Сегодня 12 октября 2024
Медикус в соцсетях

Положение о правилах отбора проб на обнаружение алкоголя, наркотических средств, психотропных и других токсических веществ, вызывающих состояние одурманивания, в лечебно-профилактических учреждениях Комитета здравоохранения Москвы

1. Общая часть
Настоящее положение распространяется на лечебно- профилактические учреждения, в которых может возникнуть необходимость диагностики факта употребления наркотических средств и психотропных веществ, а в определенных случаях и алкоголя. Освидетельствование на наличие алкогольного или наркотического опьянения, как правило, производится в кабинетах экспертизы опьянения или в приемных отделениях медицинских учреждений.
2. Документирование пробы освидетельствуемого.
2.1. Основным учетным документом кабинета, осуществляющего экспертизу опьянения, а также отбор биологических проб для химико-токсикологического исследования, является Рабочий журнал кабинета экспертизы опьянения. Рабочий журнал заполняется и ведется по установленной форме (Приложения 14, 15 к приказу МЗ РФ от 05.10.98 г. N 289). Срок хранения журнала — 5 лет.
2.2. Сопроводительная документация;
— Направление на химико-токсикологическое исследование (Приложение 6 к приказу МЗ РФ от 05.10.98 г. N 289):
— Справка о доставке проб на химико-токсикологическое исследование (Приложение к приказу МЗ РФ от 05.10.98 г. N 289).
Заполняются по установленным формам и передаются в химико- токсикологическую лабораторию (ХТЛ) вместе с пробами.
2.2.1. Направление на химико-токсикологическое исследование остается в ХТЛ и является документом, на основании которого ХТЛ проводит химико-токсикологический анализ и выдает результаты о содержании или отсутствии наркотических средств, психотропных или других токсических веществ в пробе представителям лечебно- профилактических учреждений. Направление на химико- токсикологическое исследование подписывает дежурный врач и медсестра (фельдшер), производившие отбор проб: направление хранится в ХТЛ в течение 1−го месяца.
2.2.2. Справка о доставке проб на химико-токсикологическое исследование выдается лицу, осуществляющему транспортировку образцов и документации в ХТЛ, и служит документом, удостоверяющим полномочия лица на доставку, а также содержит сведения об отправке и получении образца. Справка составляется в двух экземплярах, первый экземпляр остается в ХТЛ, второй экземпляр заверяется штампом ХТЛ и возвращается в кабинет экспертизы опьянения.
В случае, когда ХТЛ и кабинет экспертизы опьянения территориально располагаются в одном здании (одном больничном комплексе) лечебного учреждения, передача проб осуществляется по журналу.
 <?xml:namespace prefix = o ns = "urn:schemas-microsoft-com:office:office" />
3. Правила отбора биологических проб (кровь, моча) для
химико-токсикологического исследования ни наличие алкоголя
и других токсических веществ, вызывающих одурманивание
3.1. Кровь отбирается из поверхностной вены через иглу самотеком в сухой пенициллиновый флакон, содержащий раствор гепарина (3-5 капель на каждые 10 мл крови). Флакон закрывается стандартной резиновой пробкой, которую фиксируют алюминиевым колпачком. Содержимое флакона сразу же перемешивают. Для химико-токсикологического исследования необходимо не менее 10 мл крови, для исследования только на наличие алкоголя достаточно 2-3 мл крови.
3.2. Моча отбирается в чистый сухой флакон в количестве не менее 10 мл. При исследовании только на алкоголь достаточно 2-5 мл мочи, которую помещают во флакон из-под пенициллина. Флакон закрывается стандартной резиновой пробкой, которую фиксируют алюминиевым колпачком.
3.3. Исследование на наличия алкоголя проводится в течение 1 часа после получения биологических проб. Допускается хранение пробы при условии асептического отбора в холодильнике при температуре 0°С не более суток.
4. Правила отбора проб мочи для химико- токсикологического исследования на наличие наркотических средств и психотропных веществ
 
4.1. Процедура отбора пробы проводится под наблюдением персонала для предупреждения замены или порчи пробы.
4.2. Проба мочи собирается в прозрачный стеклянный широкогорлый градуированный сосуд объемом 200-500 мл. Объем пробы должен быть не менее 100 мл.
4.3. После завершения процедуры освидетельствуемый передает сосуд с пробой персоналу.
 
5. Правила отбора потожировых выделений для химико-токсикологического исследования на наличие наркотических средств и психотропных веществ.
 
5.1. Отбор образцов потожировых выделений на руках и других участках тела.
Отбор образцов производится ватным тампоном, смоченным спиртом. Вес тампона должен составлять 400-500 мг при расходе этанола до 1 мл. Данным тампоном тщательно протираются поверхности рук и лица (главным образом вокруг рта), после чего тампон высушивается на воздухе. Во избежание взаимопередачи исследуемых веществ с одного тампона на другой, каждый из них упаковывают в отдельные пенициллиновые флаконы, имеющие соответствующую маркировку. Все полученные флаконы с образцами помещают в один общий конверт, который опечатывают.
 
6. Подготовка образцов и документов к транспортировке в ХТЛ.
6.1. Сосуды с пробой закрываются герметически сначала резиновой (или другой) пробкой и затем закатываются или опечатываются.
6.2. Для маркировки сосудов используют лейкопластырь. Надпись на лейкопластыре содержит Ф.И.О. испытуемого, N истории болезни. Допускается использование современных надежных средств для опечатывания.
6.3. После завершения подготовки пробы к транспортировке обследуемому предлагают расписаться в Рабочем журнале, после чего он может покинуть помещение кабинета экспертизы опьянения.
6.4. В случае, если обследуемый не согласен с правильностью произведенного отбора пробы, он имеет право:
а) оставить запись в Рабочем журнале;
б) потребовать повторного взятия пробы (безотлагательно);
в) сделать заявление в вышестоящие органы.
6.5. Образцы могут быть поставлены на временное (не более суток) хранение при температуре 0 +2°С для формирования партии образцов или тотчас отправлены в ХТЛ. В Рабочем журнале делается соответствующая запись.
 
7. Транспортировка образцов и документов.
7.1. Транспортировку образцов проб с направлениями на химико- токсикологическое исследование осуществляет лицо, на имя которого составлена справка о доставке.
7.2. Независимо от степени удаленности ХТЛ от кабинета экспертизы опьянения транспортировка образцов осуществляется в контейнере-ящике, который вмещает достаточное количество образцов.
 
8. Передача образцов и документации в ХТЛ.
 
8.1. При получении образцов проб в ХТЛ производят наружный осмотр. 8.2. Доставленные образцы проб принимает заведующий ХТЛ или ответственное лицо. Проверяется соответствие записей на флаконах и направлениях. Образцы проб передают персоналу ХТЛ для анализа.
8.3. Все сведения по приемке образцов регистрируются в Журнале регистрации результатов химико-токсикологических исследований ХТЛ.
 
9. Хранение контрольных образцов.
Образцы ставят на хранение в холодильные шкафы (при температуре минус 18°С). Срок хранения контрольного образца - 1 месяц со дня поступления в ХТЛ. Если в течение этого срока отсутствовала необходимость в повторном химико- токсикологическом исследовании, то по истечении 1-го месяца образец уничтожают.
 
Главный психиатр и нарколог В.Н.Козырев
Главный токсиколог Ю.Н.Остапенко