Сегодня 25 октября 2020
Медикус в соцсетях
 
Задать вопрос

ЗАДАТЬ ВОПРОС РЕДАКТОРУ РАЗДЕЛА (ответ в течение нескольких дней)

Представьтесь:
E-mail:
Не публикуется
служит для обратной связи
Антиспам - не удалять!
Ваш вопрос:
Получать ответы и новости раздела
01 марта 2004 13:35   |   Гун Е.Г. – Компьютер: как сохранить зрение. Москва. 2003.

Тени голубого экрана

 
Едва ли не все блестящие научно-технические достижения XX века, приумножающие наше могущество, несовместимы с «био» и сопровождаются насилием над личностью. Изобретение новых современных технологий позволяют превращать в зомби любого человека, сидящего перед монитором. Собственно, ниче­го фантастического в технологиях, воздействующих на психику и здоровье человека, нет. Не вызывает сомнения, что на психику человека можно воздействовать помимо воли самого человека. Мысль банальная, но коль скоро это так, то ради сохранения на­шего будущего любая эпохальная проблема инженерной мысли требует разработки мер, компенсирующих отрицательное влия­ние этой победы. Вся используемая в настоящее время электрон­но-вычислительная техника с ее миллионами «персоналок» фак­тически уже подчинила себе все стороны нашей жизни.
Сегодня мы вправе говорить о кризисе в обществе, но, преж­де всего, о кризисе в семье. В древности центром семьи был очаг, затем стол, за которым собирались домочадцы после трудового дня. В последующем во многих наших семьях воца­рился телевизор, и живое общение родственных душ замени­лось общением людей с призраками и тенями экрана.
Дом стал проходным двором. Телевизор сорвал двери с на­ших квартир. К нам приходят теперь толпы людей. Пришель­цы со всех планет, созданные фантастами, влетают без стука и спроса, врываются ковбои и гангстеры, приходят люди, с кото­рыми мы не хотели бы иметь ничего общего. Ведь с помощью словесных «мыслеформ» человек создает… свой генетический аппарат. «Генетическому аппарату далеко небезразлично, о чем вы думаете, говорите, читаете…  Причем ДНК не разбирает, общаетесь ли Вы с живым человеком или героем телесериала — и тот и другой влияют на вашу наследственность. Любое произнесенное слово — это не что иное, как волновая генетическая программа, которая меняет вашу жизнь».
Многое что называется телевизором и системой «Интернет», наряду с положительными для прогресса человечества моментами, отрицательно сказывается на здоровье общества.
Ведь социальность вообще — вещь привнесенная, неесте­ственная для человека. Телевизор создал новый тип человека — с истощенной от непрерывного зрелища (как от непрерывного пьянства) нервной системой, человека душевного распада, ко­торый не может поставить границы и фильтр внешней инфор­мации и усваивает ее, так сказать, в сыром виде — не крити­чески, с одной низшей механической памятью. Смысловая па­мять при этом притупляется, творческие силы ослабляются.
Нельзя забывать и об «эффекте 25−го кадра». Недавно мы стали свидетелями трагедии, разыгравшейся в Японии, где после просмотра мультфильмов «с начинкой» десятки людей оказались в психбольнице. Чередование ярких красных вспы­шек приводило к тому, что дети теряли аппетит, становились замкнутыми, раздражительными, некоторые попали в боль­ницу с диагнозом «нервное истощение». Этот мультик был сделан на компьютере. Эффект «25−го кадра» заключается в том, что кинопленка движется со скоростью 24 кадра в секун­ду, которые мы видим осознанно, то есть понимаем, что ви­дим. Если после каждого 24−го кадра вставить дополнитель­ный 25−й с определенной текстовой информацией, то этот кадр мы видеть не будем, но информация, заключенная в нем, идет сразу в «подкорку» гловного мозга, минуя сознание. Неудивительно, что эта методика влияния на поведение человека была засекречена в ЦРУ и КГБ. Телевизор (при бессистемном пассивном просмотре телепе­редач), учит людей жестокости; это касается не только картин убийства и насилия. Переживания человека у телевизора настоль­ко интенсивны и остры, что эмоционально опустошают его, и он в повседневной жизни становится безучастным, холодным, отчуж­денным. Особенно губительно действуют картины насилия и секса на детей. По мнению социологов, телевидение сейчас является одним из главных воспитателей современной молодежи. Эффект этого воспитания очевиден. Предвидим возражения, что иные телевизионные программы чисты и нравственны, но посмотрите на лица сидящих у телевизора подростков. Что вызывает у них наибольший интерес — мораль или гангстеры и секс? Да и в количественном выражении второго намного больше. Если зер­на цветов и сорняков смешать вместе и бросить в землю, то мож­но быть уверенным, что сорняк заглушит цветы. У телевизора вырастает человек с подавленной духовностью. Каковы послед­ствия для здоровья ребенка от бессистемного и пассивного просмотра телепередач?
Дети, сидящие перед телевизором, подобны растениям не только внешне, но и по существу. Они действительно впа­дают в состояние, похожее на транс, когда скорость метаболиз­ма (сжигание колорий организмом) снижается на 16 % по срав­нению с той, которая соответствует нормальному отдыху (ког­да ребенок просто сидит и ничего не делает), а по сравнению с активным состоянием падает еще ниже.
У ребенка формируется неадекватная физическая, ин­теллектуальная и социальная активность. Когда телеви­зор включен, дети, как правило, перестают двигаться, играть, рассматривать книжки или слушать чтение, рисовать, лепить или упражнять свои мозг и тело каким-нибудь другим спосо­бом. Чрезмерное увлечение телевизором мешает малышу ов­ладевать необходимыми навыками. Хронические телезрители становятся зависимыми от экрана и способны получать сти­мул и удовольствие только от него.
Заболевания зрения и общая утомляемость. Наблюде­ния показывают, что после 60 минут непрерывного просмотра телевизионных передач у детей наступает заметное ухудше­ние оптической хронаксии, остроты зрения. Признаки утом­ления выражаются также в частой смене положения тела, по­тягиваниях, отвлечения.
Телевизор способствует развитию ожирения. Как пока­зывает исследование, телевизор является одной из причин того, что в последние 20 лет количество детей, страдающих ожирени­ем, увеличилось на 50 %. Дети, привыкшие смотреть телепере­дачи, поглощают больше калорий (обычно они жуют что-нибудь, глядя на экран, а под влиянием рекламы начинают есть не то, что следовало бы), а сжигают меньше (потому что мало двигаются).
Изменяется уровень холестерина в крови. Передозиров­ка телевизором не только ведет к ожирению, но и увеличению холестерина в крови. Это связано с неподвижностью и упот­реблением вредной для сердца пищи, которая поглощается во время просмотра телепередач, особенно, если родители не сле­дят за содержанием жиров в продуктах.
Стимулируется агрессивное поведение и увеличивает­ся количество страхов. Сцены насилия в фильмах стимули­руют агрессивное поведение детей. То, что показывают по те­левизору, для ребенка так же реально, как и то, что происхо­дит в его комнате или на игровой площадке. Фантазии пугают малышей, поскольку они склонны воспринимать все, что слы­шат и видят, буквально. Даже если малыш не выглядит испу­ганным, когда смотрит фильм ужасов, ночные кошмары могут быть связаны именно с этим фильмом.
Возникают сомнительные ценности. Очень немногие дет­ские программы дают представление об истинных ценностях: доброте, честности, терпении и готовности делиться. Большин­ство программ передают негативный опыт, и дети усваивают, что насилие или ложь позволяют получить то, что хочется, а обладание вещами делает его важным и популярным. Появляется неспособность справляться с обстоятель­ствами. Малыш скучает, капризничает, расстроен? Некото­рые родители справляются с этим просто: щелкают кнопкой телевизора. Специалисты предрекают, что дети, родители ко­торых используют, таким образом, телевизор, вырастут неспо­собными справиться с обычными жизненными неприятностя­ми. Вместо того чтобы решить проблему или определить ис­точник трудностей, они будут склонны искать простые решения ' и даже развивать в себе вредные привычки.
 
При злоупотреблении телевизором отмечается:
 
• Задержка интеллектуального развития. Дети, пристра­стившиеся к телевизору, показывают низкие результаты при проверке умения читать и в среднем хуже успевают в школе, чем те, которые смотрят телевизор умеренно. Причин здесь несколько: мало времени и желания остается для чтения и уче­бы, завышенные ожидания (технические спецэффекты обу­чающих программ превращают детей в пассивных учащихся, не способных сосредоточиться, когда оказывается, что обуче­ние в школе не такое легкое и быстрое, как по телевизору). Телевизор мешает малышам подружиться с книгами, а это задерживает их интеллектуальное развитие.
• Пониженная способность к воображению и творчеству. Чтение побуждает представлять себе сцены, действия и т. д. Телевизор же сам дает готовую картинку, не оставляя простран­ства для воображения. За редкими исключениями, телепереда­чи не ставят перед детьми задачу выступить с собственными идеями и не развивают у них творческое начало.
• Неумение играть самостоятельно. Дети, которые очень много смотрят телевизор, не могут занять себя сами, да и не хотят этого делать, поскольку любая игра требует мыслей и воображения.
• Ослабление семейных и социальных связей. Семьи, где телевизор работает круглые сутки, постепенно начинает рас­падаться. Поскольку постоянно кто-нибудь сидит в трансе перед телевизором, членам семьи труднее общаться друг с другом, делиться мыслями и чувствами.
Хотелось бы особо подчеркнуть, что чрезмерное увлече­ние телевизором и компьютерными играми может стать при­чиной тяжелых последствий: развивается повышенная возбу­димость у школьников, снижается успеваемость, ребенок ста­новится капризным, неуправляемым.
Может быть, детей следует лишить телевизора? Вероятно, нет, и по многим причинам.
 
У телепередач есть свои положительные стороны.
 
• Образовательная ценность. Если смотреть их с умом, они могут стать ценным инструментом познания, хотя в этой роли редко достигают своего полного потенциала.
• Давление сверстников. Винни-Пух, Айболит для ма­лышей — часть их повседневной жизни, ребенок, который с ними незнаком, чувствует себя выключенным из общества.
• Удобство. Деловые родители часто обращаются к помо­щи электронной «няньки», чтобы занять ребенка, пока гото­вят обед, просматривают почту или стирают. Когда идет лю­бимый фильм, уже не приходится забавлять ребенка, нахо­дить ему дело или выслушивать его проблемы.
• Спокойствие. Нет более надежного способа установить мир в семье (при условии, что все согласны смотреть одну и ту же программу), чем усадить ребенка перед телевизором.
• Используйте телевизор для развития наблюдательности («Что этот мальчик сейчас сделал?»), творчества («Посмот­рим, удастся ли нам сделать из бумаги такую же куклу, какая была в передаче?»), умения анализировать («Как ты дума­ешь, почему девочка так сказала? Это было хорошо?»).
 
Несмотря на все недостатки, телевизор открывает доступ в чудесную страну, где ребенок может увидеть и услышать то, что больше нигде не найдет. Волшебный ящик уносит детей в далекие уголки мира, показывает им прошлое и будущее, зна­комит с искусством и науками.

Поделиться:




Комментарии
Смотри также
10 марта 2004  |  15:03
Отчего возникают «мушки» перед глазами?
Это плавающие перед глазами частички, обычно черного или темного цвета, хотя иногда они могут иметь вид белых пузырьков, а в редких случаях окрашиваться во все цвета радуги. Они довольно быстро мелькают перед глазами, обычно перемещаясь по кривой траектории, и всегда, как кажется, находятся вне точки фиксации.
20 февраля 2004  |  11:02
Лечение глаз комнатными и огородными растениями
Ячмень - срезать один лист алоэ, обмыть в чистой воде. Когда лист подсохнет, отжать из него сок и развести кипяченой охлажденной водой (на 1 часть сока алоэ — 10 частей воды). Применяется в виде примочек на больной глаз.
18 февраля 2004  |  10:02
Конъюнктива — слизистая оболочка глаза
Глазное яблоко — драгоценный оптический прибор. Он уютно расположился в орбите и с боковых сторон защищен ее костными стенками. Для дополнительной защиты глаза, обеспечения его подвижности и нормальной работы существует вспомогательный аппарат паза, к которому относятся слезные органы, мышцы, веки и конъюнктива.
06 февраля 2004  |  10:02
Лечение глаз злаковыми культурами
Не вдаваясь в суть механизма исцеляющего воздействия, а опираясь исключительно на результат, многие народности увидели в процессе хлебопечения не только способ получения питательного продукта, но и метод восстановления здоровья.
02 февраля 2004  |  10:02
Конъюнктивит в вопросах и ответах
Придя из школы, Ваня пожаловался бабушке на слезотечение и неприятные ощущения в глазах: «Как будто попал песок». Веки у мальчика были слегка отечные, а глаза — красные. Он все время протирал их носовым платком. Ваня не мог готовить уроки из-за боли в глазах, плохо ел и капризничал