Сегодня 21 мая 2024
Медикус в соцсетях
 
Задать вопрос

ЗАДАТЬ ВОПРОС РЕДАКТОРУ РАЗДЕЛА (ответ в течение нескольких дней)

Представьтесь:
E-mail:
Не публикуется
служит для обратной связи
Антиспам - не удалять!
Ваш вопрос:
Получать ответы и новости раздела
26 ноября 2002 07:49   |   Г.В. Морозов. – Руководство по психиатрии. Москва.

Психогенные патологические формирования личности.

Психогенные патологические формирования личности представляют собой становление незрелой личности детей и подростков в патологическом, аномальном на­правлении под влиянием хронических патогенных воздействий отрицательных социально-психологических факторов (неправиль­ного воспитания, длительных психотравмирующих ситуаций, прежде всего вызывающих патологические ситуационные реакции личности). Следовательно, психогенное патологическое формиро­вание личности является специфическим возрастным вариантом психогенных патологических развитии личностей.  Понятие психогенного патологического форми­рования личности тесно связано с разработкой в советской пси­хиатрии представлений о возможности возникновения под влия­нием неблагоприятных факторов микросоциальной среды стойкой приобретенной патологии личности — «реактивной психопатии» по Е. К. Краснушкину, «краевой психопатии» по О. В. Кербикову.
В основу предложенной нами классифи­кации психогенных патологических формирований личности поло­жены два критерия: особенности психогенеза нарушений форми­рующегося характера и клинические особенности ведущего «патохарактерологического» синдрома. Выделены четыре основных типа патологических формирований личности у детей и подростков: патохарактерологический, постреактивный, невротический и дефицитарный. Каждый из этих типов включает различные клинические варианты, зависящие от преобладания тех или иных «патохарактерологических синдромов».
Патохарактерологическое формирование личности. Исходя из взглядов О. В. Кербикова, этим термином обознача­ется формирование патологических черт характера в детском и подростковом возрасте под влиянием уродливого воспитания и хронических психотравмирующих ситуаций.
Постреактивное патологическое формирование личности. У взрослых описано Н. И. Фелинской и К. Л. Иммерман. У детей и подростков также возможны изменения формирования характера в патологическом направлении после тяжелых и затяж­ных реактивных состояний.
Невротическое формирование личности. С нашей точки зре­ния, подобным образом следует классифицировать случаи возник­новения аномалий характера и личности в ходе затяжных невро­зов, начавшихся в детском или подростковом возрасте.
Дефицитарный тип патологического формирования личности. Этот тип наблюдается у детей и подростков, имеющих различные физические дефекты (слепота, глухота, детские церебральные параличи, аномалии развития) или хронические инвалидизирующие заболевания (пороки сердца, костный туберкулез и др.), которые сопровождаются дефицитом сенсорной информации и социальной депривацией. Наряду с этими факторами в патогенезе патологиче­ских формирований личности данного типа играют роль реакция личности на осознание дефекта, неправильное воспитание в семье, а также нарушение развития различных психических функ­ций — психический дизонтогенез.
Из названных типов патологического формирования личности наименее изучены постреактивный и дефицитарный.
Среди различных клинико-психопатологических вариантов пси­хогенных патологических формирований личности преобладает аффективно возбудимый, который особенно часто встре­чается при патохарактерологическом формировании, но может наб­людаться и при других названных типах, исключая дефицитарный. Детям и подросткам при этом варианте патологического формиро­вания личности свойственны повышенная аффективная возбуди­мость, склонность к бурным разрядам гнева, раздражения, повы­шенная конфликтность, оппозиционное отношение к взрослым. Возникновение и закрепление этих патологических черт характера особенно часто происходят в условиях недостатка целенаправлен­ного воспитания или полной безнадзорности, особенно при наличии хронической конфликтной ситуации в микросреде.
Варианты с преобладанием тормозимых или астени­ческих черт личности (робость, неуверенность в себе, тревожность, трусливость, слабость инициативы, неумение отстаи­вать свои интересы) чаще наблюдаются при невротическом и дефицитарном типах. Возникновение их при патохарактерологическом формировании личности часто связано с дефектами воспи­тания (гиперопека сочетающаяся с родительским деспотизмом).
Значительно реже при психогенных патологических формиро­ваниях личности отмечается преобладание истероидных, неустой­чивых и псевдошизоидных черт характера.
Динамика патологических формирований личности отличается. определенной этапностью которая более изучена при патохарактерологических формированиях личности. Первый, началь­ный этап, обычно совпадающий с младшим школьным возрастом, характеризуется разнообразными ситуационными реакциями. Вторым является этап формирования ведущего патохарактерологического синдрома (средний возраст — от 10 до 12 лет). Третий — этап пубертатного полиморфизма отли­чается сложным переплетением ведущих патохарактерологических проявлений с разнообразными факультативными личностны­ми реакциями, прежде всего связанными с пубертатными измене­ниями личности. Заключительный этап постпубертатной динамики может выражаться двояким образом: либо (в случае неблагоприятного сочетания факторов среды и индивидуальных особенностей) завершается формирование пато­логической личности того или иного тина — «краевая психопатия» по О. В. Кербикову (1960), либо происходит ликвидация факультативных патоло­гических проявлений, сглаживание ведущих патологических черт личности вплоть до ее частичной — по типу акцентуации характе­ра, по А. Е. Личко, или полной гармонизации. Второй, благоприятный исход динамики О. В. Кербиков  назвал «ранней депсихопатизацией».

Поделиться:




Комментарии
Смотри также
27 ноября 2002  |  08:11
Психостимуляторы
Препараты со стимулирующим действием по химическому строению неоднородны. В психиатрической практике они имеют ограниченное применение, поскольку основой всех психических расстройств является не усиление функциональной способности нервных клеток, а их ослабление.
23 ноября 2002  |  14:11
Донозологический период психиатрии
В древнейшую эпоху были созданы первые общие описания нарушения поведения вследствие «расстройства» разума.
23 ноября 2002  |  09:11
Особенности развития психиатрии в Америке
Начало развития американской психиатрии можно отнести к колониальному периоду (вторая половина XVIII в. — начало XIX в.). Он характеризовался тем, что сумасшествие связывали с разными суеверными убеждениями — колдовством, в результате чего периодически устраивались судилища с осуждением и убийством невинных людей.
23 ноября 2002  |  09:11
Особенности развития французской психиатрии
О блестящих страницах истории французской психиатрии времен Ph. Pinel, J.E.D. Esguirol, A. Bayle, V. Magnan говорилось в начале главы. Необходимо рассмотреть особенности французской психиатрии, отличающие ее от других психиатрических школ, и так, как это видится представителям других школ.
23 ноября 2002  |  09:11
Особенности развития немецкой психиатрии
О немецкой психиатрии XVIII в. и первой половины XIX в., о школах «психиков» и «соматиков», о концепции единого психоза W. Griesinger (1845) было сказано выше.