Сегодня 26 апреля 2024
Медикус в соцсетях
22 июня 2006

Аптечный бизнес

Аптеки, наряду с продовольственными магазинами, в досоветской России обычно относились к сфере семейного бизнеса. Сегодня редкая семья сможет позволить себе держать аптечную лавку — слишком высока конкуренция в отрасли, а после принятия нового отраслевого стандарта для фармацевтического бизнеса, административные барьеры стали также почти непреодолимы. Однако если у вас есть несколько десятков тысяч свободных долларов — перспективы перестают казаться столь уж беспросветными.

Однако начнем по порядку. Все аптечные организации по характеру деятельности подразделяются на изготавливающие лекарственные препараты по рецепту врача и продающие готовые лекарственные средства, а также на собственно аптеки, аптечные пункты, аптечные киоски и аптечные магазины. Разница между ними заключается в перечне лекарств, разрешенных к отпуску, ряде сопутствующих услуг и, конечно же, длинном списке нормативных требований.

Традиционно самыми прибыльными являются аптечные пункты, окупаемость которых в удачно выбранном месте достигается за полгода. Однако есть один ключевой момент: аптечный пункт является структурным подразделением, а значит, для начала придется открыть аптеку, перечень требований к которой (а значит и вложений), на порядок выше. И окупается она соответственно не быстро — в лучшем случае два года.

Хотя некоторые российские умельцы додумались до следующего красивого решения: открывают аптеку где-нибудь на окраине с символической стоимостью аренды, а после запуска нужного количества аптечных пунктов в нужных местах, закрывают саму аптеку на бессрочный ремонт (к чему нести дополнительные расходы?).

Так бы и развивался аптечный бизнес семимильными шагами, открывая аптечные пункты на каждом перекрестке (благо рынок еще далек от насыщения), но наши «законотворители» решили иначе и приняли в 2003 году судьбоносный отраслевой стандарт, в одночасье «выкосивший» половину малого бизнеса из этой сферы. Желая оградить потребителей от фальсифицированных лекарств, а может — пролоббировать интересы крупных аптечных сетей — существуют различные версии на этот счет, — законодатели значительно повысили требования к минимальной площади аптечных организаций (не менее 60 кв.м вместо прежних 12 кв.м), чем сразу же поставили большую часть собственников небольших аптек в разряд аутсайдеров. И хотя последующее разъяснение Минздрава разрешило доработать действующим аптекам до конца срока текущей лицензии, для ее продления придется привести свои помещения по составу и площадям к требуемому стандарту (читайте — закрыться).

Теперь, покончив с душещипательной первой частью, перейдем к вопросам открытия аптек в современных условиях.

Итак, первое, что вам необходимо иметь, если вы желаете открыть аптеку, — это помещение общей площадью не менее 75 кв.м. На этой площади должны располагаться следующие обязательные помещения: производственные (60 м.) — торговый зал, помещение приема и распаковки товара, помещения хранения; административно-хозяйственные (13 м) — обособленное место руководителя и бухгалтера, гардеробная или шкаф, помещения персонала, архив; санитарно-бытовые (2 кв.м) — уборная со шлюзом и место хранения уборочного инвентаря.
Не стоит говорить, что все аптечные организации должны быть оснащены централизованными системами электро-, водоснабжения, отопления, приточно-вытяжной вентиляцией и канализацией. Также помещения хранения лекарственных препаратов должны быть оснащены приборами для регистрации параметров воздуха, а вся площадь аптеки оборудована светозвуковой, противопожарной и охранной сигнализациями и находиться под круглосуточным централизованным наблюдением. Кроме прочего, все помещения аптечной организации должны быть функционально объединены в единый блок, изолированный от других организаций.

Несколько слов о ремонте. Для отделки стен и потолков необходимо использовать только материалы, допускающие влажную уборку с применением дезинфицирующих растворов и имеющие высокий коэффициент светоотражения. Пол должен быть утеплен и покрыт линолеумом (с заваренными швами) или керамической неглазурованной плиткой.
Учитывая все требования (мы привели только некоторые из них), только отделка помещения потянет на несколько тысяч долларов, и это без дизайнерских изысков, которые, к слову, в аптеке и ни к чему. Не забывайте и об оборудовании: стеллажи, шкафчики, сейфы для хранения отравляющих и наркотических средств, холодильники и др. — в целом потянут тысяч на 5−8 долларов для аптеки и 1,5−3 тысячи для небольшого аптечного киоска. А ведь мы еще не учитывали вложения в закупку товара, заработную плату сотрудников, изготовление вывески и прочее.
Теперь рассмотрим организационные вопросы. Даже если у вас достаточно свободных денег для открытия аптеки, необходимо соблюсти ряд требований. Это и получение «паспорта аптеки» а также лицензии на розничную торговлю медпрепаратами. Не все так просто и с подбором персонала. Прежде всего, необходимо всем сотрудникам (кроме уборщиц, называющихся санитарками) иметь фармацевтическое образование. При этом руководство аптечной организацией должен осуществлять провизор, имеющий сертификат специалиста и стаж работы по специальности не менее 3 лет. И к подбору заведующего необходимо подходить особенно тщательно — именно он будет формировать ассортимент аптеки, а значит, в значительной степени распоряжаться вашими свободными денежными средствами.
Итак, основные затраты подсчитаны — перейдем к нашей любимой части — возможным доходам. Несмотря на высокую наценку (от 20 до 40%), рентабельность продаж в аптечной сфере не так высока — около 10%. Вместе с тем, у аптечного бизнеса есть и своя приятная специфика — низкая чувствительность населения к цене (сразу оговоримся — при условии, что аптека расположена на бойком месте). Другими словами, большая часть лекарств покупается населением в аптеках, расположенных у дома или по пути с работы домой — и несколько рублей разницы мало кого заставят сменить привычный маршрут. Исключение составляют дорогостоящие препараты — большая часть населения их предпочитает приобретать только в аптеках, (не киосках и пунктах!) — однако сама аптека в любом случае будет выбиваться из расположенных по близости. Отсюда вывод — единственное ключевое решение, которое вам необходимо принять — правильно выбрать место.

Согласно московской статистике, средняя сумма чека в аптеке составляет порядка 150 рублей, а в аптечном киоске — около 70 рублей. Сделав поправку на региональную покупательную способность (пусть 80 и 40 рублей соответственно) несложно подсчитать возможный выторг при проходимости 100 человек в день — 8000 и 4000 рублей соответственно. И такой результат считается очень даже неплохим.

На первый взгляд аптечный бизнес не кажется столь уж привлекательным, однако это утверждение верно лишь для одиночных аптек. Аптечные сети — вот источник действительно больших доходов. Оборот одной аптечной сети может доходить до 300−400 млн. руб. в год, и это далеко не предел.
 
Познакомиться с рекомендациями специалистов по данной тематике можно на сайте Фабрика Бизнеса, где новичкам рассказывают об особенностях того или иного бизнеса, и где собрана уникальная информация о том, как открыть собственный бизнес, не наделав ошибок, и как сделать его успешным.
 
По материалам сайта Фабрика Бизнеса


Комментарии

Поделиться:



10 июля 2006  |  15:07
Секреты современной Интернет-рекламы
Если ваш рекламный бюджет составляет более миллиона долларов в год, а от клиентов нет отбоя, эта статья вам не в помощь. Но большинство предпринимателей мелкого и среднего бизнеса отмечают, что из года в год «достучаться» до клиентов обходится все дороже, приходится искать все новые и новые способы экономного, но эффективного промотирование своих товаров и услуг. Каждый пытается решить эту задачу по-своему, а в это время некоторые бизнесмены вполне успешно черпают заказчиков, покупателей и клиентов в Интернете. Об их опыте и рекламных секретах «матрицы» пойдет речь…
10 июля 2006  |  12:07
Начать новый бизнес? Как это делается в России
Каждый год в России начинаются тысячи новых проектов бизнеса, из которых многие не проживают и года - лишь четверть проходит сквозь тернии стартового периода, принося владельцам желанный успех. При создании бизнеса новички часто остаются один на один со своими проблемами, не найдя ни специалистов, которые могли бы помочь, ни даже крошечной информации о том, как пройти «минное поле» начала бизнеса без приключений.
22 июня 2006  |  10:06
Как открыть фитнес? (бизнес план для новичков)
В статье рассматриваются основные ошибки, совершаемые инвесторами при строительстве спортивных (фитнес) клубов и анализируются основные разделы деятельности консалтинговых компаний, работающих на рынке фитнес-услуг.
22 июня 2006  |  09:06
Идея и концепция ресторана
Мы очень часто слышим такие понятия, как идея ресторана, концепция ресторана, тематика ресторана.Как показывает практика очень немногие представляют, что это реально означает. Или, во всяком случае, существует много трактовок. Что такое основная идея ресторана, более-менее понятно, однако ключевым в ряду указанных выше понятий является ресторанная концепция. И именно с этим возникает больше всего недопониманий.
19 июня 2006  |  10:06
Как Иннокентий Иванович собирался открыть стоматологическую клинику
Иннокентий Иванович – предприниматель. “Что бы такое предпринять?” – бурчит он себе под нос каждое утро, глядя в зеркало. И придумал. Захотелось Иннокентию Ивановичу открыть свою стоматологическую клинику. Дополнительный бизнес – как-никак надежное вложение средств и подстраховка в случае чего. Решил он, прежде чем пуститься в плаванье по бурному морю незнакомого бизнеса, посоветоваться со специалистами, и вот что он услышал…