12 августа 2002 15:15 |
Расстройства интеллектаОпределения
Интеллект — интегративная психическая функция, включающая способность к познанию, уровень знаний и способность их использовать. Среди расстройств интеллекта выделяют умственную отсталость и деменции, которые делятся на диффузные и лакунарные, а также задержки развития и дефекты.
История вопроса, норма и эволюция
Интеллект — это мышление в действии. Он отражает целостную способность к адаптации психики и является орудием выживания индивида. У животных уровень интеллекта может быть определен по способности к решению задач, например по скорости прохождения лабиринта. Для развития интеллекта важно сочетание генетических, в том числе конституциональных, факторов и влияния среды, в том числе воспитания и обучения. F.Halton установил, что интеллект передается по наследству. Вероятно, некоторые формы интеллектуальной недостаточности, а также способности передаются по доминантному типу, например музыкальные способности, другие — по рецессивному и полигенному типу, хотя встречаются и формы, напоминающие мутации, то есть единичные случаи в семьях. F.Halton относился к роду Ch.Darwin, к которому относился также Erasm Darwin и множество других английских ученых, политических лидеров и писателей, генетическая линия которых прослеживается до настоящего времени. Существуют детальные описания генетики способностей в роду И.С.Баха, генеалогия русских писателей, связанная с А.С.Пушкином, рода Толстых, Габсбругов и т. д. Интеллектуальные способности и реакции на среду маркируются некоторыми конституциональными чертами и дисплазиями, например, известны морфологические черты при хромосомных аномалиях. Оперативные возможности интеллекта могут быть связаны с возрастом матери и отца к моменту зачатия. Уровень интеллекта иногда связывают с возрастом матери к моменту родов, поскольку после 35 лет вероятность мутагенеза яйцеклетки повышается, поэтому чаще встречается, в частности, синдром Дауна. Важное значение имеет кровное родство матери и отца, которое повышает риск аномалий интеллекта, а также расстояние между местами происхождения матери отца, поскольку при незначительном расстоянии вероятность кровного родства повышается. Иначе говоря, гетерозис (метисизация), как явление преимущества гетерозигот перед гомозиготами, способствует большим преимуществам, в том числе по уровню интеллекта. Средовые факторы также влияют на интеллект. В эмбриональном периоде мозг может быть поврежден тератогенными факторами, такими как интоксикации и инфекции, например, вирусами или алкоголем. Высока вероятность повреждения мозга при гипоксии в результате отслойки плаценты, недоношенности, повреждения мозга в момент родов. Ранние аномальные взаимодействия матери и ребенка, особенно сепарация и депривация, приводят к задержкам развития, которые могут фиксироваться (Spitz). Структура и системы обучения могут подавить или стимулировать скрытые интеллектуальные способности. Ряд лиц обладает исключительными интеллектуальными способностями, которые заметны с самого раннего возраста. Ch.Lombroso считал, что большинство гениев являются дегенератами и психически больными, однако почти через 150 лет В.П.Эфроимсон показал, что генетика интеллекта лишь относительно связана с продуктивной психопатологией. Он выделил семьи и замечательных личностей, у которых высокий интеллектуальный уровень ассоциирован с подагрой, то есть уровнем мочевой кислоты, уровнем эндогенного кофеина и уровнем гормонов. Однако «хорошая» генетика и «хорошая» среда не всегда ведут к удовлетворительному результату, поскольку для реализации интеллекта важна также способность к реализации потенций, то есть потребность к достижению цели. Эта функция может быть не связана с интеллектом, но определяет уровень доминирования и самооценки. Универсальная модель интеллекта включает операционный уровень, продуктивность и содержание. Оперативный уровень состоит из памяти, мышления, способностей к конвергенции и дивергенции идей, проведению отвлечения (абстрагирования). Продуктивность интеллекта состоит в способностях к объединению идей в группы, классы, системы, отношения. Содержание интеллекта может быть вербальным (запас слов и оперирование ими), невербальным (стратегии поведения и их использование), символическим и семантическим. Многие исследователи считают, что важной составляющей интеллекта является чувство юмора и способность к иронии над самим собой. Уровень достижения максимального интеллектуального уровня составляет в среднем 40—50 лет, если этому не препятствуют особенности личности, воздействия среды или соматические расстройства. Однако степень постепенности приобретения и утраты интеллекта зависит от генетических умственных способностей. Так, глупые умнеют медленно и быстрее становятся еще более глупыми, а умные умнеют быстро, а глупеют после 60 лет медленнее. В значительной мере уровень интеллекта поддерживается непрерывным обучением, соматическим здоровьем, отказом от вредных привычек. Правда, это не всегда подтверждается на практике, так, например, сохраняя высокий интеллект, У.Черчилль до позднего возраста продолжал курить сигары и не отказывался от коньяка. Согласно книге рекордов Гиннеса максимальные величины IQ показывают не мужчины, а женщины.
Методы исследований
Основным методом исследования интеллекта является расчет коэффициента интеллектуальности, который устанавливается на основании тестирования (IQ). Коэффициент рассчитывается, исходя из деления умственного возраста (числа правильных ответов, данных индивидом) на хронологический возраст (числа правильных ответов в среднем, характерных для данного возраста) и умножения на 100.
Тем не менее, тесты на интеллектуальность должны учитывать специфику культуры и этноса. Существуют такие этнические группы, которые не ценят абстрактные знания, а опираются в своих оценках на практическую сторону, поэтому, хотя их представители будут показывать низкие коэффициенты, на самом деле они могут быть более успешными в адаптации, особенно в стрессорных условиях среды.
Симптомы и синдромы
В патологии интеллекта выделяют умственную отсталость и деменции, которые делятся на диффузные и лакунарные, а также задержки развития и дефекты.
Отличие умственной отсталости от деменции заключается в том, что она представляет собой исходную недостаточность, в то время как деменция — приобретенное состояние. Критической точкой считается возраст около 3 лет. Если ребенок утрачивает свои способности до этого возраста, он считается умственно отсталым, если после него — страдающим деменцией. Причины умственной отсталости различаются на генетические и приобретенные. Среди генетических причин возможны генные и хромосомные аномалии, мутации, которые ведут к болезням обмена веществ. Среди средовых причин выделяются влияние тератогенных, в том числе генетических факторов на генетический аппарат, повреждения при родах, и заболевания, приобретенные в первые 3 года жизни. Разделение умственной отсталости и ее клиника описаны в соответствующих разделах. Для умственной отсталости, за исключением некоторых обменных процессов, не характерно нарастание симптоматики, но свойствен даже некоторый прогресс в результате специального обучения. Описание степеней умственной отсталости дано в соответствующих разделах учебника.
Деменция выражается в приобретенном когнитивном дефиците в сфере памяти, мышления, обучаемости, волевой активности. Если изменение интеллекта касается только одной функции, например памяти, то говорят о лакунарном, то есть очаговом слабоумии, которое характерно для атрофических деменции, например, болезни Альцгеймера. Если оно касается постепенного снижения или выпадений всех (нескольких) функций — о диффузном слабоумии, то есть глобарной деменции, которая чаще отмечается при мультиинфарктных деменциях. Однако часто эти два типы деменции переходят друг в друга, поэтому можно говорить о том, что большинство деменции развиваются в динамике от очаговой к диффузной. Деменции чаще носят прогредиентный (поступательный) характер, и они необратимы.
Задержка развития интеллекта обусловлена обычно специфическими условиями среды, например, воспитанием ребенка психически больными родителями, изоляцией, лишением нормального обучения, например в результате экономических трудностей. Однако, в отличие от слабоумия и деменции, при задержке возможен быстрый набор «планки» интеллекта в результате правильного обучения, отмечаются также вполне хорошие способности к адаптации в реальной жизни.
При шизофрении отмечается функциональное слабоумие (дефект), оно выражается в том, что, несмотря на бездеятельность и избегание новых знаний, холодность и отрешенность, пациенты продуцируют фантазии и продуктивные переживания. Они, кроме того, могут полностью выходить из состояния дефекта, в том числе и перед смертью. Таково, в частности, выздоровление Дон Кихота, описанное Сервантесом.
Комментарии
Смотри также
12 августа 2002 | 15:08
Первичное сумасшествие (Paranoia).
С судебно-медицинской, как и с клинической, точки зрения, главный признак первичного сумасшествия (паранои) состоит в том, что здесь идеи бреда (и обманы чувств) развиваются первично, а не из предшествующего им и существенно содействующего их образованию изменения в чувствованиях и в настроении духа, как это наблюдается при меланхолии и мании. К тому же, идеи бреда отличаются у параноика крайней устойчивостью, постоянством, и обнаруживают наклонность к систематизации, к логическому сочетанию и прочному усвоению их сознанием, так что ведут к совершенному изменению отношений личности больного к внешнему миру, даже влекут за собой полное преобразование прежней психической личности и превращение её в новую, болезненную личность. Подобный больной начинает смотреть на всё окружающее с особенной, неправильной, точки зрения (он удаляется от истинной точки зрения, «сходит с ума», по меткому выражению, становится «сумасшедшим» в прямом смысле этого слова).
12 августа 2002 | 14:08
Одаренные дети
Выдающиеся в умственном отношении дети иногда бывают настолько удивительными, их особенности указывают на такие огромные возможности детства, что и достовернейшие сведения о них могут казаться невероятными. Но они есть, эти «чудо-дети» с необыкновенными умственными достоинствами, далеко опережающие своих ровесников.
12 августа 2002 | 11:08
Воля и ее патология
Воля определяется как способность человека к сознательной и целенаправленной деятельности. Волевая активность присуща только человеку, поведение которого определяется в основном рассудочной деятельностью в отличие от животного мира, где поведенческие реакции обусловлены врожденными инстинктивными механизмами или механизмами научения. Проявляется воля в конкретной деятельности человека, которая представляет собой совокупность действий, харастеризующую данную личность. Именно в действиях находят отражение все психические функции человека: и восприятие, и эмоции, и мышление.
12 августа 2002 | 11:08
Возможные осложнения при лечении нейролептиками
При терапии нейролептиками могут возникать нейровегетативные расстройства антихолинергического характера: сухость во рту, тахикардия, запоры, задержка мочи, гипергидроз, спутанность сознания вплоть до картины фармакогенного делирия, хотя и значительно реже, чем при терапии антидепрессантами. Чаще наблюдаются явления, связанные с адренергической блокадой альфа-рецепторов седативными нейролептиками типа аминазина. тиоридазина и т. п., которая ведет к выраженной артериальной гипотензии и возникновению опасности ортостатического коллапса. Снижение мембранной возбудимости и угнетение активности миокарда наблюдается при терапии фенотиазинами, а особенно при применении тиоридазина и в меньшей степени при терапии хлор-протиксеном. Возникают также изменения картины ЭКГ, характерные для ишемической болезни сердца: снижение интервала S—Т и инверсия зубца Т. Эти изменения обусловливают необходимость назначения сосудистых препаратов периферического действия и сердечных средств, постельного режима после приема препаратов в течение первой недели терапии. Могут наступать и другие вегетативные нарушения — появляются ощущение жара, головная боль, диарея, дизурия вплоть до полной задержки мочи (в некоторых случаях может наступать недержание мочи), угнетение эякуляции и др.
08 августа 2002 | 15:08
Поедание несъедобного (пика) в младенчестве и детстве
Повторяющееся употребление в пищу непищевых веществ в течение 1 мес.
Не отвечает критериям расстройств в виде аутизма, шизофрении, синдрома Кляйна — Левина.
Поедание несъедобных веществ считается патологическим с возраста 18 мес. Обычно дети пробуют краски, штукатурку, веревки, волосы, одежду; другие предпочитают грязь, фекалии животных, камни и бумагу. Клинические последствия могут быть иногда угрожающими для жизни, в зависимости от того, какой предмет проглочен. За исключением умственно отсталых детей, пика обычно проходит к подростковому возрасту.
|