Сегодня 29 мая 2024
Медикус в соцсетях
 
Задать вопрос

ЗАДАТЬ ВОПРОС РЕДАКТОРУ РАЗДЕЛА (ответ в течение нескольких дней)

Представьтесь:
E-mail:
Не публикуется
служит для обратной связи
Антиспам - не удалять!
Ваш вопрос:
Получать ответы и новости раздела
17 октября 2002 12:32   |   А.П.Слободяник. - Психотерапия, внушение, гипноз.

Социометрия. Психодрама Д. Морено

 
Якоб Леви Морено (J. Moreno)
В 30−х гг. текущего столетия в современной социальной психо­логии появилось новое учение — так называемая социометрия. Основателем ее был J. Могепо. Основу этой теории состав­ляют положения психоанализа, парапсихологии, бихевиоризма, гештальтпсихологии и экзистенциализма.
Наше общество J. Могепо называет «социальной вселенной» и делит его на три части: а) внешнее общество, б) социометрическая матрица и в) социаль­ная реальность. Внешнее общество — это «все ощутимые и видимые» группи­ровки; последние делятся на большие, малые, официальные и неофициальные. Социометрическая матрица, открытие которой J. Могепо считает своей огром­ной научной заслугой,— это «все социометрические структуры, невидимые микро­скопическим глазом, но становящиеся видимыми после социометрического ана­лиза». Социальная реальность — это синтез «общества» и «матрицы».
Общественный индивид, по J. Могепо,— это «социальный атом». Этот «атом» обладает невидимыми, исходящими от него «флюидами», нематериальными, не­сознательными «излучениями», которые передаются от человека к человеку. Эти излучения называются «теле». Это сгусток эмоционального отношения, существующий независимо от человека. «Теле» передается на расстоянии и влияет на эмоции, чувства людей, симпатии и антипатии; оно влияет на поведе­ние человека, сплачивает одних, ссорит других и т. п.
Когда соответствующее «теле» входит в группы людей, возникают сообще­ства, называемые J. Могепо «социальными молекулами», «созвездиями атомов» или «социоидами».
Понятие «класса» J. Могепо отвергает, оно будто бы является «досоциологическим мифом». Эта новая терминология имеет определенное социальное на­значение, а именно: создать «научное» представление о капиталистическом об­ществе, которое, по J. Могепо, является больным и требует лечения.
J. Могепо явно симпатизирует S. Freud, называя его «великим эмпиристом». «Межличностные отношения» он также характеризует с фрейдистских позиций.
J. Могепо сохранил понятие «катарсиса» и понятие «невроза» как кон­фликта только между «официальным обществом» и «социометрической ма­трицей».
J. Могепо заменил процедуру беседы больного с врачом-психо­аналитиком процедурой игры на сцене одного больного с другим. Эту «процедуру игры» он назвал «психодрамой».
Психодрама — один из методов групповой психотерапии. За­ключается она в следующем. Психотерапевт (социометрист) под­бирает определенную группу больных, просит их выйти на сцену и представить в лицах ту или иную знакомую ситуацию. Больные должны говорить, придумывать на ходу темы для разговора, а также на ходу действовать. При этом, по мнению J. Могепо, боль­ные будто бы переживают важную для них ситуацию и таким спо­собом избавляются от болезненных симптомов. Во время такой игры осуществляется «катарсис». Основными действующими лица­ми психодрамы являются протагонист (субъект), руководитель (ведущий терапевт), вспомогательные «эго» и группа.
J. Могепо указывает, что самое главное в психодраме — это непосредственное наблюдение врача за поведением больных. Во время первого сеанса психотерапевт устанавливает, в какой сте­пени отношения членов группы между собой отражают любовь, равнодушие или ненависть. Так, врач может заметить, что один или двое больных держатся вместе, улыбаются друг другу или бе­седуют, двое или трое больных держатся изолированно, а еще двое сидят вместе, но относятся друг к другу холодно. При этом в пред­ставлении психотерапевта складываются первые контуры «социограммы», или «эмбриональной матрицы». Межличностные отно­шения больных могут быть вскрыты позже.
J, Могепо предлагает различать: социограмму наблюдателя, опознавание врачом, объективную социограмму, перцептивную со­циограмму, интуитивное опознавание структуры группы. После двух-трех сеансов психотерапевт просит своего коллегу провести сеанс с той же группой больных. Затем врачи сравнивают свои наблюдения. Это, по J. Могепо, означает переход от социограммы наблюдателя к интуитивной социограмме, причем первая имеет даже большее значение.
После нескольких сеансов психотерапевт обычно переходит к формальным социометрическим тестам, которые и определяют уже объективную социограмму.
На следующем этапе лечения врач предлагает каждому члену группы составить собственную социограмму. Больной должен ука­зать на отношение к нему окружающих (перцептивная социограм-ма). При этом больной может считать, что кто-нибудь из членов группы симпатизирует ему, а объективная социограмма показы­вает обратное. Расхождение между субъективным восприятием и объективными фактами способствует уточнению межличностного статуса.
Самое главное в «психодраме» — добиться от каждого челове­ка максимального спонтанного участия, а также творчества. Это, как утверждает автор, альфа и омега всей процедуры. Спонтан­ность в психодраме оперирует не только речью, но даже пением, музыкой, танцами и рисованием. Протагонист может играть роль отца, матери, жены, сестры, брата. Он может представить сцены из своей жизни при помощи других лиц. При этом протагонисту помогает другое лицо — вспомогательное «эго», оно действует так же, как и он, причем вспомогательное «эго» изображает про­тагониста таким, каким он есть в данный момент, а другое пока­зывает его таким, каким он будет через некоторое время.
Существуют также модификации психодрамы: гипподрама, наркосинтез и психодрама, аналитическая психодрама, когда пос­ле психодраматического выступления протагониста психотерапевт раскрывает смысл разыгрываемой сцены в духе S. Freud, анали­тическая детская психодрама, дидактическая и диагностическая психодрамы, при которых выступают вспомогательные лица— психиатры, терапевты, социальные работники, сестры. Имeeт ли социометрия какую-нибудь теоретическую ценность? На этот вопрос в настоящее время ученые отвечают отрицательно. Прежде всего, социометрия — это новейшая субъективистская тео­рия, созданная для маскировки идей религии и буржуазной идеологии. J. Могепо пишет: «Я, следовательно, мог создать новые божественные ценности, в известной степени пренебрегая прошлыми построениями. Для меня теология стала более, чем это означает дословно,— наукой о самом боге, высшей ценности, а не боге — творце биографии святых или религии че­ловечества».
Но, как справедливо пишет Н. С. Мансуров, реакцион­ная идеологическая сущность социометрии состоит не только в за­щите религии, психоанализа, философии Бергсона, в доказатель­стве их пользы, но и в «ниспровержении» марксизма-ленинизма. J. Могепо так и пишет: «Нужно и должно положить предел рас­пространению марксизма. Это может быть осуществлено только при помощи идеи, которая превосходит идею коммунизма. Комму­низм нельзя остановить чисто физическими мерами. С идеями при­ходится бороться, и их можно победить только в битве идей».
Концепция социометристов о каком-то «теле», которое они сравнивают с биотоками мозга или рентгеновыми лучами, не вы­держивает научной критики. Нет ни фактических, ни теоретиче­ских оснований для принятия этого «теле» как сгустков немате­риальной субстанции, которая будто бы проникает в человека по­мимо органов чувств, воздействует на чувства человека, обходя его сознание.
J. Могепо считает психодраму показанной для лечения истин­ных психозов, в частности тяжелых форм шизофрении, а также неврозов с психомоторными расстройствами (тики, заикание и т. п.). Однако, по справедливому замечанию В. М. Морозова, даже в чисто клиническом отношении надо признать со­вершенно недопустимым утверждение, что психодрама показана для лечения шизофрении.
Автор пишет: «Нужно категорически подчеркнуть, что психодрама (как и психоанализ) является противопоказанной при всех формах и стадиях течения шизофрении».
В настоящее время прогрессивные ученые, понимая ненаучный характер социометрии, активно выступают в печати против ее положений.
Представляет интерес опыт М. С. Goldberg и S. В. Blume, которые с успе­хом применяют психодраму для устранения психопатологических синдромов, частности, ее используют для коррекции «госпитализма», когда вновь при­ходится обучать больных вести себя за столом, пользоваться городским тран­спортом и т. п. Можно использовать ее для выявления проблем внутрибольничной жизни, характера взаимоотношений среди больных, динамического наблюдения за состоянием в процессе лечения.

Поделиться:




Комментарии
Смотри также
17 октября 2002  |  12:10
Семейная психотерапия
Главным в семейных отношениях являются моральные связи между членами семьи. Они основаны на чувстве любви, родства, взаимной привязанности, ответственности, долга, семейной чести и достоинства. «Брак... есть правовая нравственная любовь: при таком определении из последней исключается все, что в ней преходяще, капризно и лишь субъективно» (G. Hegel).
17 октября 2002  |  12:10
Транквилизаторы
Терапия транквилизаторами эффективна при широком диапазоне расстройств, составляющих пограничную психическую патологию. В сфере действия препаратов оказываются разнообразные формы чрезмерного и диссоциированного реагирования психики, психопатологические последствия стрессовых ситуаций, «сшибки», всевозможные личностные деком-пенсации, аномальные развития личности, а также начальная и остаточная психотическая симптоматика, т. е. все то, крайними границами чего является, с одной стороны, психическая норма, с другой — выраженное психотическое состояние.
17 октября 2002  |  12:10
Неофрейдизм
После смерти З.Фрейда, в начале 40-х гг. XX в., в США развился так называемый неофрейдизм. Считается, что начало неофрейдизму положили американские ученые. «Американизация» психоанализа означала его «социализацию». Главными представителями неофрейдизма являются К. Ногпеу (1937, 1946, 1950), Е. Fromm (1941, 1955), A. Kardiner (1945), а также F. Alexander, H. Sulliven и другие.
14 октября 2002  |  12:10
Сутяжное помешательство (paranoia quaerulens)
Болезнь эта тесно связана с врождёнными особенностями характера. Она является у лиц, с детства неуживчивых, наклонных к ссоре. Как только они вступают в отношения с другими людьми, у них сами собой являются поводы для столкновения и ссор. В школе они ссорятся с товарищами, жалуются на них, обвиняют их в дурном поведении. В более развитом возрасте они ссорятся с большинством людей, с которыми судьба их столкнула.
10 октября 2002  |  14:10
Скотоложество. Развратные действия с дочерью. Хронический алкоголизм. Атериосклероз.
С., 38 лет, русский, уроженец Москвы, безработный, раньше извозопромышленник, малограмотный, женат, имеет 2-х дочерей, живет на заработок жены. С. обвиняется в развратных действиях, совершенных им над своею дочерью.