Сегодня 29 мая 2020
Медикус в соцсетях
 
Задать вопрос

ЗАДАТЬ ВОПРОС РЕДАКТОРУ РАЗДЕЛА (ответ в течение нескольких дней)

Представьтесь:
E-mail:
Не публикуется
служит для обратной связи
Антиспам - не удалять!
Ваш вопрос:
Получать ответы и новости раздела
03 июля 2009 08:07

Как портят зрение детям

Проблема зрения в современных условиях непосредственно упирается в проб­лемы школьного образования. Коль скоро уже десятки поколений людей в детстве принудительно обучались в школе и так, по видимости, оно будет продолжаться и впредь, то становится ясно, что школы, калеча дет­скую психику и культивируя в детях нерв­ное напряжение, являются рассадником того психического микроба, который и портит зрение человечества. Остановимся на этой теме несколько подробнее, как она того за­служивает.
В детский сад и в первый класс шко­лы ребенок идет с сияющим от счастья ли­цом и блестящими глазами. Но во втором — третьем классе он начинает томиться уро­ками, и время кажется ему бесконечно тяну­щимся, а после четвертого-пятого класса детский окулист уже норовит надеть на ре­бенка очки и всяческими запугиваниями убеждает родителей согласиться с ним. И горе тогда зрению их ребенка, если они дадут себя убедить. Так что же случилось с глазами ребенка с той поры, как он пошел в школу?
До школы ребенок мог иметь острое зрение, а мог и не иметь его, и это было ему совсем не важно. Спроси его кто-нибудь: «Ты можешь увидеть воздушного змея?» — он бы мог посмотреть вверх и сказать «да» или «нет». Каков бы ни был резуль­тат, он его не волновал: настолько это не имело значения для его развлечения. Но то, что было неважным в игре, стало важным в школе. И ребенок ощутил на себе дав­ление, принуждение к хорошей учебе. По­этому он начал весьма усердно пялиться на доску. А принуждение уже само по себе вызывает напряжение глаз. Если же еще и доска находится в таком месте, что дает блики при разглядывании ее с того места, где ребенок сидит, да и незнакомые над­писи на доске как бы подернуты дымкой (следы мела от предыдущих записей), то у ребенка естественным образом возникают проблемы со зрением.
Поскольку слова на доске очень важны для него, он начинает, к примеру, косить, напрягая таким спосо­бом глаза для того, чтобы якобы лучше увидеть.
При этом чем больше усилий он прила­гает, тем хуже он видит. Немудрено, что неопытный ребенок попадает в эту ловуш­ку, ведь и гораздо более умудренные взрослые из нее не вылезают! В конце концов, он начинает прикладывать еще больше уси­лий, и дело кончается тем, что он стано­вится «очкариком».
Прибавьте  к   этому   еще   и   то,   что   ребе­нок часами ежедневно оказывается заперт в четырех    стенах    под    надзором    учителей,  которые  нередко  бывают  нервны  и  раздражительны.   В  такой   обстановке  ребенка  за­ставляют заниматься,  при  этом  его вынуж­дают   все   время   сидеть  в   одной   и   той   же позе,   не  отвлекаясь  и  не  разговаривая.   Не надо также забывать, что нервное напряже­ние,  проявлением которого является плохое зрение,    может    вызывать    у    окружающих аналогичное   состояние.   Особенно   это   спра­ведливо  в  отношении детей,  занимающихся с учителем, носящим очки.
Не редкость и то, что предметы, кото­рые ему необходимо изучать, могут пре­подноситься весьма неинтересно. Вообще на­до сказать, весь процесс обучения в школе или институте построен
так, что ребенок и молодой человек вынуждены постоянно думать больше о получении хороших от­меток, нежели о приобретении знаний для самого себя. Сколько психологических фак­торов, портящих зрение! И удивляться при­ходится не тому, что зрение у ребенка портится, а тому, что он вообще не стано­вится слеп и туп.
Некоторые дети выносят эти противоесте­ственные условия лучше, чем другие, но многие не могут устоять перед напряжени­ем, и это естественно. Таким образом, школы становятся рассадниками не только миопии и всех иных аномалий рефрак­ции, но также и косоглазия. Нет сомнения, однако, что большинство детей, когда они только начинают ходить в школу, свобод­ны от этих видов нарушения зрения и что как частота, так и степень этих наруше­ний неизменно возрастают по мере про­должения образовательного процесса. Так, после пятого-шестого класса процент детей, носящих очки, существенно увеличивается. В старших классах большинство отличников носят очки, а в институте их ношение ста­новится чуть ли не правилом.
При этом прямо-таки ужасает обществен­ное отношение к этой проблеме. Считается, что если ребенок носит очки, то значит он «умный». Носить очки становится прес­тижным! Родители и учителя с гордостью демонстрируют фотографии, с которых гля­дят юные очкарики. И такие взрослые не в состоянии понять, что ребенок в очках — это беда, аномалия, что на человека со здоровым вкусом и здравым смыслом эти изображения производят то же впечатление,
как если б дети, изображенные там, были безруки и безноги и красовались своими костылями и протезами. Ребенок, надевший  очки, —  это   укор   невежеству   и   грубости взрослых.
Таким  образом,   усилие  разглядывания   в    школе   возникает   из-за   принудительного   характера   обучения,   отягощенного   психичес­ким   напряжением,   а   пристальное   смотре­ние — из-за  напряжения,  необходимого для видения  надписей   на  доске.   Многие  взрос­лые говорят, что у них напряжение впервые появилось   в   школе   из-за   классной   доски.   Тем   не   менее   эти   доски   все   продолжают   считаться необходимым элементом школьного   образовательного   процесса.   Одно   время   старались облегчить этот процесс, используя светло-зеленые   доски   и   желтый   мел.   Это, однако,   ухудшает   контраст   по   сравнению с    тем,    что    дает   белый    мел    на    черном фоне,   и  приводит   к   еще  большему  напря­жению  глаз,  поскольку их работа,  как  мы сказали,   основана  на  контрасте.
Еще раз напомним очень важный прин­цип: человек не сможет увидеть что-либо совершенным зрением, если не видел этого объекта    прежде.    Когда   глаз    смотрит   на незнакомый   объект,   то   он   всегда   в   боль­шей или меньшей степени напрягается, что­бы  увидеть   его.   При  этом   всегда  возника­ют    аномалии    рефракции.    Когда    ребенок смотрит   на   незнакомые   надписи   или   гео­метрические   фигуры   на   доске,   удаленные географические   карты,    схемы   или   рисун­ки,   ретиноскоп   всегда   показывает,   что   он становится  миопиком,   хотя  зрение  его  при других   обстоятельствах   может   быть   абсо­лютно  нормально.   То  же  самое  происходит и у взрослых при разглядывании удаленно­го    незнакомого    объекта.    Когда    же    глаз смотрит   на  знакомый   объект,   эффект   ока­зывается совершенно иным. Удается не толь­ко рассмотреть его без напряжения,  но и в последующем  снижается  усилие,   приклады­ваемое     при     рассматривании     незнакомых объектов.    Последнее    замечание    исключи­тельно важно, потому что оно является клю­чом  ко  всему п 
роцессу восстановления  зре­ния.
Итак,   что  могут  сделать  родители,   чтобы уберечь зрение своих детей, обучающихся в школе?  Практически  единственное,   что  мож­но   сделать   в  этой   ситуации,—  это  научить детей   расслаблять   свои   глаза   и   поддержи­вать   это   расслабление  даже  под  прессингом психического   напряжения.   Добиться   этого нелегко,   но  возможно,   а  результаты  вполне заслуживают   того,    чтобы   сделать   в   этом направлении необходимые шаги. Родителям следует после занятий в школе давать детям уроки расслабления, с тем, чтобы компенсировать то ежедневное напряжение, которому их дети подвергаются. Это будет оставаться обязанностью родителей до того времени, когда детей станут обучать приемам расслабления прямо в школе.
 
 
 
Центр Семейной Офтальмологии:
Москва, м.Тушинская, микр. Митино, ул. Дубравная, д.44. тел. 794−38−68
Москва, м. Цветной Бульвар, ул. Трубная, д.22/1 стр. 1. Тел. 607−40−31, 607−46−81
 

Поделиться:




Комментарии
Смотри также
06 июля 2009  |  13:07
Макула и ее заболевания.
Центральная часть сетчатки глаза, обеспечивающая центральное зрение называется в медицине макулой. При определенных обстоятельствах - возраст, травмы, инфекции глаза, наследственность, может начаться разрушение макулы, ее дегенерация. Этот процесс почти никогда не приводит к полной слепоте, а с появлением новых лечебных техник в современной офтальмологии удается приостановить заболевание.
02 июля 2009  |  12:07
Физиотерапия и лечение глаз. Методы физиотерапии при лечении глаз
Первый вид физиотерапевтического лечения глаз — чрезкожная электростимуляция. Этот первый вид физиотерапии - это импульсное воздействие переменным электрическим током на глазное яблоко. Электростимуляция, как метод физиотерапии, улучшает кровоснабжение управляющей хрусталиком цилиарной мышцы и сетчатки. Последнее особенно важно, так как при сильной близорукости сетчатка может страдать от дистрофии.
22 июня 2009  |  17:06
Отcлоение сетчатки - самое грозное заболевание глаз.
Сетчаткой называют в медицине чувствительную на свет мембрану, которая представляет поверхностный слой задней части глаза. К сожелению, сетчатка глаза и все структуры оптической системы не вечны и могут страдать от различных патологических процессов, происходящих в них, приводя к тяжелейшим осложнениям в виде снижения зрения и слепоты.
18 июня 2009  |  12:06
Профилактический осмотр глаз.
Глаза считаются в медицине одной из частей человеческого тела, в которой возникает наибольшее число заболеваний и неприятных ощущений. Профилактические осмотры глаз рекомендуются не только для тех, кто носит очки или контактные линзы.
16 июня 2009  |  15:06
Необычное слезотечение. Дакриоцистит.
Дакриоциститом в медицине называют воспаление слезного мешка, находящегося у внутренней стороны глазной орбиты. Собранная в него слезная жидкость, омывающая структуры глаза, должна поступать в носовую полость по слезно -носовому каналу. При его обструкции, слезная жидкость аккомулируется и находит себе выход через край глаза, растекаясь по щекам.