Сегодня 21 сентября 2020
Медикус в соцсетях
 
Задать вопрос

ЗАДАТЬ ВОПРОС РЕДАКТОРУ РАЗДЕЛА (ответ в течение нескольких дней)

Представьтесь:
E-mail:
Не публикуется
служит для обратной связи
Антиспам - не удалять!
Ваш вопрос:
Получать ответы и новости раздела
27 января 2010 09:43

Не дать ребенку стать жестоким

детская жестокость (агрессия)Педагоги, медики и психологи соглашаются: агрессивное и грубое поведение ребенка — симптом его внутреннего неблагополучия, реагировать на который нужно как можно раньше. Но что должно насторожить родителей и, главное, как действовать, чтобы ребенку помочь? Посольство Медицины рекомендует прочесть статью об этом здесь.

 

В одном из престижных лицеев четвероклассни­ки писали изложение. Учительницу на минуту позвали к директору, а за это время двое соседей по парте успели пос­сориться: Антон заглянул к Вике в тетрадь, та прикрыла страницу рукой, он обозвал ее врединой, она стукнула его тетрадкой. В ответ мальчик с такой силой толкнул соседку, что она упала со стула и сломала руку… Эту историю можно было бы считать просто несчастным случаем, если бы сов­ременные учителя и родители все чаще — с горечью и растеряннос­тью — не отмечали в поведении детей стремление решать пробле­мы силой. «Сегодня если дети дерутся, то бьют очень больно, — говорит психолог Ольга Кардашина. — Конфликты нередко закан­чиваются травмами, и происходит это не только с детьми из неблаго­получных семей или с теми, кто много времени проводит за просмотром телепередач или компьютерными играми, — а ведь именно так многие привыкли считать». Что делать в таких ситуациях — наказывать? И как предотвратить саму возможность того, чтобы наш ребенок стал агрессивным и тем более жестоким?

 

Каждый случай — особый

Родителям непросто понять масш­табы проблемы, с которой они столкнулись. Кого же действитель­но можно назвать «проблемным ребенком»? Дошкольника, кото­рый заходится в гневном крике в ответ на родительское «нет»? Вто­роклассника, который дерется на переменах? Или подростка, кото­рый при любой возможности пус­кает в ход кулаки? «Я никак не могла решить, где кончаются так называемые нормальные мальчи­шеские шалости и начинаются ненормальные, — признается Ли­лия, мать двух близнецов-перво­клашек. — Витя и Митя всегда были легковозбудимы, но мне по-настоящему стало не по себе, когда мама их одноклассника пожаловалась, что мои дети загна­ли в угол ее сына и устроили ему «темную». разговор матери с ребенком о его поведенииМы пошли к детскому психологу, который успокоил меня и посоветовал… отвести их в хоро­шую спортивную секцию». «Важно, чтобы тренер ориентировал детей не на рекорды любой ценой, а на развитие человеческих качеств с помощью спорта, — уточняет пси­холог Эдвига Антье (Edwige Antier). — Только в этом случае занятия спортом и приобретенные навыки будут ребенку во благо и он не ста­нет демонстрировать силу на млад­ших братьях и более слабых приятелях, наслаждаясь при этом своим превосходством». (Подроб­нее — в рамке на с. 88.) «Родителям нужно беспокоиться в том случае, когда ребенку достав­ляет удовольствие причинять зло другому и видеть его страдания, — подчеркивает детский психолог Мария Серебрякова. — По-настоя­щему проблемными можно назвать лишь тех детей, кто постоянно аг­рессивен до жестокости. Для них такой способ поведения — основная тактика: они оказываются затяну­ты в разрушительную воронку, независимо от возраста и социаль­ного положения семьи». Если же ребенок дерется лишь время от времени и при этом считается с авторитетом старших, готов воспринимать их объяснения и запре­ты — его поведение вполне нор­мально. Детский психолог Северин Феникс (Severine Foenix), автор масштабного исследования о про­блемном поведении школьников, добавляет: «Есть множество нюан­сов и деталей, которые и определяют степень тяжести детской проблемы. Иногда асоциальное поведение ребенка является не самой болезнью, но лишь симпто­мом, за которым кроются действи­тельные причины его состояния»*. И их необходимо найти — иначе помочь такому ребенку по-настоя­щему будет невозможно.

 

Агрессивность как этап развития

Совершенно ясно, что одним нака­занием проблемы агрессивного поведения не решить. По одной простой, но часто упускаемой нами из виду причине: личность ребенка еще только формируется. И при этом, как утверждает теория пси­хоанализа, проходит все непремен­ные этапы развития, в том числе и этап агрессивности, которая иног­да может принимать очень жесто­кие формы**. «Для детей полутора-двух лет агрессия может быть вполне естественной реакцией: меня толкнули, и я толкнул, — объ­ясняет Ольга Кардашина. — Как и для бунтарей-подростков, движимых желанием самоутвердить­ся, противопоставляя себя окру­жающему миру». Эту энергию детской агрессивности, подчерки­вает психолог, важно направить в иное, не деструктивное, но конст­руктивное русло. Семья, школа и общество должны действовать в этом совместно — так, чтобы взрослые осознавали и использо­вали свой авторитет, устанавливая разумные запреты, а дети воспри­нимали этот авторитет как закон­ную и необходимую силу, преобра­зуя свою агрессивность в более приемлемые чувства.

 

Семьи, где рождается жестокость

Семьи, где рождается жестокостьЕсли авторитет взрослых слаб или попросту отсутствует, ребенок на­чинает выплескивать свои агрес­сивные импульсы на окружающих и может привыкнуть к такому сти­лю поведения. В особой опасности находятся дети, лишенные роди­тельского понимания, сопережива­ния их чувствам, подчеркивает детский психотерапевт Морис Берже (Maurice Berger). «Такие дети не могут описать словами свое душевное страдание, — говорит специалист. — Они никогда не встречали сочувствия в родителях, а потому не могут сочувствовать другим».

«Нередко даже от трех-четырех-летних детей можно услышать: «Я очень злюсь на тебя и не знаю, как с этим справиться», — говорит Мария Серебрякова. — Родители же, не вникая, лишь раздражают­ся: «Прекрати!» Но даже если ре­бенок замолкает, его агрессия не исчезает. Она обязательно про­явится где-то еще или превратится в аутоагрессию — чувство вины, ощущение собственной неполно­ценности, ненужности». Так или иначе за проявлениями детской злости, грубости и жесто­кости всегда стоят определенные проблемы семьи, в которой растет ребенок. Вернее, сама его семья -нестабильная, не дающая ему необходимого понимания, тепла, защиты — и порождает детские проблемы. помочь ребенку«Самые тяжелые ситуации обычно складывают­ся там, где родители не испытыва­ют ни малейших сомнений в пра­вильности собственных поступков и взглядов на воспитание, а потому перекладывают всю ответствен­ность на других — на общество, преподавателей, врачей, — говорит Морис Берже. — Чтобы помочь своему ребенку, нужно самим реа­гировать на его поведение адекватно и как можно раньше. Не вос­принимать стремление обругать или поколотить обидчика как не­что естественное, но и не сводить личность ребенка к определению «агрессивный», понимая, что за его поведением всегда скрывается какое-то страдание». Выдающийся английский педиатр и психоанали­тик Дональд Винникотт утверж­дал, что «антисоциальное поведение детей является сигналом SOS, желанием получить поддержку от сильных, любящих и вызывающих доверие людей». Это именно то, что должны услышать в нем взрослые.

 

Почему мой ребенок ведет себя плохо?

«Попробуйте разобраться в сложившейся ситуации с помощью этого небольшого теста, — предлагает семейный психотерапевт Инна Хамитова. — Оцените следующие утверждения ответами «верно» или «неверно».

 

А. Для моего ребенка характерны:

Система Orphus
ЗАМЕТИЛИ ОШИБКУ в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl + Enter! СПАСИБО!