Сегодня 23 апреля 2024
Медикус в соцсетях
 
Задать вопрос

ЗАДАТЬ ВОПРОС РЕДАКТОРУ РАЗДЕЛА (ответ в течение нескольких дней)

Представьтесь:
E-mail:
Не публикуется
служит для обратной связи
Антиспам - не удалять!
Ваш вопрос:
Получать ответы и новости раздела
01 марта 2002 00:00   |   И. В. Калмыкова, Л. К. Дубовская, Г. Д. Шматова Российский Университет Дружбы народов, Российская ассоциация

ФАКТОРЫ РИСКА ЗАРАЖЕНИЯ ИППП И ВИЧ-ИНФЕКЦИЕЙ

Risk factors of acquisition of STI/HIV among adolescents in children’s homes
I. V. Kalmikova, L. K. Dubovskaja, G. D. Shmatova
Russian University of People’s Friendship, Association SANAM, Learning Center “Spring Life”
 
 
 
Характерен опережающий рост заболеваемости ИППП у подростков 13−14 лет по сравнению с подростками 15−17 лет. В сложившейся эпидемиологической ситуации требуются глубокие, детальные исследования среди подростков, как одной из основных групп риска заражения ИППП/ВИЧ-инфекцией.
 
Введение
По данным официальной статистики, за последнее десятилетие регистрируется значительный рост заболеваемости инфекциями, передаваемыми половым путем (ИППП) во всем мире, причем отмечается устойчивая тенденция омоложения контингента заболевших ИППП. Несмотря на снижение заболеваемости сифилисом в целом по РФ, неуклонно растет доля заболевших сифилисом подростков.
 
Методы исследования
Проведено выборочное исследование среди подростков, находящихся на воспитании в детских домах. Разработана программа, включавшая проведение анкетирования, ролевых обучающих игр и тренингов. Исследование проходило в 3 этапа и охватывало 120 подростков и преподавателей трех детских домов г. Москвы.
На первом этапе проведено анонимное обучающее анкетирование воспитанников детских домов с целью изучения социальных и поведенческих характеристик подростков, а также определения уровня их информированности по вопросам, включенным в программу исследования. Все анкеты были вложены в конверты, и при желании подросток мог запечатать конверт с целью соблюдения конфиденциальности. В анкету были включены такие блоки вопросов, как “Психологическая характеристика подростка”, “Социально-гигиеническая характеристика быта, образа жизни и занятий подростка”, “Сексуальная грамотность, сексуальное поведение и источники информации”, “Информированность подростков об ИППП, СПИДе и мероприятиях по их профилактике”.
С целью изучения влияния личного опыта подростка (положительного или отрицательного) на его будущее, и, прежде всего, на создание собственной семьи и отношение к будущим детям, в программу исследования мы включили специальный раздел “Установка подростков на будущее своей семьи”. С помощью этого раздела выясняли мнение подростка об оптимальном возрасте вступления в брак, планы относительно будущих детей и их количества, подробно изучали отношение подростка к будущему своего ребенка, что давало возможность сопоставить условия воспитания подростка и его взгляды на будущее. Нужно отметить, что многие подростки делали приписки на полях анкет, размышляя о заинтересовавших их или наболевших вопросах, используя возможность высказать свое мнение хотя бы на бумаге, 72% подростков отметили пользу и выразили заинтересованность в проведении подобного анкетирования в дальнейшем.
После анкетирования был проведен 3−дневный мотивационный тренинг и ролевая игра, адаптированные для подростков из детских домов с включением элементов знаний по ИППП, ВИЧ и здоровому образу жизни. Участники познакомились с такими понятиями, как “выбор” и “ответственность”, и в процессе обсуждения пришли к пониманию того, что, у них всегда есть право выбора, и, совершая осознанные поступки, они имеют возможность самостоятельно строить свою жизнь. При обсуждении темы “Я – автор своей жизни” подростки ознакомились с принципами работы над собой. После лекции и последующего обсуждения проблемы ИППП, СПИДа и их профилактики была проведена ролевая игра, в процессе которой подростки убедились в опасности этих заболеваний и в большой скорости их распространения. Всем участникам были вручены буклеты и брошюры.
На втором этапе исследования, после тренинга, было проведено заключительное анкетирование, позволяющее выявить уровень восприятия подростками предложенной информации (ИППП и СПИД, первые проявления и профилактика, ответственность в сексуальной жизни, здоровье будущих детей и др.).
На третьем этапе исследования осуществляли анонимное анкетирование среди педагогов-воспитателей. Акцент в этих анкетах был сделан на следующих разделах: “Семейное и социальное положение воспитателя”, куда вошли вопросы о наличии собственных детей, семейном положении, образовании, специальности, стаже работы с детьми, призвании воспитателя; “Темы бесед с подростками в свободное время”, где затрагивались причины, по которым некоторые воспитатели не могут разговаривать с подростками на те или иные темы; “Информированность воспитателей об ИППП, СПИДе и мероприятиях по их профилактике”.
Отдельно были вынесены вопросы, позволяющие выявить способность воспитателя поддержать подростка, оказать ему адекватную помощь или дать совет.
Результаты
В первой части анкетирования приняли участие 120 подростков – воспитанников детских домов. В заключительном анкетировании участвовало 107 человек, что составило 89% от первоначального количества респондентов (табл. 1).
Таблица 1. Распределение обследованных подростков по полу и возрасту
Возраст
Пол
Первое анкетирование
(n = 120)
abc (%)
Второе анкетирование
(n = 107)
abc (%)
13−14
М
17 (14,2)
14 (13,1)
 
Ж
22 (18,3)
20 (18,7)
18−17
М
46 (38,3)
42 (39,3)
 
Ж
35 (29,2)
31 (28,9)
Распределение подростков по полу и возрасту при первом и втором анкетировании было приблизительно одинаковым.
Поскольку исследуемые нами подростки фактически не имеют семьи, то в данном случае необычайно важен вопрос о наличии взрослого человека, с которым воспитанник детского дома с полным доверием мог бы обсуждать все наболевшие вопросы, советоваться в сложных для него ситуациях. Выявлено, что большинство подростков не имеют такого взрослого друга. При этом изучаемый показатель значительно ниже в более старшей возрастной группе. Вероятно, этот факт можно объяснить тем, что с увеличением возраста проблемы подростков и волнующие их вопросы становятся более интимными, личностными, а благодаря негативному жизненному опыту степень доверия к старшим снижается (табл. 2).
Таблица 2.
Варианты ответов, абс (%)
Возраст
13−14
15−17
Пол
М
(n = 17)
Ж
(n = 22)
М
(n = 46)
Ж
(n = 35)
Да
 
14 (82,4)
18 (81,8)
15 (32,6)
17 (48,6)
Нет
 
3 (17,6)
4 (18,2)
31 (67,4)
18 (51,4)
К основным факторам риска ИППП у подростков относится девиантное поведение, в частности раннее вступление в сексуальные отношения на фоне употребления алкогольных напитков и наркотических веществ и знакомство с порнопродукцией, нездоровый образ жизни, а также комплекс неблагоприятных условий жизни.
В ходе проводимого исследования выявлен возраст первого употребления подростками алкогольных напитков: в среднем это происходит в возрасте 9−11 лет. Также было интересно определить ситуации, в которых подростки впервые употребляли алкоголь (табл. 3).
Таблица 3. Первое употребление подростками алкогольных напитков
Варианты ответов,
абс (%)
Возраст
13−14
15−17
Пол
М
(n = 17)
Ж
(n = 22)
М
(n = 46)
Ж
(n = 35)
В компании
 
14 (82,4)
11 (50,0)
37 (80,4)
32 (91,4)
Один (одна), из любопытства
 
1 (5,9)
6 (27,3)
4 (8,7)
2 (11,4)
Заставили
 
2 (11,8)
4 (18,9)
3 (6,5)
1 (2,9)
Другое
 
-
1 (4,5)
2 (4,3)
-
По нашим данным, большинство подростков младшей подгруппы употребляют алкогольные напитки 2−3 раза в год, а старшей подгруппы – только по праздникам (табл. 4). Однако существует группа подростков, употребляющих алкоголь значительно чаще, и этот факт необходимо учитывать.
Среди причин употребления подростками алкоголя на первое место выходит желание не выделяться в компании, следовать ее законам (34%). В то время как состояние опьянения нравится 26% подростков.
Таблица 4. Частота употребления подростками алкогольных напитков
Варианты ответов, абс (%)
Возраст
13−14
15−17
Пол
М
(n = 17)
Ж
(n = 22)
М
(n = 46)
Ж
(n = 35)
Вообще не употребляю
 
1 (5,9)
3 (13,6)
2 (4,3)
2 (5,7)
Употребляю 2−3 раза в год
 
5 (29,4)
14 (63,6)
4 (8,7)
6 (17,1)
Только по праздникам
 
7 (41,2)
3 (13,6)
31 (67,4)
19 (54,3)
Один раз в неделю
 
3 (17,6)
2 (9,1)
4 (8,7)
5 (14,3)
Почти каждый день
 
1 (5,9)
-
5 (10,9)
3 (8,6)
Также изучены причины, по которым подростки впервые пробуют курить. Оказалось, что огромную роль здесь играет любопытство – 79%. Однако большой процент подростков прибегают к курению ради самоутверждения (в нашем исследовании – 21%). Тем не менее после первого опыта продолжают постоянно курить 37% подростков; курят очень редко для создания имиджа 39%. При этом у 24% подростков после единственного случая курения желания продолжать курить не возникало.
Мы не ожидали получить столь откровенные ответы об употреблении наркотических препаратов. Установлено, что 69,2% респондентов имели опыт употребления наркотиков. При этом на первом месте оказалась токсикомания (42,2%, на втором – употребление таблетированных препаратов (27,7%), на третьем – курение (26,5%), на четвертом – инъекционное введение наркотиков – (3,6%). Часть подростков указала на комплексное употребление наркотических и психотропных препаратов (распределение по полу и возрасту показано в табл. 5).
Для изучения возможных путей проведения информационно-профилактических мероприятий, мы проанализировали досуг и пристрастия подростков. Из 120 респондентов предпочитают проводить время в веселых компаниях 41%, отдают предпочтение общению с близким другом или подругой – 54%.
Таблица 5. Опыт употребления наркотических веществ
Варианты ответов,
абс (%)
Возраст
13−14
15−17
Пол
М
(n = 17)
Ж
(n = 22)
М
(n = 46)
Ж
(n = 35)
Инъекции
 
-
-
2 (4,3)
1 (2,9)
Курение
 
2 (11,8)
-
13 (28,3)
7 (20,0)
Таблетки
 
1 (5,9)
1 (4,5)
12 (26,1)
9 (25,7)
Токсикомания
 
3 (17,6)
-
17 (13,0)
15 (42,9)
Нет опыта употребления
 
11 (64,7)
21 (95,5)
2 (4,3)
3 (8,5)
Следующим аспектом нашего исследования была тема взаимоотношений между мужчиной и женщиной, степень информированности подростка и его отношение к этой стороне жизни. О существовании сексуальных отношений, по нашим данным, дети узнают в среднем в 8−10−летнем возрасте. Реакция на это открытие бывает самая разная. Полученная информация вызвала интерес у 34%, удивление – у 36%, отвращение – у 2%, недоверие – у 11%, безразличие – у 17% подростков. После обогащения новыми знаниями пытались поговорить на эту тему со взрослыми лишь 3% опрашиваемых. Этот факт говорит о том, что тема сексуальных взаимоотношений по-прежнему является запретной. Однако неожиданно низким оказался процент подростков, которые обсуждают указанную тему со своими друзьями (только 38% опрашиваемых).
При изучении знаний подростков об особенностях (физических и физиологических) женского и (или) мужского организма и источниках получения информации обнаружено, что у большинства подростков знания по этому вопросу отсутствуют (88%). Из ответивших положительно (12%) получили информацию в виде ответов на вопросы 31%, из беседы с воспитателем или другими взрослыми – 6%; прочитали специальную литературу – 63% подростков.
Изучение сексуального опыта показало, что 15,8% подростков имели сексуальный контакт. Средний возраст вступления в сексуальные отношения – 14−15 лет.
Анализируя мотивацию к вступлению в сексуальные отношения, мы получили следующие данные: у 7 подростков побудительным мотивом явилось любопытство, у 5 – самоутверждение, у 7 – любовь или доказательство любви.
Доля подростков, вступивших в сексуальные отношения с применением насилия, составляет 6%. Но не все они охарактеризовали свое отношение к первому половому партнеру как неприязненное: 2% девушек после контакта испытывали симпатию к насильнику. Изнасилованные при первом сексуальном контакте указывают, что насильниками были старшие приятели (3), незнакомые мужчины (2), ровесники (2).
На вопрос о количестве сексуальных партнеров к моменту обследования 81% подростков, имеющих сексуальные контакты, ответили, что имели двух и более партнеров. Необходимо обратить внимание на то, что 67% подростков – воспитанников детских домов были свидетелями сексуальных контактов, даже оставаясь физиологически девственными.
В ходе исследования мы и изучили информированность подростков об ИППП и СПИДе, путях передачи этих заболеваний и их профилактике. В том, что обладают достаточной информацией по этим вопросам, уверено 36% респондентов. Основным источником получения информации являются друзья (36%). Лекции врача отметили 15% подростков. Первые проявления указанных заболеваний известны 29,2% подростков, не совсем точно известны 54,2%. Не знают ничего о первых проявлениях ИППП и СПИДа 16,6% подростков. Данные в соответствии с распределением обследуемых по полу и возрасту представлены в табл. 6.
Таблица 6. Информированность подростков о первых проявлениях ИППП и СПИДа
Варианты ответов,
абс (%)
Возраст
13−14
15−17
Пол
М
(n = 17)
Ж
(n = 22)
М
(n = 46)
Ж
(n = 35)
Да
 
2 (11,8)
1 (4,5)
15 (32,6)
17 (48,6)
Нет
 
5 (29,4)
2 (9,1)
4 (8,7)
9 (25,7)
Не совсем точно
 
10 (58,8)
19 (86,4)
27 (58,7)
9 (25,7)
Большинство подростков выразили желание продолжить исследование в дальнейшем (табл. 7). Во многом это обусловлено тем, что анкетирование проводилось анонимно (хотя при желании подросток мог задать исследователю любой вопрос), незнакомыми или малознакомыми людьми, информация не могла попасть к сотрудникам детского дома, а анкеты увозились исследователями для статистической обработки сразу же после окончания анкетирования.
Таблица 7. Желание подростков продолжить обсуждение данных вопросов в будущем.
Варианты ответов,
абс (%)
Возраст
13−14
15−17
Пол
М
(n = 17)
Ж
(n = 22)
М
(n = 46)
Ж
(n = 35)
Да
 
15 (88,2)
17 (77,3)
43 (93,5)
33 (94,3)
Нет
 
2 (11,8)
5 (22,7)
3 (6,5)
2 (5,7)
Второе анкетирование (после тренинга и ролевой игры) проводилось для того, чтобы определить, увеличилась ли степень ответственности подростков при сексуальном общении с партнером или партнершей, изменился ли уровень знаний об ИППП и СПИДе, увеличилась ли вероятность того, что подросток сможет без страха отклонить предложение вступить в сексуальные отношения.
Во время тренинга при обсуждении вопросов личной ответственности был установлен очень низкий процент категоричных положительных ответов (5%). Наибольший показатель пришелся на ответ “несу ответственность, но не всегда” (33%). Результаты заключительного анкетирования представлены в таблице 8.
Таблица 8. Ответственность подростков в сексуальных отношениях
Варианты ответов,
абс (%)
Возраст
13−14
15−17
Пол
М
(n = 17)
Ж
(n = 22)
М
(n = 46)
Ж
(n = 34)
Только я несу ответственность
 
7 (58,3)
11 (68,7)
37 (82,2)
29 (85,3)
Не несу ответственность
 
1 (8,3)
2 (12,5)
-
1 (2,9)
Несу, но не всегда
 
4 (33,3)
3 (18,8)
8 (17,8)
4 (11,8)
Очевидно, что акцент в столь сложном вопросе сместился в сторону личной ответственности подростка.
На вопрос о том, к кому в первую очередь обратился подросток, если обнаружит у себя проявления ИППП, большая часть подростков указали врача. Большинство подростков, проживающих в семьях, в первую очередь обратились бы к родителям.
Таблица 9. Первоочередность обращения подростков в случае обнаружения у себя симптомов ИППП
Варианты ответов,
абс (%)
Возраст
13−14
15−17
Пол
М
(n = 17)
Ж
(n = 22)
М
(n = 46)
Ж
(n = 34)
Друг
 
1 (8,3)
-
4 (8,9)
2 (5,9)
Воспитатель
 
1 (8,3)
2 (12,4)
1 (2,2)
3 (8,8)
Врач
 
7 (58,3)
13 (81,3)
27 (60,0)
25 (73,5)
Буду лечиться самостоятельно
 
3 (25,1)
1 (6,3)
13 (28,9)
4 (11,8)
Возраст воспитателей исследуемых коллективов детских домов в среднем составляет 40 лет. К сожалению, большинство воспитателей недостаточно информированы в вопросах ИППП, более того, не считают нужным обсуждать эту тему с детьми (часто по причине недостаточно доверительных отношений с подростком и из-за ложной стыдливости) в надежде на школу и СМИ.
У 20% воспитателей нет собственных детей. Все воспитатели, имеющие детей, ответили, что если воспитанник обратился за советом или помощью, то они приложат максимум усилий, чтобы помочь ему; при этом в отношении собственных детей они не уверены, что смогут реагировать адекватно.
Обсуждение
Одним из элементов формирования здорового образа жизни является гигиеническое воспитание вообще и сексуальное воспитание в частности. Изучение этого аспекта образа жизни подростков показало решающую роль семьи в формировании поведенческих установок. К сожалению, наши респонденты находятся в ситуации, когда часто им не приходится рассчитывать на совет взрослого человека и необходимо принимать решения самостоятельно. Справедливости ради надо отметить, что большинство сотрудников детских домов готовы помочь по мере возможности, однако взаимный контакт устанавливается не всегда.
Отвечая на вопросы анкеты, большая часть подростков отметила нежелание обсуждать личные проблемы и вопросы пола с воспитателями, врачами и персоналом детского дома. В отличие от подростков, проживающих в семьях, которые отдают предпочтение друзьям, для воспитанников детского дома многие вопросы пола, взаимоотношений людей, психологические и бытовые аспекты “нормальной”, полноценной жизни остаются неясными, не решенными.
Тем не менее основную ответственность за формирование поведения подростков – воспитанников детских домов, по нашему мнению, должны взять на себя педагоги и медицинский персонал школы и детского дома. К сожалению, многие педагоги сами не обладают достаточными знаниями в исследуемой области, обладают недостаточным жизненным опытом и природной мудростью. Поэтому в подготовку педагогов в рамках предметов “Школьная гигиена” или “Валеология” необходимо включить специальные разделы по сексуальному воспитанию, психологическим аспектам и роли человека в обществе. Отмечено, что школьные программы незначительно компенсируют недостаток знаний по вопросам полового воспитания. Основная роль в обеспечении информацией по вопросам сексуальных отношений и распространения ИППП принадлежит СМИ, в основном телевидению, порнографической и эротической литературе, и лишь незначительная часть приходится на научную литературу. Нет ничего удивительного в том, что, не зная других сторон человеческих отношений, имея весьма смутное представление о моральных ценностях, подростки будут экстраполировать полученные поведенческие установки на взрослую жизнь.
Таким образом, вопрос подготовки подростков к взрослой жизни вообще и к семейной жизни в частности в настоящий момент стоит особенно остро. Требуются широкие медико-социальные исследования для определения факторов риска ИППП/ВИЧ-инфекции для подростков с целью разработки комплексной профилактической программы с привлечением педагогов, врачей, работников социальных служб, СМИ, правоохранительных органов и, конечно, самих подростков.

Поделиться:




Комментарии
Смотри также
01 марта 2002  |  00:03
СЕРОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА СИФИЛИСА
СЕРОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА СИФИЛИСА
28 января 2002  |  00:01
АНАЛИЗ ПЛАСТИЧНОСТИ НЕЙРОДИНАМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ЕЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО РЕЗЕРВА У ПАЦИЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМИ ФОРМАМИ ПРИОБРЕТЕННОГО СИФИЛИСА.
АНАЛИЗ ПЛАСТИЧНОСТИ НЕЙРОДИНАМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ЕЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО РЕЗЕРВА У ПАЦИЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМИ ФОРМАМИ ПРИОБРЕТЕННОГО СИФИЛИСА.
28 января 2002  |  00:01
Медико-социальные характеристики и некоторые патологоанатомические аспекты в группе женщин, болевших сифилисом во время беременности
Медико-социальные характеристики и некоторые патологоанатомические аспекты в группе женщин, болевших сифилисом во время беременности
28 января 2002  |  00:01
К ВОПРОСУ О КРИТЕРИЯХ ДИАГНОСТИКИ СКРЫТОГО РАННЕГО ВРОЖДЕННОГО СИФИЛИСА.
К ВОПРОСУ О КРИТЕРИЯХ ДИАГНОСТИКИ СКРЫТОГО РАННЕГО ВРОЖДЕННОГО СИФИЛИСА.
28 января 2002  |  00:01
СЛУЧАЙ НЕИММУННОГО ОТЕКА ПЛОДА У ЖЕНЩИНЫ БОЛЬНОЙ СИФИЛИСОМ
СЛУЧАЙ НЕИММУННОГО ОТЕКА ПЛОДА У ЖЕНЩИНЫ БОЛЬНОЙ СИФИЛИСОМ