Сегодня 20 апреля 2024
02 мая 2023

Разработан сканер мозга, который может читать мысли

Звучит завораживающе и пугающе одновременно: исследователи сканируют мозг человека и могут сделать выводы о его мыслях. Однако сомнительно, что это скоро пригодится на практике.

С помощью сканеров мозга и искусственного интеллекта американские исследователи смогли приблизительно уловить определенные типы мыслей у добровольцев. Разработанный ими декодер смог использовать так называемые фМРТ-изображения в определенных экспериментальных ситуациях, чтобы примерно воспроизвести то, что происходило в уме участников, как пишет команда ученых в журнале «Nature Neuroscience».

Исследователи надеются, что этот интерфейс мозг-компьютер, не требующий хирургического вмешательства, однажды сможет помочь людям, потерявшим способность говорить, например, в результате инсульта. Однако авторы исследования из Техасского университета подчеркивают, что их технологию нельзя использовать для тайного считывания мыслей.

Интерфейсы мозг-компьютер (BCI) основаны на принципе чтения человеческих мыслей через технические схемы, их обработки и перевода в движение или язык. Таким образом, парализованные люди могли использовать контроль над разумом для управления экзоскелетом, а люди с «заапертого человеека» могли общаться со своим внешним миром. Однако многие из соответствующих систем, которые в настоящее время исследуются, требуют хирургической имплантации электродов.

В новом подходе компьютер формирует слова и предложения на основе активности мозга. Исследователи обучили этот декодер речи, заставив трех испытуемых слушать истории в течение 16 часов, пока они лежали в функциональном магнитно-резонансном томографе (фМРТ). С помощью такой фМРТ можно сделать видимыми изменения кровотока в областях мозга, которые, в свою очередь, являются индикатором активности нейронов.

На следующем этапе испытуемые слушали новые истории, пока их мозг снова исследовали в трубке фМРТ. Ранее обученный декодер речи теперь мог создавать последовательности слов из данных фМРТ, которые, по словам исследователей, воспроизводили содержание услышанного и в основном правильно. Система не переводила информацию, записанную на фМРТ, в отдельные слова. Скорее, она использовала связи, выявленные при обучении и искусственном интеллекте (ИИ), чтобы сопоставить измеренную активность мозга с наиболее вероятными фразами в новых историях.