Сегодня 28 апреля 2024
Медикус в соцсетях

Заболевания → Патологическая склонность к азартным играм (людомания)

 
Этиология  неизвестна. Учащается во время стрессов и носит компульсивный характер.<?xml:namespace prefix = o ns = "urn:schemas-microsoft-com:office:office" />
 
Клиника
Частые повторные эпизоды участия в азартных играх, ведущие к снижению профессиональных, материальных и семейных ценностей. Пациенты рискуют своей работой, делают большие долги, наруша­ют закон для того, чтобы добыть деньги или уклониться от выплаты   долгов. Патологическая склонность к компьютерным играм с симво­лическим выиграшем. Людомания часто, хотя и не всегда, способ­ствует формированию зависимого расстройства личности, которое характеризуется переадресацией на объект игры или человека боль­шей части проблем, подчинением своих потребностей игре или доми­нантной личности, формированием психической зависимости. В оди­ночестве или вне игры у зависимых личностей возникает чувство бес­помощности и страх перед самостоятельным решением, а также страх быть брошенным, никакие свободные решения не могут быть приня­ты. При людомании, патологической склонности к азартным играм, описаны яркие насильственные представления об игре, которые ов­ладевают личностью особенно в момент стрессов. В результате дли­тельной (более 7 часов в день) работы за компьютером возникает осо­бая профессиональная модификация поведения и своеобразная ок­раска неврозов и психозов. Профессиональная модификация поведе­ния, в частности, выражается в упрощении речевых оборотов, взгля­де поверх головы собеседника, автоматических жестах, напоминаю­щих печатание на приборной доске перед засыпанием и пробуждени­ем, гипнагогических компьютерных образов при засыпании, измене­нии структуры общения и сновидений. При внезапных проблемах (сти­рание информации, выход из строя компьютера) обнаруживаются так называемые эффекты «отсутствия», которые выражаются в психоген­ном застывании перед экраном, растерянности и астении, а иногда тревоге и беспокойной суетливости.
Одна из пациенток не могла дождаться утра, чтобы выяснить причину прерывания компьютерной связи, и в течении всей ночи про­должала повторять попытки соединения с адресатами. Утром у нее возникло ощущение, что она видит на потухшем экране ответ рес­пондента. В течение всего дня по пути на работу и на самой работе она мысленно воспроизводила набор абонента и видела на «мысленном» экране его ответ. Поскольку связь продолжала отсутствовать по тех­ническим причинам следующие 2 дня, она почувствовала безразличие, появились мысли о ненужности, утратился смысл жизни. Нередко она, останавливаясь перед потухшим монитором, «мысленно чувствова­ла» осуществление компьютерной связи и так же мысленно давала ответ. Расстройство прошло, как только пациентка восстановила техническую связь.
 
Клинический пример: Пациент К, в возрасте 14лет страдал клеп­томанией, все деньги он тратил на игру в карты. Когда деньги конча­лись, он мог позволить себе их украсть у родителей, а также гостей, которые появлялись в доме. Он был госпитализирован в клинику, но подобное поведение и непреодолимая тяга к игре у него остались. В 15 лет он однажды побывал в салоне компьютерных игр и познакомился с автоматом «Однорукий бандит», в первый же день он выиграл сумму, эквивалентную 300 долларов, затратив лишь 10. В последующие два дня он все проиграл и занял у приятеля 25 долларов, на которые выиграл 500 долларов. В школу он перестал ходить, хотя уверял родителей, заня­тых собой, что посещает класс. Фальсифицировал отметки. Так про­должалось почти год. При этом он зафиксировался на определенном иг­ровом автомате и «не доверял остальным». Он был госпитализирован в психиатрическое отделение, но через четыре дня (это было зимой) сбе­жал, на следующий день он был обнаружен рядом со своим автоматом. Ночью он проник на территорию салона и спал рядом с ним.
О лечении и профилактике данного заболевания читайте в разделе: Психиатр