Сегодня 21 февраля 2019
Медикус в соцсетях
 
Задать вопрос

ЗАДАТЬ ВОПРОС РЕДАКТОРУ РАЗДЕЛА (ответ в течение нескольких дней)

Представьтесь:
E-mail:
Не публикуется
служит для обратной связи
Антиспам - не удалять!
Ваш вопрос:
Получать ответы и новости раздела
30 ноября 2006 13:28

Аюрведа, древность и современность

Массовая мода на восточную экзотику не могла обойти сторо
ной и спа-индустрию. Ведь на протяжении столетий в Азии создавались десятки оригинальных оздоровительных методик, многие из которых — тайский массаж, корейская су-джок терапия, японская банная церемония фуро или турецкий хаммам — заслуженно получили всемирную известность. Однако совершенно особое место в новейших спа-салонах заняла древнеиндийская медицинская система аюрведа. Во многих странах существуют аюрведические спа-центры, разрабатываются специальные аюрведические комплексы, ведется обучение специалистов. Почему же именно аюрведе выпала столь почетная роль?

Дело в том, что аюрведа — это нечто большее, чем удачная медицинская теория: это целый врачебный канон, описывающий принципы строения человеческого тела и диагностические приемы, предписывающий разнообразные лечебные и профилактические процедуры. Взгляд аюрведы на человеческое тело и сознание как на нечто единое стал особенно актуален с развитием идеологии спа.

Вкратце, в чем же состоят основные представления аюрведы? В человеческом теле действуют три основные жизненные субстанции («доши»): вайю, или вата, — субстанция воздуха, питта — огненная субстанция, представленная в основном секрецией печени и некоторых других органов, производящих в теле «жар», и капха — понятие, включающее в себя слизь, лимфу, тканевую жидкость, а также желудочный сок, то есть все бесцветные и «холодные» жидкости организма.
Задача состоит в том, чтобы, зная приемы диагностик
и и коррекции каждой из этих жизненных субстанций, содержать их в правильном состоянии и равновесии.
Для этого служит панчакарма (санкр. «пять действий») — традиционная система очищения организма. В зависимости от степени желаемой «чистоты» рекомендовалось практиковать панчакарму раз в несколько месяцев или раз в год.

В действительности панчакарма представляет собой систему достаточно сложных процедур числом более пяти, подобранных в соответствии с типом тела пациента и осуществляемых под контролем специалистов. Современные специалисты по аюрведе приложили немало усилий, чтобы вычленить наиболее важные из процедур панчакармы, описать их вне контекста различных течений и школ аюрведы и адаптировать к условиям современных стран Запада.

Вот основные ступени панчакармы в модернизированных вариантах аюрведы.

1. Лечение маслом (шихана): пациент по утрам принимает внутрь очищенное сливочное (топленое) или растительное масло. Делается это несколько дней подряд, чтобы смягчить «доши» и затормозить процессы пищеварения. Считается, что при этом из тела на время изымается стихия огня — агни.

2. Масляный массаж (абьянга): производится массаж тела с применением целебного масла, содержащего экстракты лекарственных трав. Состав подбирается индивидуально для каждого пациента. Цель этой процедуры — вывести из тела избыток веществ «дош», направляя их к естественным органам выделения.
Есть и другая техника, родственная масляному массажу, — широдхара. Теплое конопляное масло, насыщенное экстрактами трав, тонкой струйкой льется на лоб лежащего пациента (в область «третьего глаза», как считают индийские целители), что вызывает глубокое расслабление тела и восстанавливает баланс дыхательной энергии — прана вата, необходимый, в частности, для уравновешивания нервной системы.

3. Лечебное потение: испаряющийся отвар из лекарственных трав открывает поры на теле и удаляет лишние вещества через кожу. Существует и аюрведическая деревянная баня — сведана.

4. Очистительные клизмы (баста). В аюрведе известно более ста разновидностей лечебных и очистительных клизм с растительными отварами и другими природными лекарствами. В комплексе мероприятий панчакармы это средство используется для растворения веществ «дош» и выведения их через кишечник. Особенно эффективно процедуры баста выводят из организма излишек воздушной субстанции вата. Считается, что нарушения баланса трех жизненных субстанций — вата, питта и капха — соотносятся между собой по частоте, как 4:2:1, так что поддержание равновесия вата имеет первостепенное значение в 
борьбе с подавляющим большинством болезней, особенно на их начальных стадиях. Отсюда — требование особой заботы о нормальной деятельности кишечника и своевременного проведения соответствующих очистительных процедур.

5. Очищение дыхательных путей. Слизистая субстанция капха имеет тенденцию накапливаться внутри головы (в лобных, гайморовых и других полостях) и на всем протяжении дыхательных путей. Посредством вдыхания целебных масел или травяных отваров излишек слизи выводится наружу.
 
 
 
По материалам сайта: ki-expo.ru

Поделиться:




Комментарии
Смотри также
25 декабря 2006  |  14:12
Новогодние традиции
В России Новый год стали отмечать по указу Петра Великого с 1 января 1700 года. До этого его отмечали 1 сентября. Этот праздник с елкой, украшениями, карнавалами очень полюбился русскому народу.
22 ноября 2006  |  14:11
Время перемен
Какие ошибки мы часто совершаем, стремясь быть здоровыми? Гимнастика и витамины, бес¬спорно, полезны. Однако есть в нашей жизни нечто, пе¬ред чем меркнет значимость любой продуманной диеты и гимнастики. Речь идет о твоем душевном равновесии, умении правильно реагировать на стрессы.
21 ноября 2006  |  14:11
Как нас обманывают в ресторанах. Часть 2 – опыт волгоградских рестораторов.
Посольство Медицины уже писало о том, как обманывают в столичных ресторанах, неожиданно тема получила продолжение, появилась информация из г. Волгограда. Тамошние рестораторы поделились откровенной информацией о том, как обсчитывают, обвешивают и облапошивают клиентов ресторана. Век живи, век учись!
18 ноября 2006  |  11:11
Боль в шее
Боль в шее в последнее время встречается с одинаковой частотой как у мужчин, так и у женщин. Причём количество больных с этой жалобой растёт из года в год. Боль в шее уже может встречаться и в детском возрасте.
17 ноября 2006  |  12:11
Почему я устаю?
Рано или поздно этот вопрос задает себе любая женщина. Как тонна кирпичей он обрушивается на наши головы, и, как всегда, не находится ни сил, ни времени на поиски причин. Мы выпиваем очередную чашку кофе, опять делаем над собой усилие и продолжаем "забег", успокаиваясь мыслью, что когда-нибудь появится время по-настоящему заняться собой.