Как защитить свои права, если оказали медицинскую услугу плохого качества
Напрасно многие считают, что нельзя ничего добиться от медицинского учреждения, оказавшего некачественную услугу. Можно не только наказать виновных, но и взыскать с провинившейся организации стоимость работ. Кроме того медучреждение возместит еще и моральный ущерб, если действовать грамотно.
Какая услуга считается оказанной некачественно
Право гражданина получить услугу, отвечающую требованиям договора, закреплено в ст. 4 закона о защите потребителей от 07.02.1992 №2300-I. Этот документ и федеральный закон об охране здоровья граждан 21.11.2011 № 323-ФЗ определяют качество медицинской помощи.
Несоответствующей медицинской услугой считаются все процедуры, выполненные с нарушениями заключенного договора: несвоевременно, с недостатками из-за неправильного метода лечения, профилактики или реабилитации. Учитывается и степень достижения результата (ст.2 пункт 21 закона №323-ФЗ).
Некачественной услуга может быть вследствие нескольких причин, таких как:
- Халатное отношение медперсонала, из-за которого произошло причинение вреда здоровью клиента.
- Неоконченное или несвоевременное лечение из-за занятости врача.
- Врачебные ошибки: неправильный выбор лечения или медикаментов.
- Нарушение условий договора на предоставление медицинских услуг.
- Бездействие врачей тогда, когда пациент нуждался в медицинской помощи.
- Требование оплаты услуг, которые по закону или договору должны быть бесплатными.
Согласно ст.1100 ГК РФ лицо, причинившее вред, не несет ответственности только тогда, когда докажет, что ущерб причинен не по его вине.
Возможности клиента по восстановлению справедливости
При оказании некачественной услуги любым учреждением здравоохранения пациент имеет право потребовать от учреждения:
- Уменьшить стоимость процедуры.
- Переделать все заново.
- Оплатить расходы на устранение недостатков.
- Бесплатно устранить негативные последствия.
“Не имеет значения, в рамках каких правоотношений обратился потребитель медицинской услуги — по полисам ОМС, ДМС или другим основаниям.” - отмечают медицинские юристы из фирмы ЮАП (pravo.legal). - “Правило распространяется и на платные клиники. Набор процедур должен быть указан в договоре, заключенным между сторонами.”
Компенсацию недостатков можно получить несколькими способами, в зависимости от тяжести понесенного ущерба и реакции клиники. Факт понесения убытков и вреда здоровью должен быть предъявлен к разбирательству в установленный срок. О некачественной медицинской услуге можно заявить как после ее оказания, так и позднее.
Согласно законодательству РФ потребитель должен подтвердить причинение вреда соответствующими свидетельствами и тот факт, что его нанесла именно эта клиника. Медицинская организация обязана доказать отсутствие своей вины в произошедшем. При возникновении спора назначается независимая экспертиза. Ее может инициировать любая из сторон, либо суд.
Первоначально оплату экспертизы производит тот, кто ее потребовал. В дальнейшем виновная сторона обязана компенсировать произведенные расходы. Если ни одна из сторон не заявила о необходимости подтверждения сведений и экспертиза назначена по инициативе суда, ее оплачивает Судебный Департамент.<
Алгоритм действий
При оказании некачественной услуги можно обратиться в страховую компанию, общество по охране прав потребителей или непосредственно в суд. Если права нарушены в отношении процедур, оплачиваемых по полису ОМС, лучше связаться со страховой организацией. Тогда не придется оплачивать экспертизу до разрешения вопроса. Разбираться с клиникой тоже будет страховщик.
После заявления в Общество по охране прав потребителей в клинику с проверкой придут инспекторы Роспотребнадзора. Можно решить проблему самостоятельно. Ниже указан порядок действий клиента, недовольного качеством оказанной медицинской услуги.
1. Обращение к администрации медучреждения
Первый шаг — обратиться к руководству клиники. При этом нужно учесть возможные способы компенсации ущерба. Претензию можно предъявить в течение гарантийного срока, если в договоре с медучреждением он указан. В противном случае, заявить о своих жалобах можно в течение двух лет с момента проведения процедуры.
2. Направление претензии
Если предыдущий шаг не удовлетворил посетителя, он должен направить в клинику письменное заявление. Его нужно аргументировать, приложив снимки, анализы и другие подтверждения ущерба здоровью. Обращение отправляют заказным письмом с описью вложения, где будет четко указано, что направлена именно претензия.
Можно оставить заявление в регистратуре (приемной). В этом случае клиент делает копию документа, на которой сотрудник клиники оставляет запись о приеме. Если в течение двух недель ответа не последует, или пациент с ним не согласен, можно обращаться в суд.
3. Обращение в суд
В заявлении нужно подробно описать произошедшее и четко обозначить свои требования. Если потребитель некачественной медицинской услуги хочет дополнительно взыскать моральный вред, следует это отразить в иске. Кроме того обязательно нужно указать попытку досудебного урегулирования спора, приложив копию претензии. Возмещение морального ущерба сможет получить не только сам потерпевший, но и члены его семьи (Верховный Суд РФ в постановлении Пленума от 15.11.2022 № 33).
Медикус.ру: имеются противопоказания, необходимо проконсультироваться со специалистом