильно включаются психологические реакции негативизма у детей в период первого возрастного криза. Помимо этого, за реакции протеста могут быть ошибочно приняты некоторые соматовегетативные нарушения (например, анорексия с отказом от еды) при депрессивных состояниях разного генеза.
В тех случаях, когда речь идет об истинной реакции пассивного протеста, проявления ее никогда не ограничиваются перечисленными выше нарушениями, а всегда включают и изменения поведения, а главное — характера отношения ребенка или подростка к окружающим. Сюда относятся проявления недовольства, обиды, замаскированной враждебности по отношению к тому или иному из близких, утрата с ним прежнего эмоционального контакта, нередко появление необщительности, капризности. Эти изменения поведения, если они выражены нерезко, могут легко остаться незамеченными, тогда как связанные с ними более выраженные соматовегетативные нарушения, уходы и т.п. расцениваются как единственное проявление реакции протеста.
Среди реакций пассивного протеста наиболее важное практическое значение имеют мутизм, уходы и суицидальное поведение. Мутизм чаще проявляется в форме элективного (избирательного) мутизма, значительно реже встречаются случаи тотального мутизма. Этот вид реакции пассивного протеста встречается преимущественно у детей дошкольного и младшего школьного возраста (примерно моложе 9 лет). У девочек он наблюдается вдвое чаще, чем у мальчиков. Факторами, способствующими возникновению мутизма, является наличие недостаточности речевой функции, резидуальной церебрально-органической недостаточности, а также черт тормозимости в характере.
Элективный мутизм проявляется в том, что ребенок не пользуется речью и даже активно отказывается от речевого общения с лицами, вызвавшими психотравмирующие переживания (например, с кем-либо из родителей, с воспитательницей в детском саду, с учителем в школе и т.д.), а также нередко со всеми окружающими, прежде всего взрослыми, в определенной ситуации (в детском саду, школе). В то же время с другими лицами, особенно со сверстниками, а также в обстановке, которая не травмирует ребенка, у него сохраняется речевое общение. При более редком тотальном мутизме ребенок вообще не пользуется речью, хотя все формы неречевого общения у него сохраняются (в отличие от мутизма при шизофрении). Как полагают некоторые авторы, в основе психогенного мутизма у детей лежит механизм регрессии на более ранний онтогенетический уровень развития речи.
Мутизм может быть относительно кратковременным и затяжным (сохраняющимся до 2—3 лет и более). В последнем случае, происходит патологическое формирование личности с развитием и усилением черт тормозимости, истероидности и псевдошизоидных изменений личности.
Относительно распространенной формой реакций пассивного протеста являются уходы, которые встречаются преимущественно у мальчиков школьного (особенно препубертатного) возраста. Реакция протеста в этом случае возникает в ответ на ссору родителей, физическое наказание, резкое замечание педагога и т. п. Чаще отмечаются уходы из дома, реже — из школы, интерната. Уходы в этом случае имеют реактивно-сверхценный характер. В основе их лежат сверхценные переживания обиды, ущемленного самолюбия, желание отомстить, наказать обидчиков. Сохранение психотравмирующей ситуации, неправильный подход родителей с применением наказаний за уходы сравнительно часто ведут к повторным уходам. Со временем происходит своеобразная «фиксация стереотипа поведения», связанного с уходом, в результате чего уходы становятся привычными и возникают нередко по незначительному поводу. Такой неблагоприятной динамике способствует наличие акцентуированных черт характера, резидуальной церебрально-органической недостаточности, дисгармонично протекающего пубертатного периода.
Наконец, в более редких случаях к привычным уходам присоединяется компонент влечения, в связи с чем уходы могут приобретать неодолимый характер. Как правило, такой исход наблюдается у детей и подростков с более выраженными резидуально-органическими психическими нарушениями или наличием психопатических черт характера. Фиксированные привычные уходы нередко становятся источником, с одной стороны, патохарактерологического формирования личности, а с другой — микросоциально-педагогической запущенности с асоциальным поведением.
Реже в качестве реакции пассивного протеста возникает суицидальное поведение. По данным литературы, оно встречается в основном в препубертатном и пубертатном возрасте. В основе суицидального поведения лежит комплекс заряженных сильным аффектом (фактически сверхценных) переживаний обиды, острого недовольства окружающими и самим собой, стремление отомстить, наказать лиц, повинных в этих переживаниях. Нередко эти переживания сопровождаются яркими образами фантазии, в которых дети представляют себя умершими, «видят» раскаивающихся родителей, педагогов и т.д. Чаще всего суицидальное поведение бывает вызвано незаслуженным наказанием, унизительным замечанием, иногда получением плохой оценки. Таким образом, имеет место явное несоответствие между внешним поводом и поведением ребенка или подростка. Неадекватность суицидального поведения вызвавшему его обстоятельству отчасти связана с отсутствием у ребенка представления в том, что такое смерть.
Реакция проявляется либо только в мыслях и представлениях, либо также в совершении суицидальной попытки. В последнем случае у девочек преобладают попытки отравления с помощью различных медикаментов, растворителей, средств для борьбы с насекомыми и т. п. У мальчиков встречаются также попытки к самоповешению. Решение покончить с собой заранее не обдумывается, возникая в большинстве случаев по механизму «короткого замыкания». Выбор средств для реализации суицидальной попытки часто имеет случайный характер и во многом зависит от обстановки. В большинстве случаев суицидальные попытки не завершаются летальным исходом; в случаях отравления иногда в течение нескольких дней отмечаются явления интоксикации.
В отличие от истерических реакций с демонстративным суицидальным поведением при суицидальных попытках как выражении реакции протеста отсутствует компонент демонстративности, дети и подростки совершают попытку в одиночестве. При истерических демонстративных суицидальных попытках, кроме того, нередко имеют место определенные излюбленные способы «самоубийства» — нанесение себе порезов в области запястья, на коже груди. После суицидальной попытки при реакции протеста дети и подростки стыдятся своего поведения, стараются скрыть поступок, тогда как при истерической реакции они, напротив, нередко афишируют его, стремясь привлечь к себе этим внимание и сочувствие окружающих. Проблема суицидального поведения у детей и подростков изучена недостаточно. Причины, мотивация суицидальных попыток, их катамкез исследованы мало. Однако, по мнению ряда психиатров, изучавших данный вопрос, суицидальное поведение в детском возрасте (примерно до 15 лет) очень редко бывает связано с серьезными психическими заболеваниями и реактивной депрессией. В подавляющем большинстве случаев речь идет о ситуационных реакциях, включая в первую очередь реакции протеста. Особенно частым источником последних в случаях суицидального поведения являются нарушенные внутрисемейные взаимоотношения. У старших подростков (начиная с 15 лет) роль более выраженных психических расстройств, прежде всего депрессивных состояний, в происхождении суицидального поведения несколько возрастает.
Суициды наблюдаются у детей в основном в возрасте старше 10 лет; на более младший возраст приходится лишь 2,5% от общего числа суицидов у детей. В детском возрасте суицидальное поведение чаще встречается у мальчиков, в подростковом — у девочек. Большинство зарубежных психиатров подчеркивают важность дальнейшей разработки данной проблемы не только в связи с возможностью летального исхода в результате суицидальной попытки, но также и учитывая отмеченную в зарубежной литературе тенденцию к росту числа суицидальных попыток среди детей и подростков в капиталистических странах. В частности, в ФРГ с 1950 по 1970 г. число зарегистрированных суицидов и суицидальных попыток среди детей и подростков возросло вдвое. В последние годы в ФРГ суициды стоят на втором месте среди причин смерти подростков и молодых людей в возрасте от 15 до 25 лет и на десятом месте среди причин детской смертности.
Проявлением пассивного протеста может быть отказ от выполнения тех или иных требований, предъявляемых к ребенку. Так, при затруднениях в учебе ребенок может отказываться от посещений школы, от ответов в классе, от приготовления заданий («назло» родителям или учителям). Иногда в подобных случаях возникают ошибочные предположения о наличии умственной отсталости. При ошибках воспитания наблюдается отказ от выполнения требований родителей. У детей раннего и дошкольного возраста это может проявляться в ферме отказа от еды (например, в связи с незнакомой или малоприятной пищей, началом прикорма, перекармливанием ребенка и т.п.). В этом случае в отличие от невротической анорексии нет снижения или отсутствия аппетита, т. е. речь идет о своеобразном «аноректическом поведении», а не об истинной анорексии. У детей раннего и преддошкольного возраста нередко встречается отказ от посещения детского сада. Это обычно наблюдается при избалованности ребенка, неправильном воспитании его по типу «кумира семьи». Вначале, в период адаптации к детскому учреждению, подобные отказы эпизодичны, психологически понятны. Однако у некоторых детей они фиксируются, сопровождаются выраженными нарушениями поведения (капризность, негативизм) и соматовегетативными расстройствами (рвоты, нарушения сна и т.п.), т.е. приобретают свойства патохарактерологических реакций.
Ведущими проявлениями пассивного протеста у детей дошкольного возраста могут быть также нарушения навыков опрятности — энурез и энкопрез, при которых в отличие от сходных невротических расстройств обязательно присутствуют общие нарушения поведения в виде негативизма, отказа от выполнения требований, недовольства.
Характер реакций протеста определяется личностными особенностями ребенка и подростка и возрастным периодом. У детей стеничных, упрямых, аффективно возбудимых, как правило, возникают реакции активного протеста, тогда как у детей робких, неуверенных в себе, инфантильных, а также соматически ослабленных преобладают реакции пассивного протеста. Особенно велика склонность к реакциям протеста в пубертатном периоде, что, вероятно, связано не только с нарушением личностного равновесия, но и с присущей подросткам тенденцией к возникновению сверхценных переживаний.
|