Сегодня 30 октября 2024
Медикус в соцсетях
 
Задать вопрос

ЗАДАТЬ ВОПРОС РЕДАКТОРУ РАЗДЕЛА (ответ в течение нескольких дней)

Представьтесь:
E-mail:
Не публикуется
служит для обратной связи
Антиспам - не удалять!
Ваш вопрос:
Получать ответы и новости раздела
05 апреля 2006 00:42   |   Абдуева Ф. М., аспирант кафедры внутренних болезней ХНУ им.В.Н.Каразина

Аюрведа

Аюрведа — это часть Вед, древних текстов, возраст которых, по мнению ученых, от 3,5 до 6 тысяч лет. Само слово «аюрведа» происходит от двух санскритских корней — «аyus» — жизнь или, правильнее, естественная жизнь и «veda» — знание или наука. Следовательно, термин «аюрведа» означает «наука жизни» или «знание жизни».

Всемирная организация здравоохранения признала Аюрведу эффективной альтернативной системой медицины. Являясь древнейшей медицинской системой, Аюрведа оказала влияние на развитие тибетской и древнегреческой врачебных школ, а также на многие современные виды натуротерапии и оздоровления. На сегодня Аюрведа — это цельная и полная система медицинских знаний о темпераментах, здоровом образе жизни, а также о профилактике и излечении болезней. Задачей современного поколения врачей традиционной и альтернативной медицин является взаимное обогащение знаниями и союз терапевтических подходов. В Ведах сказано, что врачи должны советоваться друг с другом, поскольку такое обсуждение усиливает тягу к знаниям, улучшает речь, разрешает неясные вопросы, удаляет сомнения и подтверждает убеждения.

Один из главных принципов Аюрведы — индивидуальный подход к пациенту, учёт его конституциональных особенностей. В Аюрведе рассматриваются три типа психофизиологической конституции: люди, склонные к худобе, на санскрите называются «Вата» (ветер), люди, склонные к полноте — «Капха» (слизь) и промежуточный между ними тип — «Питта» (желчь). Каждый тип больше предрасположен к возникновению конкретных заболеваний. Например, Капха — к заболеваниям легких; Вата — нервным расстройствам, болезням костно-суставного аппарата; Питта — заболеваниям тонкого кишечника, печени, желчного пузыря. Психологический портрет каждого типа вкратце можно охарактеризовать так: Вата — дружелюбны, отзывчивы, на лету схватывают информацию и так же быстро забывают, не могут хранить тайны и секреты. У людей этого типа умственная и физическая энергия проявляется толчками. Эти люди очень активны, но быстро устают. Непостоянство наблюдается как в силе, так и в чувствах. Капха — спокойны, медлительны, миролюбивы, выносливы, новую информацию усваивают медленно и методично, зато запоминают ее прочно и надолго. Пита — остроумны, энергичны, активны, холеричны, быстро и эффективно усваивают новую информацию и стремятся сразу же поделиться ею с окружающими.
В одной из ироничных индийских притч все люди по своему характеру также делятся на три типа, напоминающих, в некоторой степени, психологические типы Аюрведы.
 
Согласно притче, однажды Акбару, царю Индии, были присланы в подарок три совершенно одинаковых золотых фигурки и письмо. В письме говорилось, что каждая из фигурок имеет свое значение и ценность. Акбар позвал своих советников и приказал определить различия. Долго ученые мужи взвешивали их, замеряли длину, проверяли пробу золота, но так и не смогли обнаружить ни внешних, ни внутренних различий. Они только разводили руками, признавая свою беспомощность. Лишь мудрец Бирбал все не сдавался. Он нашел маленькие отверстия в ушах фигурок и просунул в них тоненькую золотую проволочку. У первой фигурки конец проволочки вышел из второго уха, у второй — изо рта, а у третьей — через пупок. Подумав немного, он сказал: «Решение загадки найдено. Первая фигурка символизирует человека, у которого в одно ухо влетает, а из другого вылетает. Вторая — напоминает человека, который, едва дослушав сказанное, сразу же спешит рассказать это другим, не утруждая себя подумать над этим. Третья же фигурка схожа с тем, кто запоминает услышанное и старается пропустить это через собственное сердце. Эта фигурка наиболее ценная из трех».
Аюрведа основана на психосоматическом подходе, учитывающем влияние на физическое состояние человека его сознания, его эмоционального мира. Поэтому заболевание в понимании врача-аюрведиста начинается не с физического тела, а с тонкой невидимой психической оболочки. В Аюрведе все болезни классифицируются по шести стадиям их развития: психофизиологической, энерго-информационной (эфирной), нейроэндокринной, эндотоксической, симптоматической и терминальной. Первые три стадии считаются легко излечимыми, четвёртая излечимая, пятая — трудно излечимая, а шестая — неизлечимая.
 
Первая стадия болезни (психофизиологическая) отражает нарушение работы «тонкого тела» вследствие негативных эмоций, низменных чувств и пороков. Частая негативная реакция психики вносит искажения в резонансные частоты различных физиологических систем организма, нарушая здоровье эфирного тела. Согласно Аюрведе, нарушения в эфирном теле выводят из равновесия Вату, Капху и Питту. Однако люди в силу недостаточной чувствительности не отмечают начало заболевания и редко обращаются к врачу на этом этапе. Если болезнь не устраняется на психофизиологической и эфирной стадии, то она неизбежно переходит на третью стадию — нейроэндокринную, а затем в эндотоксическую. Эндотоксическая стадия связана с образованием и накоплением «амы» (продуктов неполного метаболизма). Нарушение гормонального равновесия вызывает разбалансировку в работе пищеварительных и клеточных ферментов. Образующиеся в этом случае «шлаки» поступают в кровь или аккумулируются в тканях. Ама обычно имеет тенденцию накапливаться в «ослабленных» частях организма. Такое «ослабление» является следствием кармы (греховных наклонностей прошлых или текущих воплощений) или может быть приобретённым (острые и хронические стрессы, неправильное питание, инфекции, проживание в экологически загрязнённых зонах и т.д.). Кармический механизм считается наиболее значимым. Например, гордыня ослабляет печень, эгоцентризм — сердце, а лицемерие — почки. Накопление амы в организме вызывает общую слабость, повышенную утомляемость, раздражительность, чувство дискомфорта, сонливость, нарушение памяти, появление обильного налёта на языке, дурного запаха изо рта, потерю аппетита, метеоризм, появление гнойничковых высыпаний на коже и др. Вначале могут появиться только 2−3 симптома. Однако по мере прогрессирования заболевания признаки эндоинтоксикации нарастают. Пятая стадия болезни (симптоматическая) связана с активизацией механизмов саморегуляции организма. В это время органы или ткани пытаются освободиться от амы. Эта стадия сопровождается появлением специфических симптомов, например болью в области почек, повышением температуры, появлением кашля и т.д. Если не удаётся преодолеть болезнь на предыдущих стадиях, она неизбежно переходит в терминальную стадию. На этом этапе защитные механизмы органа утрачивают свою силу, а ткани претерпевают необратимые изменения.
Диагностические методы аюрведической медицины просты и построены на принципе «пяти зеркал». Пять зеркал — это пульс, язык, ушные раковины, глаза и кожные покровы. Определенные свойства пульса, присущие тому или иному недугу, называют «Музыкой болезни».
 
Методы лечения в аюрведической медицине определяются в зависимости от стадии болезни, хотя современная медицина относит многие из этих методов к профилактике. Для в оздействия на «тонкое тело» на психоэмоциональной стадии болезни, как и на всех последующих, Аюрведа советует пойти одним из трех духовных путей: путем философии, когда человек, изучая науки, познает истину, путем контроля над своими чувствами и умом и, наконец, путем любви, которым идет большинство духовных традиций. Для воздействия на физическое тело и лечения на более продвинутых стадиях болезни широко используются такие методы, как ароматерапия, музыкотерапия, цветотерапия, вкусотерапия, минералотерапия, иглоукалывание, точечный массаж, гирудотерапия, пчелоужаленье, бальнеотерапия, лечебная и дыхательная гимнастика, диетотерапия, очищение желудочно-кишечного тракта, крови, почек, дыхательной системы и кожи.
Основанная на принципах целостности и гармонии между Человеком и Природой Аюрведа включает в лечение только природные средства: лекарственные растения (более 3000!), топленое масло, минералы, специи, металлы. Основой аюрведических препаратов являются лечебные травы, подобранные в максимально эффективных сочетаниях. При изготовлении аюрведических лекарств не используются лабораторные технологии и сложное оборудование. Для выделения активных компонентов растений при изготовлении лекарства, как правило, используется вода, растительное или топлёное масло, а полученные средства употребляются в виде обычных порошков и таблеток. Химические препараты никогда не применяются для выделения активных компонентов, что обеспечивает чистоту конечного продукта и отсутствие в нём остаточных химических веществ, которые могут вызвать побочные эффекты.
Аюрведа насчитывает тысячелетний опыт лечения хронических заболеваний, таких, как заболевания суставов. Согласно концепции конституциональной предрасположенности, наиболее склонен к воспалительным заболеваниям суставов тип Вата — люди с самой слабой комплекцией, худые и костлявые, узкокостные, с маленькими и короткими руками и ногами, с узкими плечами, бедрами, склонные к сутулости. У них вечно холодные руки и ноги, часто «хрустят» суставы. Дегенеративные артрозы — удел тучных Капха. Солевыми артропатиями чаще страдают заядлые «мясоеды» и гурманы — Питта.
Заболевания суставов относятся к наиболее распространенным в мире и включают более 150 нозологий. Наиболее распространенными являются остеоартроз, ревматоидный артрит, солевые артропатии; менее распространенными — системные заболевания соединительной ткани. В Украине эти заболевания занимают третье место после заболеваний систем кровообращения и пищеварения.
 
Основным лечением симптоматической (пятой) стадии болезней суставов являются препараты на основе эффективных комбинаций лекарственных растений, прежде всего имбиря, перца черного, перца длинного, терминалии хебулы, терминалии белерики, филантуса эмблики, комифоры вигты, витании снотворной, куркумы длинной, боеравии протянутой и махараснади ганы. Комбинации на этой основе оказывают противоспалительное действие, улучшают двигательную активность, уменьшают боль и скованность в суставах. Имбирь имеет лечебный противовоспалительный и спазмолитический эффект, а также нормализует процессы пищеварения. Перец черный обладает выраженным противовоспалительным эффектом, уменьшает мышечную и суставную боль. Перец длинный имеет сильное антисептическое действие, а также выраженные иммуностимулирующие и антиоксидантные свойства. Терминалия хебула тонизирует, улучшает зрение и деятельность ЦНС. Терминалия белерика действует как тонизирующее, очищающее, омолаживающее средство, а также улучшает кровообращение и работу желудочно-кишечного тракта. Филантус эмблика — это эффективное противовирусное, антибактериальное и противогрибковое средство, обладающее, кроме того, мочегонным эффектом. Комифора вигта улучшает обмен веществ, оказывает гиполипидемическое, спазмолитическое, обезболивающее, противовоспалительное, антиагрегантное и антисептическое действие. Витания снотворная имеет общеукрепляющее и иммуностимулирующее действие, уменьшает симптомы стресса, тревоги, хронической усталости, бессонницы. Куркума длинная оказывает сильный антиоксидантный, противовоспалительный, детоксицирующий и желчегонный эффект. Боеравия протянутая стимулирует аппетит, тонизирует, оказывает противовоспалительный и мочегонный эффекты. Махараснади гана — это противовоспалительное и противоартритическое средство.
Комбинация данных растительных компонентов не является средством скорой помощи при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, клинический эффект развивается постепенно. Длительность лечения составляет не менее 2 месяцев. Уже через 2−3 недели регулярного приема пациенты отмечают положительный эффект, заключающийся в уменьшении болей и скованности в суставах, улучшении их функции.
 
Такое сочетание трав и специй не только эффективно в профилактике и реабилитации воспалительных и дегенеративных заболеваний опорно-двигательного аппарата, но и позволяет эффективно и безопасно ускорить традиционную медикаментозную терапию, проводимую нестероидными противовоспалительными средствами (НПВС), глюкокортикостероидами (ГКС) и болезнь-модифицирующими антиревматическими препаратами (БМАРП). Безопасность традиционной медикаментозной терапии достигается возможностью уменьшения дозы препаратов вышеперечисленных групп на фоне применения данной фитокомбинации. Уменьшение дозы препаратов групп НПВС, ГКС и БМАРП снижает риск развития присущих им побочных эффектов, таких как гастроинтестинальная токсичность (диспепсии, язвы, кровотечения), аллергические реакции, эндокринопатии (кушингоид, ожирение), расстройства гемопоэза, нарушения углеводного (гипергликемия), минерального (остеопороз) обмена и многие другие.
Аюрведические препараты следует принимать после еды, запивая 1/2 стакана теплой воды, так как входящие в их состав растения, например перец, оказывают раздражающее действие на слизистую желудочно-кишечного тракта.

Включение в терапию вышеперечисленных растительных компонентов безопасно и доступно по цене для большинства пациентов.

 
 
По материалам: medicusamicus.com

Поделиться:




Комментарии
Смотри также
01 июня 2006  |  11:06
Подведены итоги премии «лучший ресторан 2005 года»
Ведущий ресторанный интернет-журнал Меню.Ру, источник самой подробной, оперативной и достоверной информации о ресторанной жизни Москвы, в течение 6 месяцев проводил на своем сайте голосование по 16 номинациям третьей ежегодной интерактивной премии "Лучший ресторан года - 2005".
20 марта 2004  |  05:03
Эта неделя в мире медицины
(Эфир 19.03.04)
16 декабря 2003  |  12:12
Почему мы вынуждены платить за лечение. Расследование
Социологи и экономисты из Независимого института социальной политики провели двухлетнее исследование того, насколько распространена в России платная медицинская помощь - кому, за что и сколько мы платим, какую долю составляют легальные платежи в кассу, а какую - неформальные, в руки.
28 августа 2002  |  03:08
МЫ ЖИВЕМ В «ЧЕРВИВОМ» МИРЕ
Беседа с доктором медицинских наук, профессором кафедры инфекционных и тропических болезней РГМУ, руководителем клинического отдела Института медицинской паразитологии и тропической медицины им Е. И. Марциновского Александром Марковичем Бронштейном.