Сегодня 19 апреля 2024
Медикус в соцсетях
30 сентября 2006

Медицинская деятельность: аудит финансово-хозяйственной деятельности медицинского предприятия

В современном мире роль аудита финансово-хозяйственной деятельности возрастает с каждым годом. В том числе эта задача стала актуальной и для медицинской деятельности. Ежегодно образовывается множество медицинских предприятий, а большинство уже существующих заинтересованы в расширении своего медицинского бизнеса. Не секрет, что основополагающий фактор в развитии любой компании — участие инвестора в управлении ее деятельностью — это возможно только в условиях достоверности и полноты отражения хозяйственных операций, прозрачности деятельности предприятия, наличием системы внутреннего контроля. Как руководство, медицинской организации, так и привлекаемые со стороны внешние независимые специалисты, аудиторы и консультанты могут сыграть важную роль в вопросе укрепления доверия инвесторов, собственников и кредиторов к медицинскому предприятию. На вопросы о том, как привлечение внешних аудиторов может помочь Вам в осуществлении финансово-хозяйственной деятельности медицинских предприятий отвечает аудитор отдела аудита и бухгалтерского учета Юридического агентства «Персона Грата» Лындина Дарья Андреевна.
 
Сегодня медицинская отрасль в России является одним из наиболее динамично развивающихся видов экономической деятельности. Это связано с постоянным появлением новых научно-исследовательских разработок, совершенствованием технической базы, увеличением количества коммерческих  медицинских предприятий, повышением уровня благосостояния граждан. В результате постоянно растет перечень предоставляемых услуг и поток желающих получить ту или иную медицинскую услугу. Одновременно усиливается контроль со стороны органов власти за соблюдением норм финансового и налогового  законодательства в медицинской деятельности. Все это неизбежно влияет на деятельность медицинского предприятия, существенно ее усложняя и требуя от руководства и сотрудников роста профессиональных навыков не только в области оказания медицинских услуг, но и в области финансового учета и подготовки бухгалтерской и налоговой отчетности. Кроме того, на дворе осень, а значит не за горами период, когда необходимо думать о результатах финансово-хозяйственной деятельности не только по итогам 9 месяцев, но и всего года. При этом неизбежно возникает множество вопросов, проблем, спорных ситуаций, которые требуют оперативного решения и грамотного обоснования. А ведь, как известно, осень-зима – самый  напряженный период в деятельности медицинского предприятия! Поэтому, чтобы избежать неприятных ситуаций в конце отчетного периода, необходимо уже сейчас задуматься о проблемах бухгалтерского и налогового учета Вашей медицинской организации, решить которые поможет независимая аудиторская проверка.
 
Согласно Закону «Об аудиторской деятельности» № 119−ФЗ аудит — это независимая проверка бухгалтерского учета и отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Если ваше медицинское предприятие является открытым акционерным обществом, страховой медицинской организацией, объем ее годовой выручки превышает в 500 тыс. раз минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тыс. раз минимальный размер оплаты труда, то аудит по итогам отчетного периода для вас обязателен. Однако это не означает, что организации, не попадающие ни под одно из этих условий, не могут провести аудиторскую проверку. Наоборот, ее проведение говорит о том, что руководство заинтересовано в успешной и законной деятельности своей компании и делает все возможное, чтобы зарекомендовать себя на инвестиционном рынке как надежного и добросовестного партнера, а также избежать ошибок в налогообложении и бухгалтерском учете и следующих за этим негативных последствий в виде санкций со стороны налоговых органов. Для достижения этих целей вы можете провести инициативный аудит, т.е. проверку по решению руководства организации.
В ходе аудита финансово-хозяйственной деятельности медицинского предприятия осуществляется проверка всех участков учета организации, а именно:
бухгалтерского учета и налогообложения операций по оказанию медицинских услуг как физическим, так и юридическим лицам;
порядка формирования себестоимости платных медицинских услуг;
бухгалтерского и налогового учета операций по реализации сопутствующих медицинских товаров, готовой продукции, основных средств и материалов;
учета операций по приобретению и списанию форменной одежды, материально-производственных запасов и медицинского инструмента;
операций по учету средств, полученных в качестве целевого финансирования;
системы оплаты труда работников медицинской сферы, ее особенностей;
операций, осуществляемых в рамках системы медицинского страхования;
учета расходов по обучению медицинских работников;
учета затрат при проектировании, строительстве и реконструкции медицинских учреждений;
соответствия порядка отражения операций на счетах бухгалтерского и налогового учета принятой учетной политике;
осуществление наличных денежных расчетов;
операций по учету прочих доходов и расходов медицинского учреждения.
 
В последние годы в России помимо государственной и муниципальной широкое распространение получила частная система здравоохранения, основой которой являются внебюджетные источники финансирования и платное оказание медицинских услуг. Отражение таких операций имеет свои особенности, которые необходимо учитывать как в процессе текущей деятельности, так и при составлении бухгалтерской и налоговой отчетности.
Кроме того, бухгалтеру медицинского учреждения сегодня приходится сталкиваться с рядом сложных ситуаций, а именно:
 
1.     Раздельный учет.
Подавляющее большинство медицинских предприятий осуществляют не один, а несколько видов деятельности (например, медицинский массаж, физиотерапия, стоматология, психотерапия, косметология и т.д.), каждый из которых состоит из определенного набора работ и услуг (общий массаж, массаж лица, рук  и т.п.). Помимо получения лицензии на каждый осуществляемый вид деятельности, медицинское учреждение сталкивается с проблемой организации раздельного учета по видам деятельности и по видам медицинских услуг. Ситуация осложняется при наличии оборота, облагаемого и необлагаемого налогом на добавленную стоимость.
 
2.     Учет льгот.
Часто организации не только предоставляют льготы при оказании медицинских услуг физическим и юридическим лицам, но и сами пользуются правом их применения при расчете налогов в соответствии с законодательством РФ.
 
3.     Инвестиционная деятельность.
Для того, чтобы эффективно работать не только сегодня, но и активно развиваться в будущем, организации ведут инвестиционную деятельность. Как правило, это вложение средств в лечебное и диагностическое оборудование, а также оплата патентов, лицензий, НИОКР, финансирование подготовки и переподготовки персонала.
 
4.     Обособленные подразделения.
Сложные ситуации бухгалтерского и налогового учета возникают и в случае наличия обособленных медицинских подразделений (филиалов), организация работы которых имеет ряд своих особенностей.
 
5.     Система налогообложения.
Отдельные вопросы могут возникнуть, если Ваша организация применяет упрощенную систему налогообложения или уплачивает единый налог на вмененный доход по отдельным видам деятельности.
 
Конечно, деятельность медицинского предприятия очень обширна, и тем сложнее для бухгалтера процесс учета и подготовки отчетности. В связи с этим при проверках нередко возникают неприятные ситуации с налоговыми органами. Как правило, подобных конфликтов можно избежать, и в этом Вам поможет аудиторская проверка. Вы можете провести ее в любое время отчетного периода, однако грамотнее это сделать именно перед составлением квартальной или годовой отчетности.
По результатам аудиторской проверки Вы получите отчет (письменную информацию), где будут подробно отражены выявленные нарушения законодательства РФ, даны ссылки на нормативные документы, сделаны выводы и даны рекомендации по устранению ошибок.
Стоит отметить, что затраты на проведение аудита Вы сможете учесть в целях налогообложения прибыли и уменьшить налогооблагаемую базу (пп.17 п.1 ст.264 Налогового кодекса РФ).
Таким образом, на основе результатов заранее проведенной аудиторской проверки Вы сможете исправить ошибки и составить бухгалтерскую и налоговую отчетность с учетом всех требований законодательства!
 
Также, если Вы только организовали свой бизнес и заинтересованы в успешном его ведении, либо в бухгалтерском и налоговом учете организации имеются проблемы, требующие устранения, или же у Вас просто возникают вопросы в процессе осуществления текущей деятельности, Вы можете воспользоваться услугами по постановке, ведению, восстановлению и экспертизе бухгалтерского учета или услугами абонентского обслуживания.
 
Если у вас возникли вопросы касательно нюансов проведения аудиторской проверки организации, осуществляющей медицинскую деятельность, Вы можете задать их по электронному адресу: audit@travelexpert.ru и по телефону 101−30−47. Информацию по другим аспектам успешного ведения медицинского бизнеса можно почерпнуть на сайте Фабрика Бизнеса, а также в разделе «медицинский бизнес» Посольства   Медицины.


Комментарии

Поделиться:



29 ноября 2006  |  12:11
Большая чистка, или новый бизнес на очистке организма
На стыке медицины и туризма возник новый формат — программы очищения организма. За то, чтобы ничего не есть или есть не то, к чему привыкли, обильно потеть в спортзале, плавать в бассейне под присмотром строгого тренера, расслабляться в соляной пещере, россияне готовы выкладывать от 5 до 25 тысяч рублей в неделю… Почему бы не заработать на этом?
29 ноября 2006  |  11:11
Формула успеха: Как открыть салон красоты
Бьюти-индустрия — одна из немногих отраслей сферы услуг, для которой некритично местоположение. Для салона красоты необязательно находиться в людном месте. По большому счету владельцы салонов продают атмосферу, поэтому для успеха критична не недвижимость, а концепция: без нее проект не будет успешным. Ну и, конечно, без денег: эффективны не одиночные салоны, а сеть примерно из десяти точек, вложения в создание которых составят около $5 млн без учета покупки недвижимости.
05 октября 2006  |  09:10
Перечень возможных нарушений при проверке турфирмы
При проверке турфирмы требуется предъявить документы, подтверждающие правомерность оказания в компании услуг, подлежащих обязательному лицензированию – а именно туроператорской и турагентской деятельности. При проверке требуется предоставить не только саму лицензию, но и многие другие документы – от права собственности на помещение или договора аренды, до дипломов полученного персоналом образования.
02 октября 2006  |  13:10
Как заработать на красоте
В Москве сегодня работает более 2 тыс. салонов и студий красоты. Их покупают, перепродают, создают с нуля и даже дарят подругам состоятельных бизнесменов. Но далеко не все предприятия успешны, – ведь чтобы получать реальную прибыль, недостаточно уютного интерьера и админи-стратора с модельной внешностью. С какими проблемами ежедневно сталкиваются руко-водители салонов? И как их преодолевают?
12 сентября 2006  |  14:09
Салоны красоты в Беларуси: наступление индустрии красоты продолжается
Оккупировавшие столицу Беларуси салоны красоты перестали быть атрибутом роскошной жизни, местом, куда резво слетаются юные пассии бизнесменов и изредка заглядывают деловые леди. Сейчас практический каждый потребитель, желающий «быть дельным человеком и думать о красе ногтей», может выбрать салон с приемлемым для него соотношением цены и качества.