Сегодня 25 июня 2019
Медикус в соцсетях
 
Задать вопрос

ЗАДАТЬ ВОПРОС РЕДАКТОРУ РАЗДЕЛА (ответ в течение нескольких дней)

Представьтесь:
E-mail:
Не публикуется
служит для обратной связи
Антиспам - не удалять!
Ваш вопрос:
Получать ответы и новости раздела
16 марта 2010 01:19   |   Гвоздева Ю.В., Данилова М.А.
ГОУ ВПО ПГМА им. ак. Е.А. Вагнера Росздрава, г. Пермь

Профилактические мероприятия по коррекции миофункциональных нарушений во временном прикусе

 

Большинство стоматологических заболеваний, которые распространены среди детского населения, не излечивается в результате разового и даже многократного посещения стоматолога. Эти заболевания, диагностируемые однажды в любом возрасте, с разной степенью активности, продолжаются практически всю жизнь – кариес зубов, болезни пародонта и зубочелюстные аномалии.

Наблюдение за ребенком в критические периоды возможной диспропорции роста челюстей дает возможность провести ее коррекцию, назначить средства, способные укрепить, повысить резистентность морфологически незрелых твердых тканей зуба, нормализовать и скорректировать работу функционально незрелой жевательной и мимической мускулатуры при жевании, глотании, артикуляции, закрывании рта и др. Все это обусловливает целесообразность активного наблюдения за здоровым ребенком с целью использования указанных возможностей и проведения активной профилактики преобладающей патологии стоматологического профиля, какой являются кариес зубов, аномалии прикуса и заболевания краевого пародонта.

 

Следует подчеркнуть, что целесообразность диспансеризации детей у стоматолога обусловлена не только необходимостью своевременного выявления, лечения ранних стадий заболеваний, предупреждения развития осложненных форм и т.д., но и мероприятиями, направленными на их профилактику.

Для того, чтобы педиатр и детский стоматолог выполняли общую задачу, они должны руководствоваться едиными показателями развития зубов, челюстей и органов полости рта в каждом возрастном периоде.

Для каждого возрастного периода характерны свои особенности, обусловленные строением и функцией системы жизнеобеспечения организма, и определены критерии физиологического состояния зубочелюстной системы ребенка.

 

Целью нашего исследования было на основании клинического обследования определение факторов риска развития стоматологических заболеваний в период прикуса временных зубов, а также изучение характерных изменений в мышцах челюстно-лицевой области при различных видах функциональных нарушений.

 

Материалы и методы исследования. В процессе клинического наблюдения за детьми от 3 до 6 лет были определены следующие физиологические характеристики для полноценного формирования прикуса:  

-         между молочными зубами появляются «тремы», свидетельствующие о том, что зубная дуга готова к прорезыванию постоянных зубов;

-         корни молочного и фолликул постоянного зуба в челюсти располагаются в тесной связи;

-         под влиянием жевания происходит инволюция молочных зубов, проявляющаяся в стирании бугров и режущих поверхностей. Эта стираемость относится к физиологической, обусловливающей нормальное прорезывание первых постоянных моляров и перемещение нижней челюсти в сагиттальном направлении.

Кроме этого при осмотрах детей в возрасте от 3 до 6 лет, находящихся как под наблюдением врача-ортодонта, так и во время осмотров в «Дни здорового ребенка» в районных поликлиниках г. Перми были выявлены причины различных видов патологии в зубочелюстной системе:  

-         нарушение функции носового дыхания проявляется в виде смешанного или ротового. В зависимости от сочетания с другими факторами способствует формированию сагиттальных и вертикальных аномалий окклюзии;

-         нарушение функции глотания – язык занимает межзубное положение, что приводит к напряжению в окружности ротовой щели и отражается на конфигурации лица;

-         нарушение функции жевания – является активным фактором патологических видов прикуса и проявляется в различных вариантах (вялое жевание, привычка жевать на одной стороне, привычка жевать передними зубами);

-         нарушение функции речи – проявляется не только в нарушении произношения различных звуков, но и нарушении артикуляции (положение языка);

-         нарушение физиологического стирания молочных зубов и на этом фоне формирование различных форм аномалий прикуса и нарушение сроков физиологической смены зубов.

Таким образом, факторы риска по формированию зубочелюстных аномалий, пороков развития и кариеса зубов  можно сгруппировать по следующему принципу: управляемые и неуправляемые (табл. 1).

Таблица 1

Факторы риска при формирования зубочелюстных аномалий

 

Управляемые

Неуправляемые

— искусственное вскармливание;

-  неправильная поза во время сна и бодрствования;  

— нарушение функции глотания, дыхания, жевания;  

— нерегламентированное пользование соской-пустышкой;

— вредные привычки (сосание пальцев, предметов, языка, губ и т.д.)

— хронические и острые заболевания матери в период беременности;

— токсикозы беременных, угроза прерывания беременности, анемии, преждевременные и   переношенные роды;

— осложнения в   родах (слабость родовой деятельности, кровотечение, кесарево сечение, акушерские щипцы);

— асфиксия, гипотрофия, гемолитическая болезнь, аллергические и инфекционные заболевания ребенка


Проявляющиеся в раннем возрасте нарушения в развитии зубочелюстной системы можно и необходимо предотвращать путем ранней профилактики. К «приобретенным» аномалиям раз­вития зубочелюстной системы относятся следующие: вертикальная резцовая дизокклюзия (как следствие вредных привычек сосания); сагиттальная щель на фоне протрузии резцов; сагиттальная щель при сужении верхней челюсти и дистальном прикусе; локальная деформация зубного ряда вследствие вредных привычек; перекрестный прикус в переднем или боковых отделах; преждевременная потеря молочных зубов. Причиной подобных аномалий являются вредные миофункциональные привычки детей: привычка со­сать палец или соску (пустышку), отсутствие нормаль­ного смыкания губ, слабая круговая мышца рта, рото­вое дыхание и инфантильное глотание.

Вредные детские привычки мешают нормальному физиологическому развитию и ведут к формирова­нию аномалий зубочелюстной системы. К вредным привычкам относятся сосание пальцев, пустышек или других посторонних предметов, закусывание губ и языка, подсасывание губы или щеки, дыхание через рот и инфантильное глотание.

 

На основании вышеизложенного нами были определены ряд задач по проведению профилактических мероприятий, направленных на коррекцию миофункциональных нарушений в период прикуса временных зубов, которые состоят в следующем:

-         регуляция функции дыхания (консультация ЛОР-врача, назначение комплекса дыхательных упражнений, массаж крыльев носа, изготовление головной шапочки с поддерживающей повязкой для нижней челюсти);

-         нормализация функции глотания (обучение ребенка правильной методике глотания – губы и зубы сомкнуты, мышцы лица и шеи максимально расслаблены, кончик языка прижат к переднему участку неба);

-         профилактика нарушений функции жевания (включение в рацион «жесткой» пищи, своевременное устранение вредной привычки, изъятие соски);

-         профилактика зубочелюстных аномалий, сформировавшихся вследствие нарушения функции речи (раннее логопедическое обучение);

-         коррекция миодинамического равновесия с помощью миогимнастики;

-         зубное протезирование при преждевременном удалении молочных зубов;

-         «подшлифовывание» бугров молочных зубов.

С целью подтверждения позитивной роли раннего ортодонтического лечения была проведена оценка функционального состояния мышц челюстно-лицевой области с помощью электромиографии (ЭМГ). Результаты исследования регистрировали в виде электромиограмм. ЭМГ проведена у 58 пациентов в возрасте от 3 до 6 лет: основная гр. – 36 чел. и группа сравнения — 22 чел. Основную группу составили дети, находящиеся под наблюдением врача-ортодонта по поводу проведения у них лечебно-профилактических  методов коррекции миофункциональных нарушений. В группу сравнения вошли дети, которые были осмотрены в «Дни здорового ребенка» в районных поликлиниках г. Перми.

ЭМ-граммы оценивали по форме, амплитуде и временным показателям. Амплитуда представляет силовую характеристику мышцы. Анализ периодов биоэлектрической активности мышцы, соответствующих сокращению, и относительного биоэлектрического покоя при расслаблении дает представление о процессах возбуждения, торможения и выносливости ее. Сравнение ЭМ-грамм мышц обеих сторон челюсти позволяет выявить координацию их и определить приоритетную сторону жевания.

Результаты исследования функции мышц челюстно-лицевой области. Изучение функциональной активности мышц показало, что в возрасте 3−6 лет у детей обеих групп идет процесс совершенствования нервно-мышечного аппарата и функции жевания. В контрольной группе показатели, отражающие биоэлектрическую активность мышц, количество жевательных движений и продолжительность жевательного периода, соответствуют возрастной норме.

Оценка амплитуды биопотенциалов 

В норме с возрастом величина биопотенциалов собственно жевательных и височных мышц увеличивается. Данные по амплитуде в контрольной группе наблюдений не отличались от таковых возрастной нормы (табл. 2). 

 

Таблица 2 

Амплитуда биопотенциалов собственно жевательных и височных мышц у детей по группам наблюдений в возрасте от 3 до 6 лет (M+/- m)

 

 

Возраст, год

Собственно жевательные мышцы, мкВ

Височные мышцы, мкВ

основная

контрольная

основная

контрольная

3

168,8+/- 0,5

172,1+/−0,07

172,2+/−0,05

178,2+/−0,07

 

4

176,2+/−0,07

184,5+/−0,06

194,2+/−0,07

198,8+/−0,05

5

202,8+/−0,05

206,2+/−0,06

210,2+/−0,06

214,5+/−0,05

6

213,2+/−0,08

220,8+/−0,05

230,8+/−0,5

231,2+/−0,03

 

 

Примечание:  p<0,01; p<0,001.

В основной группе показатели снижены и достоверно отличаются от аналогичных контрольной в каждом возрастном периоде. Нарушение функции собственно жевательных и височных мышц у пациентов основной группы наблюдения создает предпосылки для формирования аномалий окклюзии.

Анализ количества жевательных движений

С возрастом количество жевательных движений уменьшается. Анализ показал  следующее: в возрасте 3−4 лет не выявлено достоверных различий у детей обеих групп, а средневозрастные значения практически имели те же цифровые значения, что и в группе сравнения (табл. 3). В 5−6−летнем возрасте достоверность отличий присутствовала (p<0,001 и p<0,01 соответственно).

Таблица 3

Количество жевательных движений, совершенных нижней челюстью при разжевывании стандартной пробы, у детей по группам (M+/-m)

 

Возраст, год

Количество движений нижней челюсти
при произвольной форме жевания

p

основная группа

контрольная группа

3

42,7+/−0,06

42,6+/−0,06

-

4

31,4+/−0,06

31,2+/−0,06

-

5

30,6+/−0,06

29,6+/−0,06

6

23,8+/−0,06

23,2+/−0,06

 

 

Примечание: .. p<0,01; p<0,001. 

Анализ продолжительности жевательного периода

Данный показатель в возрасте от 3−х до 6−и лет уменьшается в 2 раза, что свидетельствует о сбалансированной работе жевательной мускулатуры. У пациентов основной группы и группы сравнения выявлены достоверные отличия в возрастном аспекте, свидетельствующие о том, что дети, имеющие общесоматические проявления и особенности стоматологического статуса, на жевание затрачивают больше времени (табл. 4). Это, в свою очередь, напрямую зависит от тонуса жевательных мышц: чем он ниже, тем большее количество движений и времени необходимо ослабленным детям на жевательный период.

Таблица 4

Продолжительность жевательного периода по данным ЭМГ у детей (M+/-m

 

Возраст, год

Продолжительность жевательного периода, сек

p

основная группа

контрольная группа

3

33,0+/−0,06

31,6+/−0,06

4

24,1+/−0,11

22,9+/−0,11

.

5

19,9+/−0,11

18,5+/−0,11

..

6

14,7+/−0,14

15,7+/−0,12

..

 

Примечание: . p<0,05; .. p<0,01; p<0,001.

Показатели функционального состояния мышц в основной группе достоверно отличались от таковых в контроле, за исключением количества жевательных движений у детей 3−4 лет. Это свидетельствует о том, что восстановление тонуса мышц необходимо проводить путем создания оптимальной жевательной нагрузки.

Проведенный анализ функционального состояния мышц челюстно-лицевой области у детей и выявленные при этом изменения позволяют рекомендовать детским стоматологам ряд лечебно-профилактических мер, предусматривающих создание полноценной функциональной нагрузки посредством своевременного зубного протезирования, как отдельных зубов, так и зубных рядов. Предложенный комплекс лечебно-профилактических мер способствует оптимизации условий для качественного формирования зачатков постоянных зубов и позволяет шире применять его в условиях детских стоматологических поликлиник.

Своевременно предупредить диспропорцию зубных дуг и челюстных костей, включить дифференцированные рекомендации по профилактике кариеса и аномалий прикуса, нормализовать условия их созревания врач-детский стоматолог сможет в случае, если он наблюдает ребенка регулярно от рождения.

Необходимо отметить, что в детском возрасте активность патологического процесса всегда более выражена. Указанные обстоятельства диктуют настоятельную целесообразность своевременной диагностики ранних стадий патологии, предупреждения осложненных форм заболеваний и патологических процессов, то есть организации динамического наблюдения за детьми, особенно на этапе подготовки к смене зубов.

Источник:

«Стоматология детского возраста и профилактика», www.detstom.ru

 


Поделиться:




Комментарии
Смотри также
01 апреля 2010  |  16:04
Гигиенист стоматологический. Центры здоровья. Проект приказа Минздравсоцразвития России от 10.02.2010
О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. № 1157 «О порядке финансового обеспечения в 2010 году мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака»
08 февраля 2010  |  14:02
Эффективность обучения гигиене полости рта в дошкольных учреждениях
В деятельности дошкольного образовательного учреждения должны широко использоваться технологии, позволяющие сберечь здоровье и сформировать позитивное отношение к здоровому образу жизни, укрепить природные защитные механизмы организма ребенка .
04 февраля 2010  |  21:02
Формирование ответственности стоматологического пациента за свое здоровье
Общеизвестно, что гигиенические и лечебные стоматологические мероприятия не будут эффективными без формирования у пациента ответственности за здоровье органов и тканей полости рта.
29 января 2010  |  10:01
Профессиональная гигиена рта и гиперчувствительность зубов.
Воспалительные заболевания пародонта по праву привлекают повышенное внимание стоматологов, так как у большинства взрослого населения, страдающего ими, они приводят к утрате зубов, повышают риск развития «системной» патологии, снижают качество жизни. Высокая распространенность воспалительных заболеваний пародонта свидетельствует о недостаточной эффективности профилактических и лечебных мероприятий.
22 января 2010  |  13:01
Гигиена при наличии ортопедических конструкций во рту
Методы индивидуальной гигиены полости рта (ИГПР), используемые для этого средства, их оптимальные комплекты, без которых не может быть качественной, эффективной очистки зубов, десен, любых находящихся в полости рта протезных конструкций, будут различными в зависимости от имеющихся ортопедических зубных протезов. Чем разнообразней будет их количество и формы, тем изощренней, продолжительнее и более трудоемким будет ИГПР.