Сегодня 26 апреля 2024
25 марта 2021

Создано антитело, которое может опережать мутации коронавируса

Новое антитело (CoV-X2), которое может осуществить двойную атаку на вирус SARS-CoV-2 путем связывания с двумя разными сайтами на шиповом белке, начинает испытания на людях, что дает надежду на терапию антителами, которая сможет поддерживать свою эффективность даже против новых вариантов коронавируса.

Вирус постоянно мутирует. Опережать эволюционную игру — ключ к борьбе с инфекционным вирусом, особенно с таким, как коронавирус SARS-CoV-2 , генетический материал которого закодирован в РНК, а не в более стабильной ДНК. Даже малейшее изменение в его поверхностных белках-шипах может сделать его неузнаваемым для иммунной системы хозяина, а это означает, что лекарство, которое эффективно против исходного вируса, может иметь незначительное влияние на его преемников.

Многие группы вкладывают деньги в коктейли из антител для лечения симптомов инфекции COVID-19. «Идея состоит в том, что одно антитело в коктейле будет связываться с определенным белком-шипом вируса, а другое антитело — с другим», — сказал профессор Цян Пан-Хаммарстрём из Каролинского института Швеции. «Таким образом, коктейль по-прежнему работает, даже если один из белков-шипов мутирует».

Однако международный проект, известный как ATAC, использует радикально иной подход. Его исследователи разработали одно антитело, которое может организовать двойную атаку на коронавирус, а не два антитела, работающих в тандеме. «Биспецифическое» антитело группы связывается с двумя отдельными сайтами на белке-шипе на поверхности вируса, поэтому остается активным, даже если один из двух сайтов претерпевает значительную мутацию.

Эксперименты — как in vitro, так и на животных моделях — показывают, что это антитело хорошо связывается со всеми вариантами вируса, утверждают ученые.

Антитело ATAC (CoV-X2) было создано командой из двух мощных кандидатов в моноклональные антитела, полученных от человека, выбранных из короткого списка из более чем 100 антител. Сейчас модель готовится к 1 фазе клинических испытаний, в ходе которых будет протестирована на здоровых добровольцах. Испытания пройдут в начале лета в Италии, где произошла первая жестокая вспышка COVID-19 в Европе. Если они пройдут успешно, то устойчивое к вариантам антитело может появиться на рынке в течение шести-восьми месяцев.

Документ с описанием результатов работы группы ученых  АTAC были опубликованы в научном журнале Nature.