15 ноября 2002 19:18 |
Проблемы нейропсихологической реабилитации больных с нарушением психических функцийКонцепция реабилитации возникла в двадцатых годах нашего столетия. Важнейшую роль в формировании этой области знания и практики сыграли исследования в области психологии, медицинской психологии и социологии. В настоящее время проблема реабилитации — ее теоретические аспекты, структура, задачи и методы — стали предметом широкого обсуждения, дискуссий, которые обнаружили различные взгляды на нее. Литература вопроса показала, что в этой проблеме много спорного и неясного. До сих пор нет точного определения реабилитации, описания ее структуры и содержания, нет четко сформулированных задач и методов реабилитации при различного рода заболеваниях.
Многие практики, врачи понимают реабилитацию как «долечивание больных» или как «восстановление трудоспособности». Такое понимание реабилитации чрезвычайно сужает ее содержание и задачи. «За рубежом суть реабилитации сводят к различным вариантам психотерапии»,— пишет М. М. Кабанов. И тот, и другой подходы являются упрощенчеством. И далее: «Концепция реабилитации — концепция растущая, которая набирает свои силы и до сих пор не имеет еще четко очерченных границ». Вследствие растущего интереса к проблеме реабилитации появляется много различных терминов, обозначающих процесс возвращения человека в социальную среду — в семью, к труду, — это и «реадаптация» и «ресоциализация», и др. Сущность этих терминов понимается
В настоящее время в проблеме реабилитации — ее теории и практике — условно намечается по крайней мере два направлений, обнаружвающие, однако, тенденцию к сближению. Одно из них отводит центральное место и главенствующую роль в реабилитации больных восстановлению у них нарушенных функций, второе — рассматривает реабилитацию как систему различных мероприятий (медицинских, психологических, социальных), направленных не только на компенсацию имеющегося дефекта, но и на его предупреждение.
Эти два направления не исключают, а дополняют друг друга. Реабилитация на разных ее этапах в зависимости от динамики самой болезни должна пользоваться системой разных методов и мероприятий, однако с общей целью — социализировать больного человека, восстановить его личный и социальный статус, место в общественной и трудовой жизни. Так же как не следует разделять эти два направления, так нельзя и резко отделять реабилитацию больных от их лечения. Нередко считается, что лечение направлено на болезнь, а реабилитация — на человека. Это не совсем верно. Эти два вида воздействия направлены на заболевшего человека и прежде всего на человека. Поэтому оптимальным во взаимоотношении лечения и реабилитации при некоторых формах соматических, нервных и других заболеваний может явиться их взаимодействие. Чем раньше вступит в дело реабилитация, тем лучше будет идти лечение основной болезни. Так же как реабилитация больного находится в зависимости от течения самой болезни, так и течение болезни, отношение к ней больного находится в зависимости от своевременности применения реабилитационных методов и мероприятий, а также от их адекватности виду и форме заболевания.
Что же такое реабилитация? На сегодня еще нет устоявшегося определения этой области медицинской психологии. М. М. Кабанов в ряде своих работ отстаивает верный взгляд на реабилитацию как полимодальную систему воздействия на больных. Мы будем исходить из представлений М. М. Кабанова «о реабилитации, как системе, направленной на достижение определенной цели (восстановление личного и социального статуса больного, частичное или полное) особым методом, главное содержание которого состоит в опосредовании через личность
Что же такое «нейропсихологическая реабилитация» (НПР)? Это, прежде всего:
1) ряд мероприятий, направленных на реабилитацию определенного контингента больных (с локальными поражениями мозга различной этиологии: нарушения мозгового кровообращения, инсульты,
2) НПР имеет свои задачи — восстановление нарушенных психических функций (а не приспособление к дефекту) и промежуточные цели — преодоление изменений личности больных, негативных реакций, восстановление активных форм вербального и невербального поведения, создание нужных мотивов поведения и др.;
3) НПР имеет свои пути и методы реабилитации больных. Главный и единственно правильный путь реабилитации этого контингента больных — это путь восстановления психических функций;
4) НПР имеет и свои методы реабилитации, которые состоят по меньшей мере из двух групп. Первая группа методов направлена на восстановление нарушенных ВПФ, вторая — включает методы и мероприятия, направленные на восстановление личного и социального статуса больного путем апелляции к его личности, к окружающей среде, к общению с окружающими, к различным видам деятельности. Нельзя понимать так, что при восстановлении ВПФ психолог, врач, дефектолог не опираются на личность больного, не вовлекают его в процесс обучения. Обе группы методов тесно взаимодействуют, но на каждом этапе реабилитации то одна, то другая группа методов становится ведущей, но не изолированной. То же относится к задачам и целям НПР.
Главным и наиболее эффективным методом восстановления функций является восстановительное обучение, которое следует рассматривать не только как один из методов НПР, но прежде всего как наиболее эффективный способ восстановления нарушенных психических функций, таких как речь, восприятие, чтение, письмо и др. Сколько бы мы ни говорили о НПР — ее составных частях, задачах, принципах, — мы не на много продвинемся вперед, пока не поставим конкретный вопрос о путях и методах восстановления пострадавшей функции. Естественно, что задачи реабилитации этого контингента больных могут быть полноценно решены только благодаря и вследствие восстановления нарушенных психических функций. Сколько бы мы ни воздействовали на личность больного, ни помещали бы его в нужную социальную среду, мы не сможем научить его говорить, писать, считать, читать. И пока больной не овладеет навыками речевых функций, памяти, внимания, интеллектуальной деятельности и др., процесс реабилитации не сможет протекать нормально и решать свои задачи. С другой стороны, восстановительное обучение также, как и весь процесс реабилитации, должно апеллировать к личности больного, но через определенные методы, которые должны воздействовать собственно на дефект и на личность больного, его
5. Конечной целью реабилитации этих больных является возвращение их в нормальную, а не в упрощенную социальную среду. Эта цель может быть достигнута только путем преодоления основных дефектов.
Нейропсихологическая реабилитация имеет как общее, так и специфическое с задачами, целями, путями и методами реабилитации больных, страдающих другими заболеваниями. Реабилитация больных — более широкое понятие, чем НПР, но они направлены на выполнение одной цели. НПР, в свою очередь, более широкое понятие, чем восстановление ВПФ. Они направлены на одну цель, но в полном взаимодействии решают разные задачи.
6. Задачами восстановления ВПФ и восстановительного обучения является восстановление нарушенных функций, восстановление деятельности человека.
От эффективного решения этих задач будет зависеть эффективность нейропсихологической реабилитации, задачами которой является восстановление личного и социального статуса больного, его положения в социальном обществе, в различных его малых социальных группах (семейных, профессиональных и др.), восстановление всей системы отношений больного, имевшейся у него в преморбиде (иерархии мотивов, симпатий, антипатий, чувства долга, престижных моментов, ценностных ориентации и др.).
Нейропсихологическая реабилитация и восстановление ВПФ не исключают, а тесно дополняют друг друга и взаимодействуют. Они связаны и структурно и функционально, — решая разные задачи, они стремятся к единой цели — возвращению больных к нормальной социальной жизни.
Таким образом, мы будем понимать нейропсихологическую реабилитацию больных как системное воздействие на дефект с помощью специальных методов, предусматривающих также апелляцию к личности и к малой социальной терапевтической группе больных, направленное прежде всего на восстановление ВПФ (а не приспособление к дефекту), как на главную задачу, решение которой позволит привести к достижению конечной цели — реабилитации больного, т. е. восстановлению его личного и социального статуса, возвращение в нормальную (а не упрощенную) социальную среду, к общественной и трудовой деятельности.
В проблеме реабилитации больных, в том числе и НПР, как видно из вышесказанного, с особой отчетливостью выступает проблема биологического и социального. Системная концепция реабилитации является особой методологической установкой, позволяющей избежать альтернативного сопоставления социального и биологического. А. Р. Лурия по поводу этой проблемы писал, что «социальное не просто взаимодействует с биологическим; оно образует новые функциональные системы, используя биологические механизмы, обеспечивая их новые формы работы, и именно в формировании таких «функциональных новообразований» и лежит факт появления высших форм сознательной деятельности, которые появляются на границе естественного и общественного
». Это теоретическое положение как нельзя лучше объясняет необходимость социального воздействия на заболевшего человека и указывает его пути и возможности реабилитации больных. Комментарии
Смотри также
23 ноября 2002 | 09:11
Особенности развития немецкой психиатрии
О немецкой психиатрии XVIII в. и первой половины XIX в., о школах «психиков» и «соматиков», о концепции единого психоза W. Griesinger (1845) было сказано выше.
13 ноября 2002 | 12:11
Убийство и покушение на самоубийство (самоизуродование)
Опасное состояние в момент совершения преступления может быть определено временным расстройством душевной деятельности, а потому человек, страдающий хроническим алкоголизмом, не ответственен.
29 октября 2002 | 11:10
Расстройства в сознании.
Сознательным называется такое состояние человека, в котором он может отдавать отчёт в своих мыслях, чувствах и актах. Не всегда психическая деятельность человека сознательна. Значительная часть психической деятельности совершается в бессознательной сфере, и мы узнаём только окончательные результаты работы, совершающейся бессознательно.
17 октября 2002 | 13:10
Скотоложество.Схизофрения
Г. суетлив, манерен, много и бессвязно говорит, речь часто разорванная, резонерство, суждения часто бессмысленные. Бредовые идеи преследования, влияния и физического воздействия. Слуховые галлюцинации. Значительная эмоциональная тупость. Циничен, вульгарен.
17 октября 2002 | 12:10
Антидепрессанты
Спектр психотропной активности антидепрессантов создается сочетанием основных их свойств: тимоаналептического (собственно антидепрессивного) действия, стимулирующего и седативного эффектов. Тимоаналептическое действие проявляется редукцией депрессивной симптоматики: тоскливого настроения, депрессивного бреда, психической анестезии, а также соматических проявлений депрессии — запоров, снижения аппетита. Стимулирующий эффект антидепрессантов выражается в уменьшении заторможенности, в появлении бодрости, потребности в деятельности, а седативное влияние — в уменьшении тревоги, беспокойства, страха, в нормализации сна.
|