Сегодня 14 июля 2020
Медикус в соцсетях
29 ноября 2006

Большая чистка, или новый бизнес на очистке организма

На стыке медицины и туризма возник новый фор
мат — программы очищения организма. За то, чтобы ничего не есть или есть не то, к чему привыкли, обильно потеть в спортзале, плавать в бассейне под присмотром строгого тренера, расслабляться в соляной пещере, россияне готовы выкладывать от 5 до 25 тысяч рублей в неделю… Почему бы не заработать на этом? Для обозначения новой услуги, в основе которой лежит в том числе диетическое питание (свежевыжатые соки, овощи «на пару»), мы придумали термин «морковный курорт», хотя во всем мире этот тренд называют «медиСПА». Здесь человека не лечат, его оздоравливают. Пребывание в таком медцентре помогает жителям больших городов избавиться от лишнего веса, морщин, шлаков, токсинов, отеков, стрессов и усталости, а владельцам бизнеса — неплохо заработать.

 

Здоровый дух

В России стало модно уделять внимание здоровью. Жители крупных городов, устав от работы, связанных с ней стрессов, холодного климата и отсутствия солнца, готовы платить за самые «экзотические» процедуры, лишь бы по утрам чувствовать себя бодрее и веселее. И это главная предпосылка для «здорового» бизнеса. Однако есть одно «но».
 
— Сегодняшняя емкость рынка — не более 10 миллионов долларов, потенциальная — до 250 миллионов. Ниша для бизнеса по очищению организма, или детоксикации, довольно узкая. Вряд ли даже крупный регион потянет больше одного-двух таких заведений, — считает Павел Молчанов, аналитик инвестиционной компании «Финам».
 
— Другое дело, что очищающие программы будут очень интересны как дополнительная услуга в СПА-центрах, санаториях широкого профиля и т. д.
Таким образо
м, инвестору стоит обратить внимание на два формата этого бизнеса. Первый — реконструкция и рестайлинг действующих санаториев, в «меню» которых по инициативе инвесторов или главного врача появляется курс комплексного очищения и омоложения организма. Так, созданная в апреле 2004 года под руководством Михаила Бернштейна, главного врача санатория «Светлана», клиника «Ревиталь» стала той «изюминкой», которая выделила санаторий из ряда многочисленных учреждений подобного профиля. Весьма показателен также пример успешного менеджмента в санатории «Каменные соли». Главный врач Александр Барбакадзе в 1991 году взял в банке кредит под 3−4% годовых и вместе с коллективом выкупил клинику. На ее базе он открыл СПА-отель на 30 мест.
Пример второго формата представляет ООО «Декор» — оператор с медицинской лицензией, организующий очищение на базе действующих санаториев в Иванове. Часть доходов компания отдает санаторию, на базе которого продает свои услуги. Разумеется, санатории заинтересованы в дополнительных заработках и от сотрудничества не отказываются. А вот организаторам программ по очищению организма подходит далеко не каждый санаторий или курортная база. Во-первых, они хотят, чтобы приносимый ими дополнительный доход шел в дело. Елена Иванцева, директор компании «Декор», отмечает: «Мы даем возможность здравницам получать доход от наших пациентов. Пожалуйста! Только развивайте хозрасчетную сферу услуг, вводи
те новые услуги». Во-вторых, одним из основных критериев выбора базы является ее месторасположение. «Декору», например, пришлось перебраться из одного областного санатория в «Солнечный берег», чтобы быть ближе к столичным клиентам.
Идеальная клиника (или санаторий, на базе которого она находится) — это единое здание, а не несколько разбросанных по территории коттеджей. «Это удобнее и для бизнеса (при высокой стоимости аренды земли), и для клиентов, — говорит Марина Шевчук, заместитель генерального директора по развитию клиники «Ревиталь». — Когда люди сидят «на голоде», им необходимо общение, а значит, нужны соседи. Но главное — обязательно нужен медицинский присмотр. У нас организован постоянный сестринский пост и дежурит врач».

 

Всё по уму

Итак, чтобы открыть «морковное» предприятие, понадобится медицинская лицензия. Пакет документов выглядит следующим образом: санитарно-эпидемиологическое заключение, бумаги, подтверждающие наличие и содержание в работоспособном состоянии средств противопожарной защиты, заявление о предоставлении лицензии с приложениями, учредительные документы, свидетельства о постановке на учет в налоговой инспекции и т. д. Лицензионный сбор составит 1 300 рублей. Оформление «под ключ» с участием фирм-посредников обойдется в сумму от 350 до 5 000 долларов и займет примерно два месяца.
Общая цена вопроса неоднозначна: она зависит от уровня центра, в котором будут проводиться процедуры очищения. «С учетом необходимых лицензий, аренды помещения, персонала и т. д. первоначальные инвестиции в небольшой медицинский «очищающий» кабинет можно оценить на уровне 15–20 тысяч долларов», — прикидывает Павел Молчанов («Финам»). Инвесторам, располагающим суммами до 100 тысяч долларов, имеет смысл сконцентрироваться на создании небольших центров, действующих при клиниках или салонах красоты. Создание «очищающего» комплекса «с нуля» будет стоить уже 300–350 тысяч долларов. Неправильный старт может привести к убыткам и даже закрытию бизнеса. «Если в прошлом году было семьдесят точек, то сегодня их тридцать пять, — говорит исполнительный директор «Национальной Гильдии специалистов СПА-индустрии» Марина Кучуркина. — На момент открытия многие применяют устаревшие технологии или вообще делают неправильный выбор, доверившись «продавцам» гидрованн и соляных пещер.
Какова же отдача от инвестиций? Ставка на премиальный сегмент может обеспечить рентабельность до 20–25% — при среднем уровне в 15%. «Не могу сказать, что мы заработали милл
ионы. Но бизнес не убыточен, и прибыльность зависит от рационального мышления руководителей здравниц, с которыми мы сотрудничаем», — отмечает Елена Иванцева.
Несомненным плюсом этого формата является возможность развиваться пошагово, реинвестируя прибыль. Так, «Ревиталь» пришлось проводить ремонт помещений санатория «Светлана», на базе которого и возникла клиника очищения и оздоровления. Внедрялись новые технологии. В результате в «Светлане» появились СПА-зона, озонотерапия, аппаратная косметология, студия хипокси, косметологические кресла, гидромассажное отделение. Все это сделано путем реинвестирования, на собственные, а не заемные средства.
— Как правило, мы говорим о таких критериях прибыльности центра: окупаемость минуты — хотя бы один доллар с квадратного метра — и доход от сотрудника. Один сотрудник должен приносить предприятию 25 тысяч долларов чистой прибыли в год, — рассказывает Марина Кучуркина.
Итак, сначала выбираете место, потом «мониторите» окружение на наличие конкурентов и определяете целевую аудиторию. Открывая очистительный центр в регионах с низкой покупательской способностью, нет смысла тратиться на экзотические аппараты, достаточно оснастить его самым необходимым. Из бюджетных вариантов — аппарат мониторной очистки кишечника (немецкий — 6 900 долларов, российский АМОК-2 на 700 долларов дешевле), инфракрасная сауна (1 700 долларов), кедровая бочка (5 000 долларов), душ Виши (2 500 долларов).

 

«Морковный» курорт в деталях

  • Описание бизнеса. Медицинский центр, специализирующийся на очищении организма, детоксикации с элементами СПА. Возможно полное или частичное голодание.
  • Инвестиции. Минимум вложений в реконструкцию — 100 тысяч долларов, стартовые вложения в создание отдельного СПА–корпуса с «нуля» — 200 тысяч евро.
  • Трудности. Основная проблема — получение медицинской лицензии, но санаториям делать это легче: у них есть помещения, которые соответствуют нормам СЭС.
  • Форматы. Компания, сотрудничающая с санаториями, с запатентованной программой оздоровления (как ООО «Декор»). Санаторий или профилакторий, который «продает» путевки самостоятельно или через туристические агентства («Большие соли», «Ревиталь»).
  • Рентабельность. В регионах — в пределах 15–20%, в столице за счет высоких цен и широкого рынка сбыта — до 25%. Бизнес можно строить на реинвестировании, «добавляя» услуги по мере развития. Наиболее рентабельны длительные программы — от семи дней, залог успеха — работа по предоплате. Так можно обеспечить полную заполняемость санатория. Сезонные спады — конец мая и начало сентября. Всплески — новогодние праздники и лето.
  • Форма собственности. ООО, ЗАО.
  • Налогообложение. Льготы отсутствуют.
  • Срок окупаемости. От двух до трех лет, в зависимости от заполняемости «курорта», стоимости услуг — при аренде действующего санатория. От трех до шести лет — при строительстве собственного меди-СПА «с нуля».
  • Сертификаты и лицензии. Обязательно наличие медицинской лицензии. Минимальный срок оформления — 2 месяца, лицензионный сбор — 1 300 рублей, коммерческое оформление через партнеров — от 500 до 5 000 долларов.
  • Аудитория. Деловые люди, страдающие от синдрома «жителя большого города», молодые пары, ратующие за «здоровую беременность», клиенты с лишним весом.
  • Персонал. Медицинская лицензия подразумевает наличие медперсонала — сестер и врачей. Документы сотрудников должны соответствовать требованиям Минздрава. Как правило, число сотрудников варьируется в зависимости от объема оказываемых услуг. Но обязательно наличие гастроэнтеролога, нескольких терапевтов, диетологов и реаниматолога (факультативно). Ключевая позиция — главный врач: это не только организатор здравоохранения, но врач, имеющий не менее пяти лет стажа по специальности (санаторно-курортное дело). Очень привлекателен тандем: главный врач — экономист, главный врач — маркетолог. Очищение организма — это услуга, которую нужно уметь продавать.
 
 
По материалам Бизнес-Журнала


Комментарии

Поделиться:



01 декабря 2006  |  12:12
Сравнение экономики салонных процедур по лицу при использовании косметологического оборудования и без него.
Продолжение статьи «Почему косметолог не должен сам выбирать косметологическое оборудование для салонов красоты» Доверяя косметологу выбрать методики и косметологическое оборудование, владелец салона красоты уподобляется капитану корабля, передающему штурвал матросу, который всегда готов в первом же порту пересесть на более удобное судно, да еще захватить с собой туда самое ценное – багаж из наработанных салоном клиентов.
01 декабря 2006  |  12:12
Почему косметолог не должен сам выбирать косметологическое оборудование для салонов красоты.
Доверяя косметологу выбрать методики и косметологическое оборудование, владелец салона красоты уподобляется капитану корабля, передающему штурвал матросу, который всегда готов в первом же порту пересесть на более удобное судно, да еще захватить с собой туда самое ценное – багаж из наработанных салоном клиентов.
29 ноября 2006  |  13:11
Парикмахерский минимализм
Старожилы рынка парикмахерских и салонов в один голос утверждают: в столичной индустрии красоты эконом-класс нежизнеспособен, а имеющиеся «экономные» заведения влачат жалкое существование, с трудом отбивая затраты на аренду помещения. Однако парадокс заключается в том, что в последние два года Москва как раз переживает настоящий бум открытия парикмахерских именно этого класса. Появляются даже сетевые проекты. Вряд ли их владельцев можно заподозрить в отсутствии предпринимательской расчетливости.
29 ноября 2006  |  13:11
Красота по-мужски
Владелец крупнейшей в стране сети салонов красоты «Персона» Игорь Стоянов в жизни не держал в руках парикмахерских ножниц. В том, что красота — страшная сила, он убедился на личном опыте, увеличив за десять лет стоимость своего бизнеса с 200 тысяч долларов, потраченных на открытие первого салона, до 30 миллионов. Между тем он подумывает о новом деле, чтобы было, что оставить в наследство второму ребенку…
29 ноября 2006  |  11:11
Формула успеха: Как открыть салон красоты
Бьюти-индустрия — одна из немногих отраслей сферы услуг, для которой некритично местоположение. Для салона красоты необязательно находиться в людном месте. По большому счету владельцы салонов продают атмосферу, поэтому для успеха критична не недвижимость, а концепция: без нее проект не будет успешным. Ну и, конечно, без денег: эффективны не одиночные салоны, а сеть примерно из десяти точек, вложения в создание которых составят около $5 млн без учета покупки недвижимости.