Сегодня 30 октября 2024
Медикус в соцсетях

Заболевания → Депрессии у детей и подростков.

 
Отмечается некоторое их учащение, возможно, в связи со все более поздним достижением социальной зрелости при более  раннем биологическом развитии. Уровень депрессии, среди  маленьких детей очень низок и постепенно повышается с возрастом. Чувство «несчастливое выявляется только у 3% трехлетних детей и почти у 20% подростков. Депрессивные расстройства у детей становятся похожими на депрессию у взрослых только после 10 лет. Но и в этом периоде депрессия, часто остается нераспознанной из-за массивности вегетативных расстройств, множества соматических жалоб и выраженности нарушений поведения. В послевоенные годы возраст начала депрессии снизился, значительно увеличилось число случаев развития болезни в позднем подростковом периоде и юношеском возрасте.<?xml:namespace prefix = o ns = "urn:schemas-microsoft-com:office:office" />
Внешние признаки: однообразная поза, опущенная голова, скорбное выражение лица, бедная мимика, тихий голос, краткие ответы, замедленные движения, нежелание продолжать беседу. При беседе о психотравмирующей ситуации отмечаются гиперемия, тахикардия, тахипноэ, гипергидроз, сухость во рту Преобладающие высказывания: идеи малоценности и психотравмирующая ситуация. Основные симптомы: снижение активности и настроения с чувством дискомфорта, неуверенности и безнадежности.
В негативной фазе пубертата у девочек чаще отмечаются нарушения настроения и соматических ощущений, у мальчиков — саморазрушительные тенденции, в позитивной фазе (27,4%) — нарушения интеллектуальных функций, активности и настроения.
Объективные признаки: быстрая утомляемость и истощаемость, трудность сосредоточения, плаксивость, снижение активности, стремление к одиночеству, снижение успеваемости, аппетита, уменьшение массы тела, запоры, бессонница. Эквиваленты: психо-патоподобный, делинквентный, соматовегетативный (встречаются в 11% случаев, чаще — у детей из наследственно отягощенных семей).
Клинические варианты: у детей — чаще маскированная депрессия, возможна аналитическая — при разлучении с матерью; у подростков — более отчетливые клинические варианты: простая (тоскливая), дисфорическая, адинамическая; у юношей  — депрессия с картиной юношеской астенической несостоятельности, дисморфобические депрессии  -  метафизические депрессии, гебоидные депрессии (преобладание клинической картине психопатоподобных устройств, симптомов нарушения поведения с женным негативизмом и оппозицией к окружающим, склонность к агрессии и асоциальным поступкам), психастеноподобные депрессии, деперсонализационные депрессии, а также юношеские депрессии «с психогенным содержанием». Общие признаки: полиморфизм, атипичность, рудиментарность, кратковременность, волнообразность, склонность к рецидивированию.
Типы течения: острый, подострый, затяжной — с переходом в психогенное развитие с последующим формированием психопатической структуры личности. Для возникновения последнего имеют значение наряду с протрагированной психогенией преморбидные личностные особенности подростка, ранние резидуально-органические поражения (чаще по типу ММД), дополнительные экзогенные и соматогенные вредности, асинхронии развития в период пубертатного криза, микросоциальные факторы.
Своеобразие психогенных развитии личности в подростково-юношеском возрасте
а) в основе лежит депрессия истощения;
б) для динамики характерны повторяющиеся психогенные реакции;
в) большое место в клинической картине занимают полиморфные ситуационные сверхценные образования, в формировании которых наряду с основной психогенной травматизацией принимают участие механизмы психического индуцирования;
г) длительное время развитие остается на невротическом уровне и внешне может быть выражено неотчетливо, однако для него характерно быстрое Формирование аномальных личностных структур, вплоть до появления признаков краевой психопатии. При малопрогредиентной шизофрении на фоне атипичной субдепрессии с включением сверхценных идей, дереализационно-деперсонализационных расстройств и отдельных навязчивостей отмечается типичная шизофреническая симптоматика, однако стертая, фрагментарная и непостоянная: расстройства мышления с невозможностью концентрации, шперрунгами, элементами ментизма, ''Чувством безмыслия, тупости» (так называемые «малые идеаторные автоматизмы»), рудиментарный персекуторный бред, «чувство присутствия постороннего», эпизоды необъяснимого, беспричинного страха, рудиментарные обманы восприятия.
 
 
О лечении и профилактике данного заболевания читайте в разделе: Психиатр