Сегодня 19 апреля 2024
Медикус в соцсетях
 
Задать вопрос

ЗАДАТЬ ВОПРОС РЕДАКТОРУ РАЗДЕЛА (ответ в течение нескольких дней)

Представьтесь:
E-mail:
Не публикуется
служит для обратной связи
Антиспам - не удалять!
Ваш вопрос:
Получать ответы и новости раздела
19 ноября 2003 09:16   |   Ягодка П.Н. – Жизнь в мире неведомого.

Психическое здоровье

 
«Давид» Микеланджело
Человеческое тело издавна поражало воображение художников и скульпторов не только своей сложностью, но и непостижимой рациональностью, гармонией, красо­той. Трудно противопоставить что-либо более совершен­ное этому неповторимому созданию природы. И до сих пор гимном человеку остаются бессмертные творения древних греков и римлян, скульптуры Микеланджело; не менее прекрасен человек и в произведениях мастеров позднего времени.
Но если легко отдать дань восхищения физическому совершенству и здоровью человека, значение которых трудно переоценить, то перед управляющим его жизнью органом — перед мозгом — самый пытливый ум все еще останавливается как перед таинственной загадкой. И до сих пор до конца не понятой остается вся сложность деятельности мозга, без которого человек не мог бы стать человеком.
Насколько важно психическое здоровье, говорить не приходится. Психическим болезням подвержены не десят­ки, сотни и даже не тысячи людей во всем мире. Они стоят в ряду самых значительных проблем современной медицины. Специалисты разнообразных отраслей зна­ния — не только врачи, непосредственно связанные с ду­шевнобольными, но и социологи, педагоги, биологи — бьются над тем, чтобы психические болезни отступили с завоеванных позиций, чтобы многие и многие люди полу­чили работоспособность. Особенно в условиях социалис­тического общества стало возможным привлекать к про­филактике психического здоровья широкие слои населе­ния, знакомить их с психогигиеной, пропагандировать современные знания, последние достижения в психиатрии. Конечно, психиатрия — не «всеобщая человеческая эн­циклопедия», дающая ответы на различные жизненные вопросы. Но она уже многому может научить: как пра­вильно вести себя в быту, работать, чтобы проводить «самопрофилактику» нервности, как распознавать нача­ло заболевания, какие нужно предпринять меры, если опасные симптомы появились у твоего товарища или чле­на семьи…
Наша жизнь проходит в тесной связи с другими людь­ми. В самом деле, ведь с первых же дней детей фор­мирует в первую очередь семья, старшим членам кото­рой они вольно или невольно подражают и в опреде­ленном возрасте полностью копируют их поведение.
Отсюда  и  вытекает первая  задача  психогигиены — правильное формирование характера в детские годы, на­лагающая на родителей большую ответственность, осо­бенно если у ребенка неблагоприятные наследственные задатки. В качестве прямых помощников тут высту­пают общая и медицинская педагогика, последние до­стижения одной из отраслей биологии — генетики, науки о наследственности.
С первых самостоятельных шагов человек связан с коллективом, будь это детский сад, школа, институт, ра­бота, пребывание в любом общественном учреждении. Вот почему очень важно найти свое место в нем и выработать для себя определенные необходимые навыки. То есть в данном случае психогигиена невозможна без гигиены ум­ственного и физического труда, без воспитанного с дет­ства чувства товарищества и коллективизма.
Именно это чувство, рожденное укладом нашей жизни, позволяет всерьез говорить о возможности складывания таких взаимоотношений, которые полностью исключали бы, при любых условиях, нервозность, раздражитель­ность, ситуации, вызывающие срывы деятельности нервной системы. Это еще одно, наиболее действенное средство проведения психогигиены, и оно полностью в на­ших руках.
Мы говорим: нормальная, гармонично развитая лич­ность осуществляет сложнейшие связи с окружающей средой. Это возможно только при условии, если у че­ловека существует правильная адекватная реакция на все падающие на него раздражители, то есть его пове­дение полностью соответствует обстоятельствам. Так чув­ствует себя психически здоровый человек, центральная нервная система которого функционирует правильно, без каких-либо нарушений и отклонений. Он полностью со­знает, где находится, что делает, что собирается делать, над чем думает, иными словами — отдает себе полный отчет в своих поступках и руководит ими.
Но значит ли это, что различные люди, будучи со­вершенно нормальными, одинаково реагируют на раздра­жители внешнего мира? Одинаково приспосабливаются к нему, одинаково трудятся, отдыхают, радуются или огор­чаются? Конечно, нет. Каждый делает это по-разно­му—в зависимости от особенностей и черт характера.
Один живет без напряжения, просто, как бы шутя, и быстро достигает поставленной цели. Ему все удается. Он все делает быстро и хорошо, все представляется ему легкодостижимым, весь мир окрашен в радужные тона.
Он легко организовывает людей, включает их в рабо­ту, увлекая стоящими перед ними целями. К тому же он весел, общителен, подвижен, часто способен и даже та­лантлив, увлечен и, кончая одно дело, уже намечает но­вое. В семье его любят, в кругу друзей он пользуется авторитетом и влиянием.
С окружением, в котором он живет и работает, у не­го не возникает конфликтов. Мелочам, являющимся как бы пусковым механизмом таких конфликтов, он значе­ния не придает, но в то же время порядочен и принци­пиален, может постоять за себя и за друзей. Чаще все­го подобный человек становится как бы вожаком той группы людей, с которыми он связан.
А рядом работает человек, не похожий по своим лич­ным качествам на предыдущего. Он менее общителен, ме­нее подвижен, даже несколько медлителен, но все дела­ет основательно и прочно. Он увлекается не так легко, как первый, но, принявшись за какое-нибудь дело, обя­зательно доводит его до конца. Для него мир не окра­шен в радужные тона, но он и не пессимист. Трезво оценивает любую ситуацию, в которой оказывается, и все­гда находит правильный выход. Он предпочитает точные науки и может быть талантливым инженером, полковод­цем, физиком. Чаще всего он аккуратен, иногда даже педантичен, ни о чем не забывает, все предвидит, обо всем думает. Результаты его деятельности нередко пре­восходят ожидания окружающих. По характеру он ро­вен, спокоен, доброжелателен, не участвует в конфликтах. Охотно встречается с друзьями, охотно говорит о работе, но не «зажигает» своей идеей других и не старается это­го делать. На него можно положиться во всем, он обяза­тельно сдержит данное им слово. Он предпочитает ров­ную, спокойную жизнь, систематически трудится, всегда находит для себя работу, никогда не жалуется на скуку. Главным стержнем его жизни является труд. Чаще всего он создатель машин, кораблей, самолетов и пр.
Оба описанных типа могут плодотворно работать в любой области, но особенно с большей отдачей там, где условия наиболее соответствуют их характерам. Послед­нее замечание, конечно, относится к каждому, но не для всех оно является решающим.
А вот еще одна разновидность. Это мечтатель, фан­тазер, часто скромный, мало, вернее, избирательно об­щительный. Он мечтает о необыкновенной любви, о не­обыкновенных подвигах, о необыкновенных людях, к ко­торым склонен относить и себя. Желание трудиться у него может быть очень велико, но по-настоящему пло­дотворно он работает только в своей области. Это ско­рее всего поэт или музыкант, подающий большие надеж­ды и при счастливом стечении обстоятельств оправды­вающий их. Он как будто слабее двух первых типов, но в трудных ситуациях не всегда отступает первым, готов от­стаивать свое дело до конца, особенно если на него воз­ложена ответственность. Вообще такой человек нередко обладает высоким чувством долга и может служить об­разцом добросовестности и дисциплинированности. Еще Иван Петрович Павлов в дополнение к так назы­ваемым общебиологическим типам высшей нервиой де­ятельности, свойственным как животным, так и челове­ку (на этом мы еще остановимся подробнее), выделил и три чисто человеческих: мыслительный, художествен­ный и средний. Эти типы (общебиологические и челове­ческие) встречаются в самых различных сочетаниях и создают чрезвычайно большое разнообразие человечес­ких личностей и характеров. Мы привели лишь три при­мера из числа возможных вариантов.
Какие практические наблюдения сделала психиатрия? Если неврозам подвергаются люди мыслительного типа, они бывают чаще всего в форме неврозов навязчивости, художественному типу свойственна истерия, средний тип нередко страдает неврастенией. И что особенно важно, надо учитывать не только врожденные особенности чело­века, но и приобретенные им при жизни. Конечно, такое деление условно и его нельзя понимать буквально.
Не всякие нервные срывы еще болезнь. Они могут воз­никать у здоровых людей от переутомления, недосыпа­ния, от неожиданных потрясений и проходить без вмеша­тельства психиатра. Существуют широкие рамки так на­зываемых пограничных состояний между психическим здоровьем и болезнью, между неврологией и психиатри­ей. Бывают и более серьезные случаи. Нам предстоит познакомиться с ними в дальнейшем более подробно, на­учиться отличать их от тяжелых психических заболева­ний, вызванных разными причинами.
Одно должно быть ясно сразу. В силу тех или иных обстоятельств, психическое здоровье человека может ока­заться нарушенным. И чем скорее это заметят, проявив при этом спокойствие, доброжелательность, тактичность, тем больше возможности победить болезнь.
Помощником психиатра должен стать каждый!
 
 

Поделиться:




Комментарии
Смотри также
21 ноября 2003  |  20:11
Вместилище разума и безумия
Долгое время все связанное с мозгом окутывалось мистической тайной. Недаром психическую деятельность до сих пор продолжают называть душевной деятельностью. Такое отождествление, введенное и подкрепляемое церковью, у большинства людей не вызывало сомнений: бессмертная душа покидала после смерти тело. Мертвое тело разлагалось, ничего не чувствуя и не проявляя никаких признаков жизни, признаков психической деятельности
11 ноября 2003  |  11:11
Абсентизм - профессиональное заболевание XXI века?
Рыночной экономике угрожают не только финансовые катастрофы - все чаще она становится заложницей пресловутого человеческого фактора. Ведь человек, как известно, существо слабое. И потому все чаще поддается искушению остаться дома под видом простуды, хотя настоящее название болезни - абсентизм.
06 ноября 2003  |  10:11
О вредном влиянии видеоигр на организм детей
Компьютеры становятся все более привычными не только в офисах и на производствах, но и в школьных классах и даже детских садах. В то же время и медицинские работники и физики все настойчивее говорят о том, что компьютерные занятия не безвредны для здоровья детей. Бесчисленные компьютерные игры создали целый мир виртуальных («кажущихся») образов, Яркие картинки, динамичные ситуации и необычные герои привлекают ребенка. Мир этот словно коварный лабиринт: в него легко ступить, но очень трудно найти выход.
29 октября 2003  |  12:10
Человек не должен быть нервным.
В происхождении пограничных форм нервно-психических расстройств социальные факторы, взаимоотношения людей играют несравненно большую роль, чем при всех других заболеваниях. Диапазон переживаний, приводящий к невротическим расстройствам, очень широк и во многом отличается у разных людей.
23 октября 2003  |  08:10
Зависимость от любви
Как это ни прискорбно, но любовные чувства, могут быть болезненными, приобретая характер невротической зависимости. Впрочем, все здесь не однозначно, однако в каких-то случаях о любви действительно нужно говорить, как о болезни, а в каких-то - как о высшем благе. Если это все-таки болезнь, то какова ее природа?