Сегодня 20 октября 2017
Медикус в соцсетях
 
Задать вопрос

ЗАДАТЬ ВОПРОС РЕДАКТОРУ РАЗДЕЛА (ответ в течение нескольких дней)

Представьтесь:
E-mail:
Не публикуется
служит для обратной связи
Антиспам - не удалять!
Ваш вопрос:
Получать ответы и новости раздела
14 марта 2005 14:03

Концепция охраны стоматологического здоровья населения Свердловской области на период до 2010 года

Введение
 
Основной целью реализации Концепции является улучшение стоматологического здоровья жителей области как значимого фактора состояния здоровья населения в целом.
Актуальность этой стратегической задачи обусловлена высокой стоматологической заболеваемостью населения. 97% жителей страдают от заболеваний твердых тканей зубов, из них у подавляющего большинства отмечается более серьезная патология, связанная с заболеваемостью в тканях пародонта. Подтверждением неблагоприятной ситуации является показатель интенсивности кариеса у детей 12−летнего возраста, оцененный в результате специального эпидемиологического исследования. Он в среднем по области в 3 раза выше, чем у их сверстников в США и Китае.
Отчасти такое положение объясняется наличием ряда неблагоприятных медико-географических и экологических факторов, среди которых: недостаточное количество солнечных дней в году, дефицит фтора в питьевой воде, повышенная загрязненность вредными компонентами окружающей среды.
Наряду с этим существуют медико-социальные проблемы, требующие внимания не только стоматологической службы, но и всего общества. К ним можно отнести:
1. ослабление государственной политики по профилактике заболеваний полости рта в условиях формирования рыночных отношений;
2. недостаточная ответственность жителей за состояние своего стоматологического здоровья;
3. снижение доступности стоматологической помощи для основной массы населения;
4. излишне узкая специализация врачей-стоматологов, не отвечающая потребностям населения в комплексной стоматологической помощи;
5. отсутствие мониторинга стоматологического здоровья населения, что не позволяет иметь объективную картину заболеваемости жителей области.
 
Система взглядов, определяющая пути решения указанных проблем и механизмы совершенствования стоматологической службы области, составляет основу настоящей Концепции. Она составлена в соответствии с основными направлениями работы Стоматологической Ассоциации России, а также с утвержденными федеральной и областной концепциями развития здравоохранения.
Структура Концепции охраны стоматологического здоровья населения Свердловской области до 2010 года предполагает последовательное рассмотрение комплекса задач:
1. Совершенствование системы организации и управления стоматологической службой.
2. Обеспечение доступности и качества стоматологической помощи.
3. Усиление профилактики стоматологических заболеваний.
4. Улучшение финансирования и материально-технического обеспечения.
5. Совершенствование кадровой политики и подготовка кадров.
6. Развитие науки и внедрение новых технологий.
Совершенствование системы организации и управления стоматологической службой
Стоматологическую помощь в области оказывают 39 государственных и муниципальных поликлиник (из них 3 детские), 20 специализированных отделений при городских и районных больницах, 124 стоматологических кабинета от стоматологических поликлиник в школах, военкоматах, на промышленных предприятиях и т.д., а также около 150 частных практик. Общая мощность государственной и муниципальной сети остается практически без изменения. Организационно развитие стоматологической службы происходит, главным образом, за счет открытия новых частных поликлиник и индивидуальных практик. Этот процесс, обусловленный объективными причинами, будет продолжаться и в дальнейшем. Частные структуры, как показывает практика, в своем развитии формируют собственные сети и филиалы, ориентированные на современные дорогостоящие медицинские и организационные технологии. При этом не исключается возможность приватизации части муниципальных стоматологических клиник.
В тоже время государство не намерено отказываться от планов повышения доступности стоматологической помощи для социально незащищенных категорий населения. Поэтому останется сеть государственных и муниципальных стоматологических учреждений, работающих на основе государственного и муниципального заказов. Она будет ориентирована на оказание бесплатной и льготной помощи, однако ее перспективы в значительной мере станут определяться объемом платных услуг для трудоспособного населения.
В области будет продолжено совершенствование организационных форм стоматологической помощи, предусматривающих выполнение общих (корпоративных) услуг для различных стоматологических учреждений и специалистов (зуботехнические лаборатории и др.).
Повышение управляемости стоматологической службой может быть связано с неизбежными организационными изменениями на федеральном уровне:
1. по совершенствованию лицензионных требований;
2. по укреплению государственного регулирования ценообразования на стоматологические услуги в учреждениях всех видов собственности;
3. по развитие системы управления качеством стоматологической помощи.
 
Среди других направлений улучшения управления службой на региональном уровне:
1. усиление организационно-методического руководства со стороны Министерства здравоохранения Свердловской области и Уральской государственной медицинской академии;
2. возрастание роли профессиональных ассоциаций, которые должны объединить стоматологические организации всех видов собственности и способствовать развитию самоуправления;
3. улучшение информационного обеспечения и сопровождения деятельности стоматологических организаций.
Для повышения эффективности управления стоматологической службой области следует добиваться регулярной медико-статистической отчетности от всех стоматологических организаций всех видов собственности.

Обеспечение доступности и качества стоматологической помощи

Вопросы обеспечения доступности и качества стоматологической помощи остаются наиболее актуальными для населения области.
Доступность помощи зависит от:
1. развитости сети стоматологических организаций;
2. утвержденных объемов программы государственных гарантий на бесплатную медицинскую помощь;
3. уровня цен на стоматологические услуги.
Развитие сети стоматологических организаций
В настоящее время существуют сильные диспропорции в возможностях и уровне получения стоматологической помощи в различных районах области, в городе и на селе. Традиционно испытывают острый дефицит специалистов Гаринский, Карпинский, Пригородный, Камышловский и некоторые другие районы
Для выравнивания ситуации с доступностью помощи требуется мобилизация усилий на местах и принятие нестандартных решений. Перспективы для расширения сети можно увидеть: при создании в области общеврачебных практик; в потенциале промышленной медицины; в сотрудничестве с учреждениями министерств образования, социальной защиты, культуры и другими министерствами и ведомствами. Приоритетными задачами по развитию сети являются — восстановление школьной стоматологии и открытие стоматологического приема в женских консультациях.
Расширение объемов стоматологической помощи, предоставляемой в рамках Территориальной программы государственных гарантий
Стоматологическая служба области может добиваться увеличения объема бесплатной помощи, опираясь на положения Федеральной программы государственных гарантий обеспечения бесплатной медицинской помощью граждан Российской Федерации, предусматривающей лечение всех заболеваний полости рта, кроме услуг по зубопротезированию и ортодонтии за счет средств территориального фонда обязательного медицинского страхования и бюджетов всех уровней.
Учитывая слабую социальную защищенность пенсионеров и высокую нуждаемость их в стоматологической помощи, расширение государственных гарантий следует проводить в первую очередь для старших возрастных групп населения.
Регулирование уровня цен на платные услуги
Возрастание объема стоматологических услуг населению, осуществляемых негосударственным сектором и высокие темпы роста числа частных стоматологических фирм неизбежно потребуют введения на федеральном уровне государственного регулирования цен на платные стоматологические услуги, оказываемые организациями всех видов собственности.
Повышение качества стоматологической помощи и обеспечение его контроля
Переход здравоохранения от экстенсивных способов развития к интенсивным методам способствует повышению внимания к качеству оказываемых услуг. Это достигается через формирование территориальной системы управления качеством стоматологической помощи, которая направлена на защиту прав пациента.
Она предполагает комплексную стандартизацию стоматологической деятельности и организацию контроля соблюдения нормативных требований путем проведения ведомственной и вневедомственной экспертиз.
Для координации работы и осуществления работы по стандартизации и экспертизе в стоматологической службе области предполагается создание сети уполномоченных по качеству и областного регистра экспертов.
Повышение требований к качеству стоматологических услуг в рыночных условиях затрагивает вопросы этики взаимоотношений стоматологов с пациентами и коллегами, а также страхования профессиональной ответственности. Эти аспекты деятельности должны быть под особым вниманием профессиональных ассоциаций и учебных заведений, занимающихся подготовкой и переподготовкой специалистов стоматологической службы.

Усиление профилактики стоматологических заболеваний

Реальное снижение стоматологической заболеваемости населения главным образом зависит от эффективности профилактических мероприятий. Профилактика заболеваемости, как важная составляющая гигиены человека, должна быть обязательной составляющей общественной и личной воспитательной работы. Она не ограничивается возможностями стоматологической помощи и требует внимания всех сторон, участвующих в формировании культуры человека (врачей, педагогов, журналистов, деятелей культуры и т.д.).
В рыночных условиях активность профилактической работы заметно снизилась, что не могло не сказаться на ухудшении эпидемиологической ситуации заболеваемости полости рта.
Усиление профилактики стоматологических заболеваний в новых условиях потребовала новых организационных подходов, которые можно рассматривать в двух плоскостях: через восстановление и развитие популяционной, групповой и индивидуальной профилактики и путем укрепления профессиональной профилактики.
Восстановление и развитие популяционной, групповой и индивидуальной профилактики
Идеологической основой профилактики стоматологической заболеваемости области является современная доктрина профилактики стоматологической заболеваемости, предложенная Стоматологической Ассоциацией России и предполагающая повышение личной ответственности жителей за гигиеническое состояние полости рта. Допускать развитие стоматологических заболеваний и иметь заметные дефекты зубов должно быть экономически и социально невыгодно. Культура здоровых зубов возводится в моральный принцип, что дает человеку ощущение нового качества жизни.
Расширение и углубление общей популяционной, групповой и индивидуальной профилактики ведется в 3−х направлениях:
1. активизация просветительско-обучающей деятельности;
2. насыщение рынка розничной продажи профилактическими средствами;
3. фторирование воды и продуктов питания.
Основным механизмом профилактической работы остается разнообразное и активное просвещение населения (пропаганда) и обучение его навыкам личной гигиены, правильному выбору профилактических средств. Движущей силой этого процесса должны стать специалисты стоматологической службы, обладающие профессиональным знанием о причинах заболеваний, о мерах их предотвращения и лечения. Предполагается, что выработку идеологии, координацию просветительской работы и профилактической работы в целом будут осуществлять создаваемый организационно-методический центр при областной стоматологической поликлинике совместно с областным центром медицинской профилактики.
Другим важным элементом организации профилактики является насыщение потребительского рынка широким спектром разнообразных средств гигиены, а также разработка их новых видов. Сегодня в розничной продаже уже имеется достаточное многообразие зубных щеток, паст, флоссов и т.п., однако преобладают дорогостоящие зарубежные средства. Актуальной задачей становится разработка и производство дешевых и качественных отечественных товаров. В этой связи большое значение придается развитию сотрудничества ученых стоматологов Уральской государственной медицинской академии с предприятиями, выпускающими профилактические средства, например с парфюмерно-косметологическим концерном «Калина» (Екатеринбург), имеющим опыт в этом вопросе.
Проблема фторирования воды и продуктов питания является актуальной для области. В основных источниках водоснабжения населения в среднем содержание фтора составляет 0,2−0,3 мг/л, что в 5 раз ниже нормы. Но к вопросу о фторировании воды и продуктов питания в Свердловской области следует подходить дифференцированно, так как в ряде районов и на отдельных предприятиях области определяется избыток фтористых соединений в окружающей среде. Поэтому необходимо проведение районирования территории, позволяющее учесть специфику популяционной или групповой профилактики. Одним из наиболее перспективных способов профилактики кариеса зубов является метод фторирования молока для детей дошкольных учреждений. В настоящее время имеются все разрешительные нормативные документы на внедрение его на территории Российской Федерации, и существует методика оценки его эффективности по уровню выделения фторида с мочой.
Эффективность профилактической работы в целом, особенно при реализации программно-целевого подхода, должна подтверждаться и эпидемиологическими исследованиями, результаты которых отражают ситуацию со стоматологической заболеваемостью более объективно, чем статистический анализ работы стоматологических организаций.
Укрепление профессиональной профилактики
Укрепление профессиональной профилактики будет осуществляться двумя путями.
Во-первых, необходимо повышать уровень практических знаний по организации предупреждения стоматологических болезней у стоматологов, работающих в общей лечебной сети, участковых терапевтов, педиатров и врачей общей практики, занимающихся первичной медицинской помощью. Это даст возможность профессионально помочь пациенту в выборе индивидуального способа профилактики, средств гигиены и позволит усилить настороженность врача по ряду соматических заболеваний при исследовании состояния полости рта.
Во-вторых, профилактическая составляющая в технологии работы стоматологических учреждений будет усиливаться благодаря введению в штат гигиенистов стоматологических и организации кабинетов гигиены полости рта.
Не исключено, что дополнительным стимулом к развитию профессиональной профилактики будет развитие стоматологического страхования, развиваемого по аналогии с опытом Швеции и др. зарубежных стран, который предусматривает регулярный профилактический осмотр застрахованных. В большей степени это возможно в рамках системы добровольного медицинского страхования.
Приоритетным стратегическим направлением во всех видах профилактики остается предупреждение развития стоматологических болезней у беременных женщин и детского населения, требующее целевого финансирования из областного и муниципальных бюджетов.
Это позволит:
·    обеспечить бесплатной первичной профилактикой основных стоматологических заболеваний беременных женщин и детей 6−12 лет, предполагающей профессиональную гигиену полости рта, использование препаратов фтора, внедрение современных методик запечатывания фиссур и т.п.;
·    усилить мотивацию к сохранению и укреплению стоматологического здоровья;
·    расширить обучение методам правильной чистки зубов и ухода за состоянием полости рта.
Целенаправленная работа в этом направлении в течение 3−х лет приведет, по оценкам специалистов, к снижению интенсивности кариеса зубов у детей области на 17% и уменьшению распространенности заболеваний пародонта на 14%.

Улучшение финансирования и материально-технического обеспечения

Вопрос улучшения финансового обеспечения стоматологической службы связан с возможностью Свердловской области и государства поддерживать социально незащищенные и малоимущие слои населения и развитостью системы добровольного медицинского страхования.
Одним из путей оптимизации финансирования муниципальных стоматологических поликлиник является переход от сметного финансирования к оплате за фактический объем оказанных услуг, выражаемый через условные единицы труда (УЕТ), проводимый в рамках реформы амбулаторно-поликлинической службы Свердловской области.
Важным элементом улучшения финансового обеспечения стоматологических учреждений должно быть внедрение ресурсосберегающих технологий, которое первоначально требует организации в поликлиниках более строгого нормированного учета и контроля потребления и расходования электроэнергии, воды, тепла, расходных материалов.
Развитие материально-технической базы областной стоматологической службы будет проходить в двух направлениях.
 
Первое направление связано с развитием стоматологических учреждений, ориентирующихся на передовые технологии, материалы и оборудование ведущих зарубежных фирм. Большие затраты на современное материально-техническое обеспечение будут определять высокую стоимость предлагаемых услуг и соответственно ограниченный контингент потребителей. Однако, благодаря такой технической политике, будет задаваться направление совершенствования оснащения стоматологии на перспективу.
 
Второе направление в развитии материально-технической базы больше приемлемо для основной массы стоматологических учреждений и кабинетов области, которые будут стремиться достичь или соответствовать международному уровню требований к используемым материалам, инструментам и оборудованию. Оптимизация этого процесса потребует унификации приобретаемого оборудования, что позволит впоследствие инициировать создание региональных центров сервисного обслуживания и ремонта.
С целью поддержки местных производителей материалов и оборудования возможно формирование государственного заказа на производимую продукцию или научные разработки и установление местных льгот.
Техническая политика областной стоматологической службы будет во многом осуществляться через организацию тематических выставок, проводимых как в рамках конференций, так и самостоятельно. Задачей таких экспозиций станет, помимо демонстрации всего спектра продукции реализуемой фирмами-участниками выставки, пропаганда перспективных технологий, материалов и оборудования для широкой стоматологической общественности со стороны руководителей стоматологической службы. Это может достигаться через подготовку сравнительных информационно-аналитических материалов по предлагаемой продукции, проведение тематических семинаров, организации консультаций, реализации методических пособий.

Совершенствование кадровой политики и подготовка кадров

В стоматологической службе области работает около 1200 стоматологов, свыше 800 зубных врачей и более 500 зубных техников. Средний возраст специалистов 38−40 лет. В результате в целом обеспеченность врачами лечебного профиля приближается к общероссийскому нормативу и составляет 3,9 на 10 тыс. населения при общероссийском нормативе 4,0. Существует дефицит в обеспеченности врачами ортопедами. При нормативе РФ 0,8−1,0 она составляет 0,6.
Высокие темпы развития стоматологии, доходность и престижность профессии и в ближайшие годы будут привлекать в эту сферу деятельности молодежь. Это ощущается по возрастанию конкурса на стоматологический факультет Уральской государственной медицинской академии, который ежегодно выпускает около 100 молодых специалистов. Однако это не решает проблему обеспеченности кадрами удаленных от областного центра районов.
Среди перспективных мероприятий по улучшению кадровой ситуации в таких территориях:
·    повышение роли местного самоуправления в решении кадровых проблем муниципальных поликлиник (целевые наборы, приглашение врачей на работу по договору, строительство жилья на льготных условиях и т.п.);
·    трудоустройство специалистов, эмигрирующих из стран ближнего зарубежья.
Дальнейшее изменение структуры кадров в стоматологии связано с появлением новой специальности «стоматолога общей практики» и повышением роли гигиенистов в организации стоматологической помощи.

Перспектива введения института стоматологов общей практики

Идеология формирования института стоматологов общей практики заключается в том, чтобы стоматологи стали в большей мере универсалами, способными взять ответственность за весь технологический комплекс лечения пациента. Это отвечает существующим тенденциям реформы российского здравоохранения, концентрирующей внимание на усилении роли первичной медико-санитарной помощи.
Появление стоматологов общей практики должно помочь в решении проблем:
·    излишне узкой специализации большинства практикующих стоматологов (терапевт, ортопед, детский стоматолог);
·    недостаточного уровня взаимодействия стоматологов с врачами общемедицинских специальностей;
·    отсутствия должных навыков при работе с соматическими больными.
Врачи широкой стоматологической специализации будут более подготовлены к разнопрофильной работе, как в муниципальных стоматологических поликлиниках, так и в частной практике.
Ожидается, что увеличение их количества в стоматологической службе приведет в дальнейшем к изменению штатного расписания в стоматологических поликлиниках и технологии организации помощи.
В настоящее время, в соответствие с письмом МЗ РФ №2510/584−32 (2000 г) выпускники стоматологического факультета Уральской государственной медицинской академии после интернатуры получают квалификацию «стоматолога общей практики», что потребовало соответствующего пересмотра прежней структуры учебного плана. Кроме того, на факультете усовершенствования врачей медакадемии открыта кафедра стоматологии общей практики, осуществляющая переподготовку практических врачей узких стоматологических специальностей.ъ
 
Повышение роли гигиенистов в организации стоматологической помощи
 
Возрастание количества специалистов по профилактической работе позволит переместить центр тяжести специальности от дорогостоящей технологии устранения дефектов в полости рта к упреждению их возникновения, с другой стороны, снизить нагрузку высокоспециализированных врачей, взяв на себя часть их функций. Это отвечает рекомендациям Стоматологической Ассоциации России по сокращению объемов подготовки по числу врачей и увеличению числа помощников врача (гигиенистов стоматологических, ассистентов врачей стоматологов, медицинских сестер).
Подготовку гигиенистов стоматологических осуществляется в медицинских колледжах области и на курсах усовершенствования из имеющихся зубных врачей. По мере возрастания потребности здравоохранения в таких специалистах в области есть возможность увеличить масштаб их подготовки.
Высокие темпы развития российской стоматологии, особенно внедрение передовых сложных технологий, требуют постоянного обучения и переподготовки практических врачей. Это неизбежно будет способствовать росту разнообразных курсов повышения квалификации стоматологов на базе как государственных, так и негосударственных стоматологических учреждений. В первую очередь будет продолжаться обучение новым технологиям с использованием современных материалов и оборудования.
Интеграция в стоматологию специалистов по информатизации, сложному оборудованию, современным материалам, возможно, приведет к появлению новых технологических специальностей и соответственно подготовительных курсов.
В процессе переподготовки и усовершенствования стоматологов возрастет роль современных информационных технологий, позволяющих осуществлять дистанционное обучение, достигать большей наглядности и оперативно проверять уровень усвоенных знаний.
Большую организованность и целесообразность приобретут конкурсы профессионального мастерства, конференции и семинары. Стратегическая задача профессионального конкурса не столько в выявлении лучших, сколько в массовом повышении уровня практических навыков, мастерства специалистов. А это значит, что в конкурсах должно участвовать больше людей. Поэтому для участия в нем должны привлекаться больше стоматологов (конкурсы на уровне поликлиники, муниципалитета, области и доведение анализа полученных результатов до участников) Важным элементом системы повышения квалификации кадров остается информационно-методическая работа. Среди направлений по ее улучшению:
·    осуществление мониторинга профессиональных изданий с последующим распространением соответствующих рекомендаций;
·    сбор, систематизация и распространение методических пособий как федерального, так и регионального уровня;
·    инициирование подготовки методических рекомендаций по актуальным вопросам деятельности стоматологической службы области;
·    издание профессиональных газет и журналов.
 

Развитие науки и внедрение новых технологий

Научная деятельность в сфере охраны стоматологического здоровья населения Свердловской области в первую очередь направлена на нужды практического здравоохранения. В ближайшие годы она будет развиваться в двух основных направлениях:
  • проведение оригинальных исследований по внедрению эффективных форм организации, профилактики, диагностики и лечения стоматологических заболеваний, преимущественно в рамках развивающихся и сложившихся научных школ;
  • внедрение в стоматологическую практику современных технологий, материалов и оборудования, требующее проведение клинических испытаний и выработки рекомендаций, учитывающих региональные особенности здоровья населения, организации деятельности областного здравоохранения и стоматологической службы, менталитета и врачей.
Большинство научных исследований в сфере стоматологии в области проводятся на базе Уральской государственной медицинской академии. Формирующиеся там научные школы отличает комплексность и междисциплинарность как к объектам исследования, так и к самому процессу познания. Это позволит в дальнейшем, не меняя тематику научных работ, участвовать в решении общих задач стоматологии, таких как:
1. изучение и более глубокое понимание этиологии и патогенеза стоматологических заболеваний с учетом возрастных характеристик и достижений биологических наук;
2. исследование взаимосвязи и взаимообусловленности стоматологических и соматических заболеваний;
3. анализ поведения людей применительно к стоматологии в зависимости от полового, социального экономического и других признаков;
4. поиск и разработка новых вакцин для стоматологии, материалов с антикариозным эффектом, стимулирующих остеобластических препаратов, препаратов, воздействующих на профилактику образования зубной бляшки и на ее устранение;
5. изучение роли ротовой жидкости в регулировании процесса деминерализации-реминерализации эмали и др.
Высокие потребности населения в получении стоматологических услуг и их, в большей части низкий уровень дохода, предполагают приоритет в освоении современных организационных технологий, позволяющих повысить производительность стоматологических учреждений, не снижая уровень качества, и не повышая себестоимость услуг. Это достигается, прежде всего, внедрением практически во все виды работы стоматологических учреждений современных компьютерных технологий.
Высокий научный потенциал, сложившийся в сфере стоматологии области, и наличие нескольких научных школ создают хорошие предпосылки для создания научно-исследовательского института. Это позволило бы усилить научное обоснование территориальных стоматологических программ, реализовать накопленный потенциал по разработке и комплексной оценке технологий в стоматологии и организовать сертификацию новых отечественных препаратов и материалов.
Более детальное освещение развития системы оказания стоматологической помощи в области должно быть отражено в комплексной целевой программе «Стоматологическое здоровье». Ключевыми элементами программы, требующими конкретизации предлагаемых мер и финансового обеспечения, должны быть вопросы профилактики стоматологических заболеваний, преемственности в оказании стоматологической помощи, улучшения материально-технического оснащения стоматологических поликлиник и кабинетов.
 
*Приложение к приказу Министра здравоохранения Свердловской области от 13.10.2003 г. №698.п

Поделиться:





Комментарии
Смотри также
04 апреля 2005  |  13:04
Результаты экзогенной профилактики кариеса зубов у школьников Санкт—Петербурга
Профилактика кариеса зубов у детей является одной из актуальных задач стоматологии. Высокая распространенность и интенсивность кариеса, быстрое развитие его осложненных форм, раннее удаление зубов и, как следствие, ортодонтическая патология заставляют задуматься о поиске новых, недорогих и эффективных лечебно—профилактических средств.
08 февраля 2005  |  18:02
Рынок зубной пасты России. Отраслевой обзор.
Абсолютное большинство россиян боятся зубных врачей и часто смотрят телерекламу. Чем иначе объяснить тот факт, что население страны стало чаще чистить зубы. Причем все более дорогими пастами.
17 января 2005  |  13:01
Результаты клинического изучения эффективности зубной пасты
Оценка противовоспалительной эффективности использования пасты "Лакалют актив" основании данных клинического исследования.
13 января 2005  |  11:01
Средства ротовой гигиены с точки зрения химии
К важнейшим гигиеническим средствам следует прежде всего отнести мыла и моющие средства. О них была речь ранее. Конечно, охватить все химические средства гигиены и косметики невозможно в небольшой книжке. Поэтому здесь внимание читателей будет обращено лишь на некоторые.
10 января 2005  |  14:01
Опыт применения альгината калия для лечения и профилактики заболеваний губ у детей
Заболевания слизистой оболочки и красной каймы губ относятся к числу распространенной патологии у детей, проживающих в регионе Европейского Севера. Так, по нашим данным у 44.13% детей встречается хейлит, причем 7% приходится на заболевания губ аллергической природы. Особое место занимает хейлит при кожных аллергозах, в частности, нейродермите. В одних случаях данное заболевание протекает как изолированный (локальный) процесс, в других - как обязательный клинический компонент диссеминированного нейродермита.