Сегодня 14 октября 2019
Медикус в соцсетях
 
Задать вопрос

ЗАДАТЬ ВОПРОС РЕДАКТОРУ РАЗДЕЛА (ответ в течение нескольких дней)

Представьтесь:
E-mail:
Не публикуется
служит для обратной связи
Антиспам - не удалять!
Ваш вопрос:
Получать ответы и новости раздела
29 марта 2005 10:47

Внимание как условие сознательной деятельности

 
Внимание — сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект. Различают внимание непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное), когда выбор объекта внимания производится сознательно, преднамеренно. Характеристики внимания: устойчивость, объем (количество объектов, которое может быть воспринято и запечатлено человеком в относительно короткий момент времени), распределенность (способность одновременно удерживать в поле сознания объекты различных деятельностей), возможность переключения.
 
Сущность процесса
 
Внимание – один из тех познавательных процессов, в отношении сущности и права, на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности.
Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Это процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.
 
Классификация
 
Внимание человека обладает пятью основными свойствами:
Устойчивость – способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания, на каком – либо объекте.
Сосредоточенность – способность сконцентрировать свое внимание на одном объекте при этом отвлечении от других.
Переключаем ость – перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной.
Распределение – способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполняя несколько видов деятельности.
Объем – размер информации, которую человек способен сохранять в сфере повышенного внимания.
Развитие процесса
Внимание, как и все остальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а вторые произвольным.
Внимание у человека формируется с рождения, и в процессе формирования его происходит взаимосвязанное развитие памяти, речи и т.д.
 
Этапы развития:
1. Первые две недели жизни – проявление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка.
2. Конец первого года жизни – возникновение ориентировочно — исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания.
3. Начало второго года жизни – зачатки произвольного внимания под влиянием речевых инструкция взрослого.
4. Второй – третий год жизни – развитие произвольного внимания.
5. Четыре с половиной – пять лет – направление внимания на сложные инструкции взрослого.
6. Пять – шесть лет – возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкций.
7. Школьный возраст – развитие и совершенствование произвольного внимания.
 
Внимание как условие сознательной деятельности
 
Ни один психический процесс не может протекать целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредоточит своего внимания на том, что воспринимает или делает. Мы можем смотреть на какой-либо предмет и не замечать его или видеть очень плохо. Занятый своими мыслями, человек не слышит разговоров, которые ведутся рядом с ним, хотя звуки голосов доходят до его слухового аппарата. Мы можем не почувствовать боли, если наше внимание направленно на что-нибудь другое. Напротив, глубоко сосредоточившись на каком-либо предмете или деятельности, человек подмечает все детали этого предмета и действует очень продуктивно. А, фиксируя свое внимание на ощущениях, мы увеличиваем свою чувствительность.
Что же такое внимание?
Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности. Направленность сознания – выбор объекта, а сосредоточенность предполагает отвлечение от всего, что не имеет отношения к этому объекту.
Внимание обуславливает успешную ориентировку субъекта в окружающем мире и обеспечивает более полное и отчетливое отражение его в психике. Объект внимания оказывается в центре нашего сознания, все остальное воспринимается слабо, неотчетливо, однако направленность нашего внимания может меняться.
Внимание не представляет самостоятельного психического процесса, так как не может проявляться вне других процессов. Мы внимательно или невнимательно слушаем, смотрим, думаем, делаем. Таким образом, внимание является лишь свойством различных психических процессов.
 
Физиологические основы внимания
 
В коре больших полушарий мозга могут протекать два процесса: возбуждение и торможение. Когда человек внимателен к чему-либо, это значит, что у него в коре мозга возник очаг возбуждения. Остальные участки мозга в это время находятся в состоянии торможения. Поэтому человек, сосредоточенный на чем-либо одном, может ничего другого в этот момент не замечать.
Деятельность невозбужденных участков мозга связана в это время с тем, что обычно называется неосознанной, автоматической деятельностью человека.
Большое значение для появления внимания имеет так называемый ориентировочный рефлекс. Он представляет собой врожденную реакцию организма на всякое изменение окружающей среды.
Способность настораживаться, реагируя иногда на очень незначительное изменение в окружающей среде, объясняется наличием в больших полушариях мозга сети нервных путей, соединяющих ретикулярную формацию (совокупность структур головного мозга, регулирующих уровень возбудимости) с разными участками коры больших полушарий. Нервные импульсы, идущие по этой сети, возникают вместе с сигналами от органов чувств и возбуждают кору, приводя ее в состояние готовности реагировать на ожидаемые дальнейшие раздражения. Таким образом, ретикулярная формация вместе с органами чувств обуславливает появление ориентировочного рефлекса, являющегося первичной физиологической основой внимания.
 
По материалам сайта: www:azps.ru
 

Поделиться:




Комментарии
Смотри также
04 апреля 2005  |  11:04
Родителям гиперактивного ребенка
Родители гиперактивных детей, как правило, испытывают много трудностей при взаимодействии с ними. От стремления жесткими мерами бороться с «непослушанием» ребенка до предоставления ребенку полную свободу действий, махнув на все рукой. Поэтому с ними необходимо проводить планомерную разъяснительную работу.
28 марта 2005  |  10:03
Таблетка для души - есть ли она?
Психоанализ всегда исходил из того, что такой таблетки нет и быть не может, каких бы успехов не достигла фармакология. Психологическая проблема всегда требует адекватного – психологического разрешения, а не химического воздействия. Конечно же, психоанализ не против активно развивающейся фармакотерапии, и, конечно же – не является альтернативой традиционной психиатрии.
16 марта 2005  |  10:03
Чем можно помочь неконтактному ребенку?
Простор для вашей фантазии и творчества открыт. Главное — не оставляйте ребенка, не владеющего в достаточной степени навыками общения, одного со сверстниками, будьте рядом, помогайте, защищайте, но только ненавязчиво.
11 марта 2005  |  08:03
Уникальность психоанализа
Психоанализ не ставит себе целью только «убрать симптом», который как свидетельствует практика, может появиться вновь через некоторое время, в том же или видоизмененном виде. Главная задача установить психологическую природу симптома, выявить его источник и понять динамику его развития, для того чтобы, проработав его можно было бы так помочь личности, что бы в последующем не только не возникал этот или другой невротический симптом, но и могло пойти дальше остановленное неврозом развитие личности.
28 февраля 2005  |  09:02
Дела семейные: взаимоотношения с родственниками
Родственники - это люди, которые, не являясь непосредственно членами семьи, очень часто создают много поводов для беспокойства, а порой серьезно мешают жить. Сказанное относится к родственникам всех рангов и мастей. Сплошь и рядом дяди, тети и сестры с братьями разной степени дальности (не говоря уже о тещах и свекровях) считают своим долгом вмешиваться в жизнь семьи и указывать каждому, что ему делать и как жить.